Распечатать: Боль на всех РаспечататьОставить комментарий: Боль на всех Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Боль на всех Посмотреть комментарии

14 октября 2011

КРАСОТА И ЗДОРОВЬЕ

Боль на всех

    Кыргызстанцам, страдающим сложными заболеваниями и привыкшим с советских времен к бесплатной медицине и лекарствам, сейчас несладко вдвойне. Достать жизненно необходимые и обезболивающие препараты сложно, а в некоторых случаях — невозможно.

    Ограничение имеет значение

    О паллиативной помощи — активном уходе за пациентами с неизлечимыми прогрессирующими заболеваниями — в Кыргызстане заговорили недавно, но уже разработали стратегию в этом направлении при участии зарубежных экспертов. Сейчас будут пытаться ее реализовать, чтобы облегчить участь тяжелых пациентов.

    — Люди практически приходят к нам умирать. Их диагноз — рак 3 и 4 степени, — говорят сотрудники хосписа при Национальном центре онкологии (НЦО). — У этих больных ярко выраженный болевой синдром, им необходима симптоматическая помощь, которую мы оказываем. Пациентам назначаются наркотические обезболивающие препараты, так как ничто более им не помогает, а стоят они немалых денег. Раньше  безнадежных больных отправляли домой, теперь они могут остаться здесь и получить поддержку, во всяком случае медикаментозную, хотя мы и не можем охватить всю республику.

    По данным Минздрава, в стране ежегодно выявляется 4,5 тысячи случаев онкозаболеваний. Почти 80 процентов больных умирают уже в первый год после постановки диагноза. Люди доживают последние дни, испытывая сильнейшую боль, нейтрализовать которую на некоторое время могут только сильнейшие обезболивающие — опиоиды. Их выдают исключительно на приеме у врача в небольшом количестве, по-другому ни найти, ни купить их невозможно. И если в столице эта проблема как-то решается, то в регионах доступ к подобным лекарствам закрыт.

    — Хотя в стране ограничен ассортимент препаратов, содержащих морфий, только считанные врачи имеют право выписывать опиоиды, — сообщил директор программы “Общественное здравоохранение” Фонда “Сорос — Кыргызстан” Айбек Мукамбетов. — Мы хотели бы реализовать пилотный проект с применением таблетированного морфия, который сможет решить проблемы обезболивания и облегчения страданий неизлечимо больных.

    — У нас большая проблема с обезболивающими, их катастрофически не хватает, — сетует заведующая отделением паллиативной терапии и реабилитации НЦО Астра Арзыматова. — Есть наркотические вещества, которые выписываем пациентам, но все они идут в инъекционных формах. У нас центр, здесь медперсонал может сделать укол, но многие больные не в состоянии приехать. Поэтому инъекционных обезболивающих недостаточно для адекватной помощи пациентам. Есть люди, которые истощены болезнью, а такой препарат, как промедол, облегчает страдания лишь на час. С помощью трансдермальных пластырей облегчать их боль было бы гораздо легче, они купируют ее на 2 часа. Необходимо иметь в нашей республике и таблетированные формы морфия, которые есть в хосписах других стран. Но эти средства настолько дороги, что в нашу республику их даже не ввозят. Многим людям приходится терпеть ужасные боли.

    Тайное становится явным

    Отделение паллиативной терапии и реабилитации рассчитано на 25 мест, свободных не бывает никогда. Порой больных здесь вдвое больше положенного. Ежегодно сюда попадают около 500 пациентов.

    Свой страшный диагноз Айнагуль определила по мимике врача, который ее обследовал. Но тот почему-то не сказал ей о смертельном недуге.

    — Попросил выйти из кабинета и позвать мужа, — вспоминает женщина. — Я позвала. Хотела остаться и послушать, что он скажет супругу, но врач сказал, что желает поговорить наедине. В онкоцентр приехали потому, что боли участились и терпеть их нет сил.

    Супруг Айнагуль Тилек долгое время не мог сказать жене, что придется долго лечиться, и нет гарантии, что терапия поможет.

    — Мы упустили драгоценное время, — печалится Тилек. — Жена никогда не следила за здоровьем — все некогда было. А теперь…

    — Если больной хочет знать свой диагноз, врач должен сказать ему об этом, но сказать аккуратно и правильно, не навредив. Часто именно незнание приводит к тому, что к физической боли больного добавляются еще и душевные переживания, — считает директор Общественного фонда “Психическое здоровье и общество” Бурул Макенбаева. — Сокрытие от больного правды о диагнозе является нарушением его права на информацию. То, что о болезни говорят родственникам, а не пациенту, — неправильно. Должно быть наоборот, и человек должен сам решать, в каком объеме он может дать информацию родственникам.

