Распечатать: Судебная реформа: меняем шило на… шило РаспечататьОставить комментарий: Судебная реформа: меняем шило на… шило Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Судебная реформа: меняем шило на… шило Посмотреть комментарии

5 августа 2011

ШЕРШЕ ЛЯ ФЕМИДА

Судебная реформа: меняем шило на… шило

    На этой неделе после скандальных разоблачений и ежедневных акций протеста правозащитных организаций и активистов молодежных движений Совет по отбору судей огласил список 11 претендентов в члены Конституционной палаты при Верховном суде.

    Первоначально тех, кого допустили до собеседования, было 30, из них пятеро экс-судей Конституционного суда, разогнанного Азимбеком Бекназаровым сразу после апрельских событий.

    В  итоге четверо прошли в следующий этап и имеют хорошие шансы вернуться к прерванной революционерами деятельности в своей же конторе, но под другой вывеской. Был Конституционный суд, теперь будет палата. А в чем разница? Граждане так и остались в неведении.

    Если посмотреть на список в целом, то обращает на себя внимание гендерный дисбаланс — семь женщин и всего четверо мужчин. Видимо, судейская мантия все же больше к лицу представительницам прекрасной половины человечества.

    Из тех, кто не прошел сито отбора, Азимбек Бекназаров — инициатор радикальных перемен в судебной системе. И он же, как показало время, жертва своих реформ. Его товарищами по несчастью оказались экс-глава МВД Болотбек Ногойбаев, преподающий уголовное право в Юридической академии, экс-депутат Алымбай Султанов, тоже из числа бывших — спикер парламента Мукар Чолпонбаев, имеющий свою частную адвокатскую контору. И, пожалуй, из тех громких имен, кем стоит завершить список неудачников, — заведующий обороны и безопасности аппарата президента Бусурманкул Табалдиев.

    Не станут конституционными судьями номинированные на эту должность действующие судьи, работники Генпрокуратуры, преподаватели юриспруденции. О чем это говорит? О том, что выбирать на самом деле самых достойных и честных было крайне сложно. Ни у кого из кандидатов на лбу не высвечивалась надпись светящейся краской “Взяткополучатель”. Все, на первый взгляд, люди достойные и порядочные. А если и был на кого компромат — жалоба, то решающее слово, как в судебном процессе, оставалось за докладчиком или в данном случае председателем. Захочет — обнародует, захочет — отложит в сторону. Как проверить это, если в Совет по отбору судей поступило свыше 400 заявлений от обиженных граждан?

    Но и эта цифра вызывает сомнение. Люди годами пишут жалобы в Совет судей, Национальный совет по правосудию, судебный департамент, засыпают своими письменными воплями президента, аппарат правительства, депутатов, вышестоящие судебные инстанции, Генпрокуратуру, омбудсмена, правозащитные организации. А что толку? Чем больше мы кричим о коррупции, тем она масштабнее. Люди в мантиях брать стали больше. За риск.

    Если раньше, как признался один из родственников районного судьи, чтобы занять эту почетную и  доходную должность, приходилось платить свыше 20 тысяч долларов в зависимости от территориального расположения места работы, то сегодня минимальная такса выросла до 50 тысяч.

    То, что практически все государственные должности в Кыргызстане продаются и покупаются еще со времен правления первого президента, ни для кого не секрет. А судебные мантии тем более, потому что сегодня выше судьи Верховного суда только глава государства и Бог. После двух революций поменялись президенты, руководители ГКНБ, генпрокуроры, парламентарии. И лишь кадры судебной системы, служившие репрессивной машиной при всех режимах, оставались неизменны.

    Право, смешно было читать о том, как члены Совета по-детски наивно спрашивали претендентов: коррумпирован они или нет? Какой дурак, скажите, признается в этом уважаемым членам ареопага, если наши некоторые служители Фемиды даже под присягой соврут, что не берут. И при этом даже глазом не моргнут, настолько это привычное дело к небольшой зарплате иметь высокий гонорар за правильно и вовремя вынесенное решение или постановление.

    Конечно, не факт, что посади на место экзаменатора кого-то из тех, кто все эти дни пикетировал в холле гостиницы “Достук”, тот сможет сделать достойный выбор. Потому что изначально члены отборочной комиссии должны были придерживаться определенных требований. Человек с улицы, будь он трижды кристально честным, на судейскую мантию не мог рассчитывать. Через сито могут пройти только люди со стажем, опытом работы и т. д. Вот и получается, что как бы мы ни плевались на нашу сверхкоррумпированную Фемиду, ее служителями станут многие из тех, кого бы ни простые граждане, ни правозащитники не хотели видеть в президиуме зала суда.

    О каком беспристрастном конкурсе может идти речь, если правилами не запрещено участвовать в работе совета тем, кто мечтает о мантии судьи Верховного суда? Это прямой конфликт интересов, и не видеть этого вопиющего факта — значит быть слепым или косым, как кыргызская Фемида.

    Но механизм запущен, и он будет работать до тех пор, пока не будут избраны судьи Верховного суда. А эта процедура требует еще большего контроля со стороны общественности. Как известно, решения, которые принимают судьи Верховного суда, окончательны и обжалованию не подлежат.

    Совету предстояло рассмотреть заявления 114 претендентов. Из них 35 кандидатов — это действующие и бывшие судьи Верховного суда во главе с его председателем Ферузой Джамашевой. В списке 12 судей Чуйского областного суда и их 10 коллег из Бишкекского городского суда. Не хотят упустить шанс поднять статус десятки районных судей столицы и Чуйской области, а также их коллеги из Оша, Джалал-Абада, Таласа, Нарына.

    Одним словом, перед глазами сплошные судейские мантии. Легче назвать чужаков. Среди них уже отобранный в Конституционную палату эксперт ПРООН Эмиль Осконбаев, поступивший, как нынешние абитуриенты, подав сразу две заявки. Интересно, что он выберет?

    С десяток частных адвокатов пытают счастье, один безработный без статуса и два общественных деятеля, в прошлом работавшие в судебной системе. Это экс-министр юстиции Марат Кайыпов и эксперт ПРООН Анарбек Исмаилов. И все.

    Даже если часть из адвокатской группы и чужаков пройдет собеседование, все равно подавляющее большинство составят судьи. И стоило копья ломать, проводить реформы в судейской ветви власти? Если — ба, знакомые все лица! Более того, от одной мысли, что люди из районной или областной Фемиды, выносившие неправедные решения, сейчас займут кресла в Верховном суде, становится откровенно страшно. На них ведь ни суда нет, ни управы.

    В странах, не на словах боровшихся с коррупцией в судебной системе, поступали гораздо решительнее. Например, в Индонезии разом и полностью весь судейский корпус отправили в отставку. В Грузии также одним махом заменили всех прежних полицейских на новых.

    Уверена, что в этих странах тоже решали дилемму: что лучше — опытный, со стажем кадр, но запачканный или честный, справедливый, но неопытный? Там предпочли второй вариант, мудро решив, что неопытных можно обучить. А вот умных взяточников только тюрьма и могила исправят.

    Мы же, увы, предпочли в который раз поиграть в реформы. Поменяли одних судей на тех же судей. Получилось шило на… шило. Поэтому так и хочется крикнуть в адрес тех, кто затеял эту игру: судью на мыло!

    Лариса ЛИ.


Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/35747/


Распечатать: Судебная реформа: меняем шило на… шило РаспечататьОставить комментарий: Судебная реформа: меняем шило на… шило Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Судебная реформа: меняем шило на… шило Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007