Распечатать: Смертельная перегазовка РаспечататьОставить комментарий: Смертельная перегазовка Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Смертельная перегазовка Посмотреть комментарии

12 августа 2011

МЕСТО СОБЫТИЙ

Смертельная перегазовка

    Который год подряд руководители страны в курортный сезон оставляют дорогу к Иссык-Кулю практически “голой” — без автоинспекторов. С одной стороны, мы говорим “добро пожаловать” иностранцам — мол, денег на дорогах никто вымогать не будет. Но тем самым подвергаются опасности жизни тысяч людей, едущих к пляжам. Ведь иссык-кульская трасса без присмотра гаишников буквально обагряется кровью…

    Инкогнито

    Как правило, о любых проверках, рейдах и инспекциях у нас в стране узнают заранее, чтобы загодя к ним подготовиться. И соблюсти секретность подчас весьма трудно. Но о том, что начальник Главного управления безопасности дорожного движения Леонид Поляк лично выезжает инспектировать посты по дороге к Иссык-Кулю в минувшую пятницу, знал лишь министр внутренних дел и корреспондент “МСН”. Все посвященные в детали рейда, кроме, естественно, главы МВД, сели в непримечательную гражданскую машину. Целью поездки было проверить, какова в реальности обстановка на дороге Бишкек — Каракол, как несут службу сотрудники ДПС и насколько велика аварийноопасность. Чтобы картина получилась максимально объективной, сразу же договорились: главный автоинспектор страны к синей жемчужине едет инкогнито и ни при каких обстоятельствах из авто не выходит. Информацию собирает, что называется, визуально. Ну а поработать над ошибками можно будет на обратном пути.

    — Решение оставить трассу практически без надзора опрометчиво, — рассуждает Поляк на выезде из Бишкека. — Это признал и премьер-министр. Посты ДПС по туристическому маршруту все же остались, правда, их минимизировали. Пусть мы таким образом пытаемся завлечь иностранных туристов, показывая, что вымогательства на трассах не будет. Но с другой стороны, мы фактически сказали шоферам: пожалуйста, нарушайте, за это не накажут. Ничего хорошего из этого получиться не может.

    Эпопея с оголением дорог к пляжам началась еще в 2006 году. Тогда депутаты сначала потребовали снять посты ГАИ, но, правда, уже через месяц рост аварийности заставил их взяться за головы и сделать выбор в пользу безопасности. В 2008 году история повторилась — вал жалоб от казахстанских туристов на дорожные поборы возмутил прежнее правительство. Число машин, радаров и инспекторов было приказано сократить в разы. От Бишкека до Каракола оставили лишь 5—6 постов, круглосуточно дежурящих на трассе. Число жалоб тут же уменьшилось. Но в том же году общественность на страшном примере увидела оборотную сторону авантюрной инициативы.

    В ночь на 22 июля 2008 года на объездной трассе Бишкек — Торугарт в районе Токмака перевернулся автобус марки “Сетра”. Большая часть пассажиров — граждане Казахстана — возвращались домой с Иссык-Куля. В ДТП погибли 8 человек, более тридцати получили серьезные ранения. Потерпевшие утверждали, что водитель существенно превысил допустимую скорость — гнал свыше 130 километров в час. Позже его приговорили к 10 годам тюрьмы. А сразу после аварии посты на иссык-кульскую трассу вернули. Вот только хватило здравомыслия чиновникам ненадолго — уже в 2009 году трасса вновь была “голой”. Это уже стало традицией курортного сезона.

    — Каждый год, убирая инспекторов с дорог, мы получаем существенный рост аварийности, — отмечает Поляк. — Водители будто с цепи срываются — начинают нарушать все мыслимые правила. Вот, к примеру, мы подъезжаем к 74-му километру объездной дороги. На днях здесь буквально размазало по трассе троих человек — машина сломалась и остановилась на обочине. Трое мужчин смотрели под капот, когда в зад их авто влетел лихач, мчавшийся, не разбирая дороги. Мужчин буквально раздавило собственным автомобилем.