    Халатность “белых халатов”

    Сотрудники Национального общества Красного Полумесяца ставят Айгуль в пример остальным ВИЧ-инфицированным, с которыми работают. Женщина, отсидев два срока, начала жизнь с чистого листа. К тридцати пяти стала заботливой мамой, родив здорового ребенка (при медицинском контроле это возможно). Копит деньги на жилье.

    О болезни женщина узнала перед тем, как выйти на свободу. Специалисты Республиканского объединения “СПИД” брали анализ крови у обитательниц женской колонии.

    — Подумала тогда: наверное, это расплата за грехи, — говорит Айгуль. — Много плохого сделала в жизни. От первого брака где-то в России растет дочь. Муж не стал мириться с моим пристрастием к наркотикам, подал на развод, забрал дочку и уехал. Восемь лет прошло, как в бреду. Из-за наркоты попала в тюрьму, там узнала, что беременна.

    Вернувшись домой к матери и младшей сестре, Айгуль не стала скрывать, что смертельно больна. Близкие посоветовали обратиться за помощью в специальные организации.

    — Лекарства получаю в объединении “СПИД”, — говорит Айгуль. — Благодаря этому удается держаться. Многие ВИЧ-инфицированные именно поэтому решились открыть свой статус. Конечно, есть и такие, кто не хочет бороться. Я живу ради сына, которого нужно поставить на ноги.

    Не сдают позиций и ошане, пострадавшие от халатности тамошних медиков. О том, как горе-доктора “подарили” смертельный вирус родителям и детям, не говорил только ленивый. Однако такая гласность не помогла пострадавшим. Даже наоборот — от ВИЧ-инфицированных отвернулись не только соседи, но и родственники. 10 октября  шестнадцать семей встретились с вице-премьером Ибрагимом Жунусовым, поведали чиновнику, как несладко им живется. Женщин бросают мужья, а прожить на ежемесячное пособие в три тысячи сомов с больным ребенком на руках невозможно.

    Одна из пострадавших сообщила, что супруг бросил ее с шестью детьми. Родственники, узнав о ее статусе, избегают общения. Делегаты попросили чиновника посодействовать в повышении пособий и решить вопрос о выделении им квартир наряду с гражданами, пострадавшими в июньских событиях.

    Также высказывались просьбы привлечь к ответственности медработников, по вине которых произошло заражение, поскольку суды оканчиваются не в пользу пострадавших.

    Жунусов пообещал помочь с выделением квартир, однако подчеркнул, что необходимо отдельное решение правительства, поскольку сейчас квартиры выделяются только пострадавшим в июньских событиях. И посоветовал присутствующим прислать ему лично свои заявления с изложением проблемы и описанием, как произошло заражение.

    Компетентно

    Роза ЖЫРГАЛБЕКОВА, национальный координатор программ по паллиативной помощи

    — В Кыргызстане 85 процентов больных умирают дома, страдая от боли, депрессии, отсутствия надлежащего ухода. Неизлечимая болезнь вызывает разнообразные социальные проблемы как у больного, так и у его родственников. Нет четкого налаженного взаимодействия между системами социального обеспечения и здравоохранения. Специалисты ПМСП не в состоянии предоставить пациентам необходимую помощь. В настоящее время в медицинских вузах не предусматривается обучение паллиативной помощи. Не прописано это и в законодательных актах.

    Основная проблема, с которой сталкиваются наши специалисты, — недостаток финансов, что не позволяет сформировать комплекс услуг, чтобы облегчить жизнь больного человека и его семьи. Паллиативную помощь в стране оказывают в Национальном центре онкологии, Ошском межобластном центре онкологии, двух хосписах, функционирующих на базе наркологических диспансеров в Оше и Бишкеке, в хосписе для больных туберкулезом с множественной лекарственной устойчивостью в Кемине.

    Меж тем в структуре общей смертности населения в республике гибель от тяжелых заболеваний — рака, туберкулеза и СПИДа — составляет более 48 процентов. Эти недуги сопровождаются интенсивным болевым синдромом. А у нас в стране проблема доступности эффективного обезболивания стоит наиболее остро. Разрешен только инъекционный морфий. Пробелы в законодательстве, регулирующем эти вопросы, ограничивают действия врачей. Медики не могут назначать опиоидные анальгетики в необходимом объеме. Эти ограничения пагубно сказываются на качестве жизни онкобольных, проще говоря, люди не получают необходимой паллиативной помощи, на которую имеют право.

    Разработана стратегия, нацеленная на развитие системы паллиативной помощи по всей стране, чтобы каждый нуждающийся мог получить не только квалифицированную медпомощь, но и социальную, психологическую поддержку. 

    Надежда ПОПОВА.


Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/36188/


Распечатать: Боль на всех РаспечататьОставить комментарий: Боль на всех Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Боль на всех Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007