Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
21 октября 2011 | ЭКОНОМИКА |
Бюджет-2012: виртуальные доходы и сомнительные расходыТрадиционно перед детальным обсуждением депутатами Жогорку Кенеша бюджета на будущий год прошли парламентские слушания с участием гражданского сектора и СМИ. Слушания открыл глава комитета по бюджету и финансам Жогорку Кенеша Акылбек Жапаров, его анализ законопроекта и был самым емким. Едкие замечания в адрес своих “учеников” из Минфина и Минэкономрегулирования сыпались на замминистра Арзыбека Кожошева и его коллегу Учкуна Ташбаева, как из рога изобилия. Никто из членов правительства публично не опроверг слова парламентария, который, как известно, любит выступать с трибуны и, как правило, довольно убедительно. Уже в своей вступительной речи он дал понять собравшимся, что и в этом законопроекте есть “коррупционные схемы, которые закладываются изначально в некоторые статьи”. Это приобретения, госзакупки, неэффективное использование бюджетных средств за счет увеличения штатов, создание новых структур для чиновников. — К сожалению, мы не видим до сих пор со стороны правительства эффективной работы, — заявил руководитель комитета по бюджету и финансам. — Что дает сом, потраченный в условиях Кыргызстана? Для гражданина, к сожалению, этот вопрос остается тайной за семью печатями. Депутат напомнил, что год назад поднимались вопросы совершенствования фискальной политики, расширения налогооблагаемой базы, достижения сбалансированности внутренних возможностей и эффективного использования ресурсов государства, реформы в системе социальных выплат и, наконец, укрепления местных бюджетов. Однако, по его словам, бюджет на будущий год показал, что рекомендации ЖК были реализованы частично — только на 20—30 процентов. — Нам предстоит разобраться с достаточно сложной даже для финансистов и совсем непонятной для гражданского сектора формулой по выравнивающим и категориальным грантам, — отметил парламентарий. — В представленном проекте бюджета отмечается несоблюдение основных рекомендаций по сбалансированности расходов и доходов, эффективному использованию ресурсов, консолидации государственных активов и изменение долговой политики, реформе нормативно-правовой базы. В предлагаемом проекте дефицит остается на уровне 6 процентов с сохранением его зависимости от внешних грантов, кредитов и других внешних факторов, тогда как в бюджетной резолюции мы рекомендовали 5 процентов от ВВП. Жапаров пожурил Минфин и за то, что в новом законопроекте не предусмотрены средства для военных пенсионеров, которые вот уже несколько лет судятся с правительством за положенные им льготы и пайковые. Все суды ими выиграны, однако никто не собирается исполнять решения Фемиды. — По обсуждаемому проекту звучат мнения, что он менее прозрачный, чем нынешний: не раскрыты расходы на прочие государственные услуги, сокращено финансирование на образование и другие социальные нужды, — продолжил критику депутат. — Независимые эксперты убеждены, что средняя зарплата госслужащих должна быть не ниже 500 долларов, тогда, считают они, прекратилось бы воровство и коррупционные схемы. К сожалению, в этом направлении тоже не видно радикальных реформ. Жапаров обратил внимание на интересный факт: правительство предусмотрело двадцатипроцентное сокращение своего аппарата, но при этом фонд зарплаты оставило без изменений. Такие “реформы” на словах приводят к тому, что за десять лет количество чиновников выросло в 5 раз. С ним согласны многие аналитики, которые считают: проблема заключается не только в разросшемся госаппарате, но и в слабости вертикали исполнительной власти. Независимый эксперт Зоотбек Кыдыралиев назвал проект “трафаретом”: — Что было 5 лет назад и сегодня, — одно и то же. Просто цифры поменялись, — сделал он замечание Минфину. — Как можно сделать анализ, если мы не знаем, что будет до конца года? Если здесь нет данных о фактическом исполнении бюджета прошлого года? Каким образом проследить динамику? Где информация о недоимках и переплатах? Есть ли у нас подушка безопасности на случай второй волны мирового кризиса? Почему осталась прежней структура доходов госбюджета, которая служила кормушкой для отдельных семей и кланов? Она централизована до предела, не учитывает интересов органов местного самоуправления. А отдельные доходы абсолютно не носят социального характера. Например, поощрение развития патентной системы. Это ничем не оправданно, мировой опыт показывает, что патенты должны применятся только в случае, когда невозможно определить объем выпускаемой продукции и оказываемых услуг. Более того, эта система создает предпосылки для коррупции, сокрытию налоговых платежей. Руководитель ОНС при Минфине Азамат Акелеев тоже отметил “сырой” характер документа. У него вызвал недоумение чересчур оптимистичный прогноз правительства. Рост ВВП планируется на уровне 8 процентов, инфляция — 9. Тогда как международные организации гораздо осторожнее предсказывают экономическое будущее Кыргызстана, учитывая признаки очередного глобального кризиса, который вряд ли обойдет стороной нашу республику. — Почему, несмотря на многочисленные нарекания и призывы уменьшить госрасходы, они остались на прежнем уровне? — недоумевал экономист. Расходы на госаппарат растут. Правительство планирует увеличить их на треть, хотя постоянно говорит о сокращении чиновников на 20 процентов. Где логика? В бюджете не отражено сокращение лицензий, отмена виз и другие реформы, которые инициировал Минэкономрегулирования. Выступавшие обращали внимание на спецсредства и их возрастающую роль в госсекторе. “В Кыргызстане накопилось столько регулирующих органов и инспекций, что сами регуляторы не знают границ своих полномочий и перекладывают ответственность друг на друга, — поднял проблему Жапаров. — 5 миллиардов 700 миллионов сомов специальных средств — это дополнительная нагрузка на граждан и бизнес. Правительство же умудряется из этих нагрузок еще 20 процентов в виде налога забирать. Чем больше спецсредств, тем больше инспекций, комиссий, ведомств, регулирующих органов собирают деньги, тем интереснее самому правительству. Этот замкнутый круг мы до сих пор не разорвали”. Почему правительство тратит на содержание госструктуры такие огромные средства — почти треть бюджета, когда в развитых странах — не больше 10 процентов? Это, пожалуй, был самый неудобный вопрос, на который замминистра Кожошев не мог ответить. Впрочем, он фигура исполнительная, а решение и обещания, как известно, раздают другие. Жаль, что не было на слушаниях двух премьеров — Алмазбека Атамбаева и Омурбека Бабанова. Первый, перед уходом в отпуск для участия в предвыборной гонке, как никогда был щедр на посулы. Прибавку в 500 миллионов сомов обещал столице для благоустройства жилмассивов самозахватчиков, миллиард силовикам и т. д. Бабанов тоже не скупится на добрые слова, когда ездит по регионам. Меж тем Минфин урезал финансирование образования. Сотни детей в Баткенской области в преддверии зимы продолжают учиться грамоте в палатках. Лариса ЛИ. Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/36258/ |
Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
Оставить комментарий
MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна
Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007