    Собирает кровавую дань трасса, лишенная инспекторов, и с иностранцев. 4 августа рано утром наш соотечественник на 40-м километре трассы Балыкчы — Каракол вылетел на встречную полосу и столкнулся с мини-вэном. В последнем на курорт ехали трое граждан России — все они скончались в больнице. Отечественный же шумахер выжил.

    “Звонок другу” и “хозяева жизни”

    Двигаться по трассе действительно страшно. Автомобилисты, зная, что гаишников на дороге практически нет, будто получили индульгенцию на беззаконие. Тех, кто едет не превышая скорости, не вылетая при обгоне на встречные полосы — единицы. На машинах подавляющего большинства нарушителей — бишкекские номера. Останавливаемся у поста ГУБДД перед Кемином, вытягиваем на разговор автоинспектора. Начальник ГУБДД, как и договаривались, салон авто не покидает. Поэтому содержание нашего разговора, если, конечно, он не умеет читать по губам, для него остается тайной.

    — Действительно, нарушений — вал, — рассуждает старшина. — Мы при всем желании с ним не справимся — нас всего двое. А те, кто превышает скорость — вон они, потоком идут в три ряда! Какую-то часть наказываем, но это — капля в море. Мелких ДТП каждый день — десятки. Владельцы машин зачастую происшествие даже не регистрируют — спешат на курорты. Договариваются на месте и гонят свыше 100 кило в час дальше. А с “хозяевами жизни” вообще разговаривать невозможно! Да сейчас сами убедитесь…

    Спустя пару минут по взмаху жезла останавливается навороченный джип. Номера непростые — 0040 ВВ. Человек за рулем, увидев фотоаппарат, реагирует весьма неадекватно. “Ты че снимаешь? Ты кто такой? А ну пошел на… отсюда! Мне выйти и тебя урыть?! Ща устрою!”. Столь бурного потока матов на диком гоноре можно ожидать от матерого урки, но никак от “помощника депутата”, коим водитель отрекомендовал себя инспекторам прежде, чем укатить с осознанием собственной правоты. Что у нас за депутаты такие, что берут себе кадры, будто вчера вышедшие из мест не столь отдаленных?

    — Видите, невозможно этим людям что-то объяснить, а уж наказать… — разводит руками инспектор. — Все они начинают звонить братьям, дядьям, отцам. И чуть не из “Белого дома” приходит команда: “Отпустить”. И эти лихачи не отвечают за свои поступки, чувствуют вседозволенность. А потом попадают в аварии, губят нормальных людей. В следующий раз и вовсе не подчиняются приказу инспектора остановиться — считают себя выше этого.

    Кстати, дорогих иномарок с номерами “KG” на трассе к Иссык-Кулю в пятницу вечером очень много. Причем как числящихся на балансе правительства, так и из президентского аппарата, и депутатского корпуса. Видимо, устают слуги народа за неделю от праведных трудов, а к пляжам в состоянии добраться опять-таки только за счет населения — на казенных машинах и на бензине, оплаченном из бюджета. Легко догадаться, что шоферы этой категории авто плюют на ПДД в 99 случаях из 100.

    — Вообще типичный образ нарушителей описать легко, — делится наблюдениями инспектор. — В большинстве случаев это молодые люди на подержанных иномарках — они считают, что сам черт им не брат, превышают скорость, выскакивают на “встречку” и создают аварийные ситуации. Вторая категория — из тех, что вы видели. Ездят на джипах, имеют высокопоставленных покровителей и ведут себя крайне нагло. Это люди в большинстве случаев уже в годах, а “тачки” у них сплошь представительского класса или огромные свежепригнанные джипы. “Хозяева жизни” обожают комфорт и не слыхали про скромность. Иные даже с кулаками на милиционеров кидаются — приходится вызывать усиление из ближайшего УВД.

    А что же пресловутые казахстанцы и россияне, ради которых и затеивалась катавасия с отменой постов ГУБДД? Иностранцы, по признанию инспекторов, ведут себя… не в пример порядочнее, чем наши сограждане. Они практически всегда подчиняются указанию остановиться, обычно вежливы и спокойны. Культура…

    Впрочем, нет правил без исключений — и среди зарубежных гостей встречаются хамы.

