Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
28 октября 2011 | ЭКОНОМИКА |
Программа для кандидата, или Стратегия смутного времениБюджет на будущий год уже вызвал отклики. В основном критического характера. А ведь обсуждение только началось. Пока, правда, в обществе. Законодатели еще не успели сказать свое слово, так как продолжают знакомиться с законопроектом, попавшим к ним на стол месячным опозданием. Зато на этой неделе прошли парламентские слушания по Среднесрочной программе развития (СПР) Кыргызстана на ближайшие три года. Бюджет на предстоящий год — это только часть ее, ближайшее будущее, от которого нас разделяет всего один квартал и президентские выборы. Инициатором проведения общественных слушаний был комитет по экономической политике и туризму Жогорку Кенеша. Документ подготовила экспертная группа Минэкономрегулирования, он прошел обкатку в кабмине незадолго до ухода Алмазбека Атамбаева в трудовой отпуск, который плавно перешел в предвыборную гонку. Между прочим, в кулуарах “Белого дома” и парламента злые языки шептали, что СПР — это не что иное, как экономическая программа кандидата в президенты от социал-демократов, написанная по его заказу и аккурат к выборам. Вот она сила административного ресурса! Кто ее имеет, у того и преимущество, потому что в услужении целое министерство. Поначалу особого интереса со стороны экспертного сообщества к масштабному труду рабочей группы Минэкономрегулирования во главе с министром Учкунбеком Ташбаевым не было. Можно было предположить, что это откровенное игнорирование. Возможно, люди думали: не он первый в этом деле засветился, и не он последний. Таких стратегий в самостийном Кыргызстане было столько, сколько правительств. Тонны бумаги, многомесячные мозговые штурмы, горы цифири и обещаний. А результат, если в качестве индикатора брать показатель уровня бедности, нулевой. Республика топчется на месте, несмотря на прогрессивные законы и амбициозные проекты. Однако в процессе парламентских слушаний выяснилось, что гражданский сектор — традиционно главный оппонент всех начинаний власти — не имел под рукой документа для анализа его глав и разделов, чтобы, если уж критиковать, так предметно, со знанием дела. Такие претензии были высказаны представителями ряда НПО. На что Ташбаев ответил, что тайны со стороны разработчиков не было. Они провели 17 круглых столов по каждой отрасли отдельно. И в них мог участвовать любой желающий. Так что претензии тех, кто прозевал мероприятия, не очень-то обоснованны. В о введении к СПР авторы написали: “Настоящая программа отражает общее видение и концептуальный план действий правительства по социально-экономическому развитию страны до 2014 года”. И это “видение”, надо заметить, подверглось сильнейшей критике как со стороны депутатского корпуса, так и гражданского сектора. Во-первых, многих покоробила самонадеянность разработчиков, которые взяли на себя смелость утверждать, что в стране произошли за столь короткий срок “коренные изменения в государственном устройстве”, имея в виду парламентское правление. Во-вторых, не понравилось заявление, что “новые власти смогли вернуть доверие населения к государству и продемонстрировать мировому сообществу способность управлять страной. Таким образом, было покончено с прогнозами недоброжелателей о развале страны и кончине государственности”. — Зачем обманывать-то? Из-за неверия буквально ко всем ветвям власти второй год в стране не прекращаются митинги, пикеты, перекрытия стратегических трасс, — возмущались многие, прочитав предисловие. — Настоящая программа нацелена на выведение экономики страны на устойчивый вектор развития и улучшение состояния бюджета. В ней сделан акцент на следующие направления: реализация крупных национальных проектов, новая политика управления госактивами, — заявил глава Минэкономрегулирования, кому выпала роль презентатора СПР. — Выполнение предусмотренных реформ позволит сократить дефицит бюджета, усилить борьбу с коррупцией, повысить уровень жизни населения и снизить социальную напряженность в обществе. Далее Ташбаев в своем выступлении признался, что новому руководству не удалось решить всех насущных проблем, “оставленных в наследство прежними руководителями страны”: — Структура экономики устарела, она неконкурентоспособна, производительность труда остается низкой, наиболее квалифицированные кадры покидают республику, качество трудовых ресурсов ухудшается. В стране разрушен привлекательный инвестиционный климат, происходит отток капитала. Деградируют не только устаревшие основные фонды, но и социальная и жилищная инфраструктура. Цель реформ — построение эффективной системы исполнительной власти, направленной на развитие экономики и улучшение бизнес-среды. А сделать это можно, по словам министра, только решив ряд задач. А именно за счет сокращения государственных расходов и увеличения доходов, развития экономики через запуск новых национальных проектов, эффективного управления государственными активами, реформ лицензионно-разрешительной и контрольно-надзорной систем, в социальной сфере и сфере безопасности, а также в судебной системе. Ни у кого не было сомнений, что руководитель Минэкономрегулирования говорил правильные вещи о нашей экономике и причинах ее плачевного состояния, особенно на фоне соседей, у которых демократии поменьше, зато успехов и, главное, стабильности побольше, чем у нас. Однако резала ухо фраза о “прежнем руководстве”, которое якобы виновато во всех наших бедах. Странно это было слышать от чиновника, который при всех “прежних” режимах занимал ключевые должности в аппарате правительства, возглавлял ЦАРИИ наконец. Так что пеплом следовало бы в первую очередь посыпать собственную голову. Однако, возвращаясь к СПР, заметим, что главный акцент в работе по реализации программы его авторы делают на сокращении количества лицензий и разрешений — более чем наполовину, отмене виз с 46 странами, изменении порядка проведения проверок, оптимизации в предоставлении госуслуг, реализации 