Распечатать: Бои без правил. Искать справедливость в ЖК — все равно что иголку в стоге сена РаспечататьОставить комментарий: Бои без правил. Искать справедливость в ЖК — все равно что иголку в стоге сена Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Бои без правил. Искать справедливость в ЖК — все равно что иголку в стоге сена Посмотреть комментарии

27 мая 2011

ПЕРВАЯ ПОЛОСА

Бои без правил. Искать справедливость в ЖК — все равно что иголку в стоге сена

    Минувшая среда обещала быть горячей для депутатов парламента. Намечалось два весьма спорных и конфликтных обсуждения - по отчету международной комиссии о событиях июня прошлого года на юге республики и рабочей группы Омурбека Абдырахманова, проверявшей обоснованность обвинений экс-генпрокурора Кубатбека Байболова к первому вице-премьеру Омурбеку Бабанову. Второе событие по скандальности переплюнуло первое, потому что прямо в стенах Жогорку Кенеша произошло нападение на одного из главных и давних оппонентов лидера партии "Республика" предпринимателя Валерия Хона.

Это произошло сразу после окончания совместного заседания комитетов по бюджету и финансам и по правопорядку, законности и борьбе с коррупцией. Когда председатель собрания Акылбек Жапаров решительно прекратил все прения и объявил, что пора расходиться, люди направились к выходу. И вдруг здесь образовался небольшой затор. Прямо перед ступеньками, ведущими к президиуму, навзничь лежал человек. Он пытался приподняться и вновь падал. Это был известный бизнесмен Валерий Хон, которого специально пригласили на заседание комитета и который безуспешно просил дать ему возможность выступить перед парламентариями.

    Первыми на помощь к нему подоспели журналисты. Вначале все подумали, что человек нечаянно оступился и упал. Или от волнения и разо­чарования из-за бесплодного ожидания на миг потерял сознание. Ведь Валерий Павлович чудом остался жив после прошлого покушения и еще не вполне оправился от тяжелых ран и увечий, нанесенных ему бандитами. Напомню, это было резонансное преступление, совершенное средь бела дня на одном из самых многолюдных мест столицы - возле Орто-Сайского рынка.

    Однако когда Хона вывели из зала и посадили на стул, чтобы оказать первую помощь, и спросили, что с ним случилось, услышали ответ, который поразил всех: "На меня напали. Сзади. Двое. Один ударил, а другой толкнул". Он говорил тихо, тяжело, с придыханием, и лицо его при этом было землисто-серым. Бизнесмен сказал, что одного из обидчиков узнает, тот находится в зале.

    - Покажите нам его, - тут же предложили телевизионные операторы, приготовившие камеры к съемке. Но перед запертыми дверями в зал заседания уже стояли два крепких молодых человека, которые наотрез отказались кого-либо впускать туда.

    Хулиганская выходка отморозков в отлично подогнанных под спортивную фигуру костюмах, скрывающихся под масками помощников, референтов, охранников, а может быть, и депутатов, так и осталась безнаказанной. Как и покушение на жизнь предпринимателя, рейдерский захват его годами выстраиваемого бизнеса, унижения и безысходность, испытываемые им в судах и правоохранительных органах, о которых он надеялся рассказать народным избранникам с документами в руках по каждому факту.

    Однако им было не до судьбы человека, которого они в очередной раз использовали в своей политической игре. Хон, как и приглашенные на заседание Кубатбек Байболов и представители российских инвесторов компании "Мегаком", был нужен для сведения счетов с первым вице-премьером Бабановым его оппонентами.

    - Почему дали слово бывшему генпрокурору и отказали Хону? - попыталась я узнать у руководителя рабочей группы Омурбека Абдырахманова.

    - Спросите у председательствующего, - с некоторым раздражением ответил он, всем своим видом показывая, что тоже раздосадован таким исходом дела.

    Тогда этот же вопрос задала убегающему от журналистской братии Акылбеку Жапарову.

    - Так решили депутаты, и я должен был подчиниться, - бросил на ходу глава комитета по бюджету и финансам.

    Что же произошло в минувшую среду, которой так ждали одни и опасались другие? К слову, и оппозиционная фракция "Ата Мекен", и бабановская "Республика" к этому дню тщательно готовились. Как по заказу, накануне якобы произошел телефонный разговор между первым вице-премьером и беглым Максимом Бакиевым. Стенограмма длившейся около минуты беседы, старательно выложенной кем-то в Интернете, была роздана каждому участнику и зрителю заседания вместе с остальными документами и справками.