    Пороки дороги

    Ехать по объездной тяжеловато — местами она разрыта и ремонтируется. В Бооме, где реконструкция будет идти еще долго, взрывных работ ныне не ведут. Но в некоторых местах для проезда оставлена лишь одна полоса на два потока движения. Впрочем, серьезных пробок мы не заметили. В Чолпон-Ате тут же нарвались на “свежее” ДТП — две иномарки летели навстречу друг другу и зацепились бочинами, буквально порвав себе кузова. Благо никто не пострадал. На месте происшествия уже работают инспектора. Говорят, подобных аварий здесь — чуть не десяток ежедневно.

    В селе Бостери приезжие рискуют нарваться на настоящую пробку, в которой реально провести долгое время и “стукнуть” свой автомобиль. На перекрестке, уходящем к пансионату “Золотые пески”, — столпотворение. Во всех четырех направлениях скопились авто — водители сигналят, нервничают, потеют. Кое-где особо нетерпеливые, пытаясь выбраться из затора, уже помяли крылья своих машин.

    — Такая картина здесь ежедневно, — констатирует Поляк. — Мы неоднократно писали “наверх”, чтобы выделили средства на установку светофора. Уже несколько лет ответ один — нет денег. Скажете, можно поставить регулировщика? Пробовали, ставили. Во-первых, попробуйте сами помахать руками хотя бы час — уверяю, устанете быстро. Людей с жезлами нужно будет постоянно сменять. Для обслуживания только этого одного перекрестка потребуется минимум 4 сотрудника ДПС. А у нас в курортной зоне и так не хватает инспекторов — даже на тех минимально оставшихся постах работают в три смены, пытаются хоть как-то сбить спесь с лихачей.

    Впрочем, когда аналогичные пробки собирались возле санатория “Голубой Иссык-Куль”, на перекрестке установили светофор. А толку, если ныне он… не работает? Светофорный объект мало поставить, нужно его еще обслуживать, платить за потребляемую им электроэнергию. Местные власти этого не делали, вот светофор и обесточили.

    Чтобы добраться до пляжа без приключений, нужно всего лишь не нарушать основные ПДД, которые приводят к самым тяжким последствиям. Инспекторам в курортный сезон разрешено останавливать шоферов лишь за превышение скорости, выезд на встречную полосу, нарушение правил обгона и проезд на “красный”. Насколько мы видели, немногочисленные посты по дороге к пансионатам этих правил придерживаются. Из тех, кто был остановлен за указанные нарушения, попутно выявляют массу пьяных водителей и тех, кто сел за руль без документов.

    — Аварийность в курортные сезоны от года к году будет расти, — считает Поляк. — Надзор за дорожным движением, выявление и пресечение нарушений с принятием профилактических мер и ведением разъяснительной работы, — важная составляющая в обеспечении безопасности. Эту работу просто необходимо проводить. Но помимо этого необходима хорошая повсеместная разметка и знаки, освещение и элементарные тротуары для пешеходов. Отсутствие всего этого также повышает риск ДТП. Ситуацию могло бы исправить установленное на трассе видеонаблюдение — этот метод давно и успешно работает во многих странах. Но у нас на дорогостоящее оборудование нет денег. В итоге вся работа по снижению аварийности возложена на ГУБДД, но вести ее в одиночку мы не можем, ибо постов нереально мало. Успеваем проводить лишь самые необходимые мероприятия, не более.

    Если случится ДТП, патрульная машина выезжает на место происшествия и проводит там положенные действия. Это значит, одним контролирующим постом на трассе становится меньше. Чтобы доставить пьяного на экспертизу, а его авто на штрафстоянку, нужно проехать многие километры, иногда на это уходит полдня. Выбывают немногочисленные охранники дорожного правопорядка и по вине ретивых шоферов. Недавно один сотрудник ГУБДД попал в больницу — его с размаху ударили камнем в лицо. Этот случай далеко не единичен.