40 национальных проектов. Помимо роста доходов, эти меры являются серьезным барьером против коррупции. В качестве финансового института, который будет инвестировать проекты, Ташбаев предлагает создать банк развития. Идей и предложений в концепции правительства множество. Но большинство носят декларативный характер. Например, что касается месторождений золота. От Талды- Булака Левобережного и Джеруя вот уже десять лет правительство получает доход — миллиарды сомов. И эти виртуальные суммы учитываются в бюджете из года в год. На самом деле, как известно, там до сих пор идут споры и не урегулированы взаимоотношения с местным населением, препятствующим дальнейшей разработке рудников. Минэкономрегулирования, прекрасно зная ситуацию, тоже пошло по традиционному пути лжи и очковтирательства. Зачем? А чтобы в очередной раз желаемое выдать за действительное. Год-то ведь непростой, а выборный! За это больше всего Ташбаеву досталось от председателя комитета по бюджету и финансам Акылбека Жапарова. Многие заметили, что депутат при каждом удобном случае жесткой критике подвергает действия своего оппонента. Складывается ощущение, что между этими людьми в прошлом пробежала не одна черная кошка. Впрочем, отдадим должное Жапарову, его аргументы и придирки нельзя назвать голословными. Они основаны на фактах и цифрах. Поэтому выдержки из выступления парламентария стоят того, чтобы их опубликовать отдельно. Что касается гражданского сектора, то его представители не были согласны с отменой некоторых лицензий и разрешений, несущих угрозу здоровью человека, состоянию экологии. Эксперты из НПО говорили о противоречиях и нестыковках, существующих в бюджете на будущий год и Среднесрочной программе развития. Почему так получилось? Ташбаев объясняет это тем, что во время работы над документом у них не было точных показателей исполнения прошлогоднего и текущего бюджетов. Возможно, это правда. Но не вся. Кто следит за работой Минфина и Минэкономрегулирования, может быть, заметил, что между этими структурами сложились непростые конкурентные отношения. Минэкономрегулирования тянет одеяло на себя и делает это весьма успешно, благодаря напористости своего руководителя, которому благоволит сам Атамбаев. При разработке СПР Ташбаев за основу взял оптимистичный прогноз развития страны, что больше походит, если рассматривать его содержание, на экономическую платформу кандидата в президенты. А осторожный Минфин — пессимистичный, что в нашей ситуации более правильно. Но критике премьера Атамбаева подверглась именно консервативная политика Минфина, которому приказали переделать проект бюджета на 2012 год под ташбаевский вариант. Парламентские слушания, по общему признанию, были полезны всем. По их окончании принято решение отправить программу на доработку, хотя некоторые представители НПО предлагали ее одобрить. Мотивируя тем, что у нас мало времени, а нацпроекты нужно поскорее реализовывать. Сработал стереотип мышления: что, люди зря над СПР корпели три месяца? Но победу одержало благоразумие. А куда, собственно, Кыргызстану спешить? Мы и так впереди планеты всей по словоблудию и иллюзиям. Может, хоть на сей раз получим реальную, а не временную стратегию, если не поспешим и людей не насмешим. Комментарий Акылбека Жапарова Среднесрочная программа развития КР на 2012—2014 годы, несмотря на множество предусмотренных в ней реформ и мероприятий, направленных на улучшение экономического климата, снижение коррупционных издержек в области образования, таможенных и налоговых сфер, имеет нестыковки по цифрам и основным направлениям деятельности, ряд мер не согласован с профилирующими госорганами. Например, по государственным расходам и доходам между Среднесрочной программой и проектом республиканского бюджета на 2012 год. Пунктом 9 программы указывается, что введение в жизнь предусмотренных реформ может привести к сокращению бюджетного дефицита. Согласно пункту 16, одной из задач является сокращение государственных расходов и увеличение доходов. Однако уже в пункте 43 указывается, что с 2011 по 2014 год текущие расходы будут увеличиваться в среднем на 8 процентов, или на 5,7 миллиарда сомов ежегодно, в то время как расходы на проекты развития будут уменьшаться в среднем на 21,5 процента, или 4,2 миллиарда. Общие расходы на нацпроекты оцениваются в 8,3 миллиарда долларов, которые планируются к осуществлению в 2012—2014 годах, однако они не учтены в дальнейших расходах программы. Не указаны источники повышения государственных доходов и финансовых средств для реализации национальных проектов, которые названы как доходообразующие, но данные проекты в среднесрочном периоде таковыми не являются. В программе не отражены расходы бюджета и источники большинства проводимых реформ и мероприятий. Общая направленность — долгосрочная. Особенно это выражено в списке планируемых национальных проектов, большинство которых являются перспективными. По ряду из них на данный момент только ведутся переговоры, идет разработка технико-экономического обоснования. Они не могут быть осуществлены за три года. К тому же не определены источники финансирования у 17 из 40 проектов, начало реализации 6 долгосрочных проектов планируется с 2014 года, 15 проектов имеют дату окончания срока реализации после 2014 года. В частности, строительство железной дороги Китай—Кыргызстан—Узбекистан, строительство ГЭС, не определен источник финансирования по проекту СА8А-1000 и т. д. Что касается развития парка высоких технологий и увеличения экспорта, существует только соответствующий закон о нем, не проведены необходимые исследования рынка программного обеспечения, нет выделенных территорий, зданий, бюджета и положений. Фактически работа в данном направлении только начинается. Лариса ЛИ. Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/36307/ |
Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
Оставить комментарий
MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна
Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007