    Этот компромат не внушал особого доверия, как, впрочем, и шум, поднятый защитниками эпоса "Манас" вокруг Омурбека Абдырахманова. Заказной характер так и пер из них. Можно сказать, что стороны обменялись ударами. Одни использовали в борьбе давно испытанный метод - народный гнев псевдопатриотов, другие ответили им "сливом" в социальных сетях, что сейчас современно, модно, технологично.

    Бабанов сразу отмел все подозрения относительно разговора с сыном экс-президента. Правда, этим, кроме журналистов, никто особо и не интересовался. Видимо, депутаты еще намедни все успели перетереть между собой. А вот по другим фактам, скажу сразу, не первой свежести, ему пришлось объясняться.

    Оппозиционеры вновь вытащили на свет казахский паспорт высокопоставленного чиновника, от которого тот давно отказался. Теперь ему приходится отвечать за ту легкость, с которой он поменял одно гражданство на другое, причем формально. Уничтожил один паспорт, попросил другой.

    И все-то Бабанову удается без труда. Другим приходится писать прошение на имя президента страны, чтобы либо дал гражданство, либо разрешил выйти из него, годами мыкаться без прав. Первый вице-премьер не делал ни того, ни другого. Теперь ему это аукнулось. И хотя он через суды доказал, что является кыргызстанцем, его противники всегда будут эксплуатировать ошибки молодости. Им выгодно считать его гражданином соседней страны.

    Атамекеновцы вновь озвучили и объяснительную представителя российских инвесторов "Мегакома" Алексея Черникова, в которой идет речь о неоднократных встречах россиян с Бабановым и его людьми. И хотя сам первый замруководителя кыргызского правительства не заикался о гонорарах за урегулирование вопроса права собственности сотовой компании, за него это делал глава фонда по управлению национализированным имуществом Даир Кенекеев. Чиновник готов был за 50 миллионов долларов в доход казны перестать сомневаться в российской принадлежности "Мегакома".

    Шантаж не удался, прежние руководители оператора мобильной связи отказались платить, что значило бы признать вывод денег в оффшоры, о чем неоднократно трубили республиканцы и что ставилось в вину команде топ-менеджеров Силича. Однако, полагаю, если бы россияне согласились на условия Кенекеева, их бы все равно не оставили в покое. Напротив, их бы доили, как корову, при любом удобном случае. Причем все, кто осведомлен об этом соглашении. У нас ведь так: знают трое - знает полстраны.

    Самым подробным и обстоятельным из всех раздаточных материалов было заявление предпринимателя Валерия Хона, где изложен весь процесс рейдерского захвата его нефтебазы, начавшийся еще в 2003 году с подачи Айдара Акаева, а потом сына второго президента Максима Бакиева, стоявшего за спиной Бабанова, как утверждает Валерий Хон.

    После всего, что пережил этот человек, не побоявшийся бросить вызов сильным мира сего, он пока так и не добился справедливости. Две революции для него оказались просто насильственной сменой одного коррумпированного режима на другой. Сегодня он проигрывает суды, Фемида не торопится с рассмотрением его исков, следователи отказывают в возбуждении уголовных дел. Это факт. Как и то, что власть не принимает никаких мер против многочисленных родственников первого вице-премьера, захватывающих десятки гектаров земли в Таласской области. Депутаты посчитали, что сам Омурбек Бабанов здесь не замешан, следовательно, не стоит на этом заострять внимание, как и в конфликте с Хоном, где его главным обидчиком значится племянник высокопоставленного чиновника Сагыдалда уулу.

    Более чем странная мотивировка. Господин Бабанов - член правительства, отвечающий за экономический блок. Преступления и нарушения, которые происходят в его епархии, как-то: передел собственности, захват чужого добра и бизнеса, должны волновать в первую очередь. А если он руководитель с государственным мышлением, то обязан был жестко пресекать все вольности своих многочисленных родственников, чтобы не бросали тень на его честное имя, за которое он так печется и готов судиться с Хоном, которого обвиняет в клевете. Но ведь родня - это святое, даже если у нее неуемные аппетиты. Дай волю, всю маленькую страну проглотят и не подавятся.