    — Правовой беспредел в стране налицо, — делятся наблюдениями автоинспектора. — Уважения к стражам порядка в народе осталось мало. Стоит потребовать убрать такси с проезжей части, как “бомбила” собирает митинг и идет пикетировать здание госадминистрации или перекрывать дороги. Отвечать за несоблюдение закона никто не хочет. Что за порядки, когда пьяный водитель остановленной машины с приятелями избивает инспектора? Или когда защищать задержанного за существенное превышение скорости шофера автобуса выходят все пассажиры, буквально кидаясь с кулаками на человека при погонах? Разве инспектор о себе заботится, наказывая нарушителя?

    Как не брать, брат?

    На обратном пути во время инспекции Поляк проверил, как несут службу его сотрудники. Увидев начальство, инспектора вытягивались по струнке и докладывали ситуацию. Мол, все под контролем, служба идет круглосуточно, иностранцев стараются не беспокоить, к ярым нарушителям принимаются меры. Нарушения со стороны самих инспекторов были незначительными — один забыл документы на радар, другой не захватил с собой журнал учета несения службы. За что получили по заслугам, досталось и ответственному за инструктаж личного состава. Недостатки устранялись на месте. Впрочем, с начала курортного сезона на немногочисленных людей в погонах, охраняющих порядок на курортной трассе, жалоб, по крайней мере от иностранных туристов, не поступало. Единичные спорные ситуации разрешаются путем консультации по телефонам доверия.

    Есть другой нюанс, повергающий в недоумение. Как выяснилось, чтобы обеспечить безопасность в туристический сезон в подразделения Чуйской и Иссык-Кульской областей главк ГУБДД из отдельной роты ДПС откомандировал в область около двух десятков инспекторов, опубликовали в СМИ телефоны руководителей подразделений и даже номера патрульных автомобилей, задействованных при несении службы. По туристическому иссык-кульскому маршруту установили 12 банеров с указанием телефонов доверия службы. Делается все для того, чтобы не допустить потока жалоб и нареканий от граждан. Но при этом, неся основную ответственность за то, что происходит на дорогах, ГУБДД испытывает острую нехватку средств, крайне мало бензина, не в полной мере выплачиваются командировочные.

    Иногда инспектора вынуждены за свой счет снимать жилые комнаты, что в курортный сезон ох как недешево. А также питаться и оплачивать повседневные расходы. На все это у МВД денег нет. Где инспектор ГУБДД должен взять средства, чтобы выполнить свою работу? Ситуация больше похожа на патовую: если у нас в стране таким путем пытаются победить вымогательство на дорогах, порядка в стране еще долго ждать не стоит.

    Вот сухие цифры: на автодороге Балыкчы — Чолпон-Ата — Каракол с 6 июня по 31 июля 2010 года произошли 23 аварии, в которых погибли 7 и получили ранения 38 человек. За аналогичный период нынешнего года в 34 ДТП скончались 8 и пострадали 59 человек. А вот данные с объездной Кант — Токмак — Кемин за тот же период прошлого года: 2 ДТП с 1 погибшим и 1 раненым. А что в нынешнем году? Уже 5 аварий, унесших жизни 4 человек, и 28 отправивших на больничные койки. Только за июль месяц текущего года аварийность на дорогах Иссык-Кульской области выросла на 18,1 %.

    Неоднократно говорилось на разных уровнях: убирать посты в курортный сезон с оживленной трассы — дурость. Но главный аргумент чиновников — зато нет жалоб от иностранцев. Нарушают наши сограждане так, что за рубежом и не снилось. И за спорную инициативу платится дань людскими жизнями, многие из которых принадлежали кыргызстанцам. Искоренять мздоимство на дорогах стоило бы другими методами, не связанными с явным снижением контроля за безопасностью людей. Или ответственным чиновникам стоило бы честно признаться: мы заботимся о казахстанцах, а жизни собственных граждан нас интересуют мало, пусть они разбиваются и гибнут! Ведь третье объяснение бредовой инициативе может быть только одно: правительство настолько наивно, что считает всех жителей КР донельзя законопослушными. И нарушать, если исчезнут гаишники, никто не станет. Вот только статистика смертности говорит обратное…

    Андрей ОРЕШКИН.


Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/35770/


Распечатать: Смертельная перегазовка РаспечататьОставить комментарий: Смертельная перегазовка Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Смертельная перегазовка Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007