    Самая интригующая информация, которую разбирали депутаты, это поистине царский подарок матери вице-премьера - 20 миллионов долларов на покупку коммерческого банка "Кыргызстан". По словам Бабанова, якобы эти средства перечислила некая оффшорная компания за долги. При этом, что интересно, соратники по партии, так щепетильно относящиеся к оффшорам, словно язык проглотили. А ведь для них связь с оффшорными компаниями или намек на аффилированность с ними - признак нечистоплотного ведения бизнеса. По крайней мере в этом они обвиняли прежнее руководство "Мегакома".

    Оживленная дискуссия развернулась вокруг налогового вопроса. Согласно справке, подготовленной рабочей группой Омурбека Абдырахманова, в июне 2005 года в ходе документальной проверки ОсОО "Манас Интернэшнл Сервис" (МИС), зарегистрированного в СЭЗ "Бишкек", ревизоры ГНИ обнаружили сокрытие налогов в крупном размере - 743 миллиона сомов. Тогда документ подписал Адылбек Касымалиев, ныне работающий заместителем министра экономического регулирования.

    По этому факту финансовая полиция возбудила уголовное дело. Для выяснения некоторых деталей следователи обратились за разъяснениями к депутатам. Комитет по бюджету и финансам, который в ту пору возглавлял спикер Ахматбек Келдибеков, подтвердил законность действий финпола, так как компания нарушила статью 1 части 3 Закона "О свободных экономических зонах". Но этого разъяснения оказалось недостаточно. "Манас Интернэшнл Сервис" упорно не хотело платить. Тогда депутаты обратились к налоговому консультанту Татьяне Ким, которая дала обратное заключение - учредителем МИС является оффшорная компания, следовательно, ее кыргызстанская дочка ничего не должна бюджету.

    На этом весь спор и закончился, владельца компании-монополиста по продаже авиакеросина, по совместительству племянника Бабанова Сагадылда уулу Жаныбека освободили от уплаты налога. Парламентарии тоже особо не артачились, потому что понимали, кто на самом деле рулит поставками авиатоплива в страну. Сын первого президента, можно сказать, сдал эстафету отпрыску второго президента.

    На заседании Касымалиев отказался от своих первоначальных слов и заявил, что МИС освобождена от уплаты акцизов и НДС. Его поддержали депутаты-республиканцы, которые ссылались при этом на решения судов разных инстанций. Конформистская позиция бывшего главы ГНС возмутила атамекеновцев. Разъяснять коллегам суть закона "О СЭЗ" взялся заслуженный юрист республики Омурбек Текебаев.

    Напрасно он пытался вдолбить коллегам, что компании, занимающиеся поставками и продажей под­акцизной группы товаров, не освобождаются от уплаты налогов. Более того, это грубейшее нарушение законодательства, что МИС зарегистрировали в свободной экономической зоне, предназначение которой - стимулирование развития производства, а не укрытие от налогов доходов высокорентабельного бизнеса.

    Ровно десять лет назад юную оппозиционную газету "Моя столица" засудили, а потом обанкротили именно за то, что она писала о керосиновых королях, скрывавшихся от уплаты налогов в СЭЗ. Две революции в стране произошли, а воз и ныне там. Другие люди заправляют в аэропорту "Манас", а порядки все те же, хотя закон остался прежним, который трактуется депутатами и Фемидой в угоду сильным и богатым.

    Обсуждение, как обычно бывает в нашем парламенте, свелось к обвинениям. Никакого конструктивизма, пикировка оппонентов, местами переходящая в перебранку, которую жестко пресекал Акылбек Жапаров. Что дальше? Ответа нет. Похоже, целью был не столько поиск правды, справедливости, сколько желание получить реакцию СМИ.

    Подтверждается старая истина: искать защиту в стенах парламента, что найти иголку в стоге сена. Это демонстрировал всем своим поникшим видом бизнесмен Валерий Хон. Он сидел у парадных дверей западного зала ЖК побитый и униженный. Но не сломленный. Предприниматель заявил, что не боится бабановских ястребов и будет бороться до конца за правое дело.

    Лариса ЛИ.


Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/35240/


Распечатать: Бои без правил. Искать справедливость в ЖК — все равно что иголку в стоге сена РаспечататьОставить комментарий: Бои без правил. Искать справедливость в ЖК — все равно что иголку в стоге сена Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Бои без правил. Искать справедливость в ЖК — все равно что иголку в стоге сена Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007