Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
5 мая 2011 | ПЕРСОНЫ |
Зоотбек КЫДЫРАЛИЕВ: Устои жизни подмываются. И это печальноСтоличному жителю кажется, что все самое важное происходит в центре. Здесь восседает правительство, находится резиденция президента, отсюда они управляют страной. Какие процессы происходят в регионах, с которых, как известно, начинается Родина? Как там работает местное самоуправление (МСУ), справляется ли оно со своими задачами? Об этом размышляет независимый эксперт, в прошлом председатель Бишкекского горкенеша Зоотбек КЫДЫРАЛИЕВ. - Влияет ли сегодня МСУ на формирование человека и его мировоззрение? - Конечно. Маленькие города, поселки - это места, откуда берут начало наши корни. Я родом из села рядом с месторождением Андаш. Испокон века люди жили дружно, все экономические и социальные вопросы решали сообща. А сейчас дело доходит до драки, все потому, что полсела - за разработку полезных ископаемых, остальные против. И трудно определить, кто из них прав. За последние два десятилетия в умах людей произошли сильные изменения и, считаю, в худшую сторону. Приведу пример: раньше, если кто-то ехал в общественном транспорте и лузгал семечки, ему обязательно сказали бы, чтобы не сорил. И человек воспринял бы замечание с пониманием, как должное. Приезжие из сел старались скорее влиться в ту систему отношений, которая сложилась среди горожан. Сейчас некоторые откровенно бравируют своим бескультурьем и необразованностью, игнорируют негласные правила поведения, формировавшиеся годами в обществе: не сквернословь, не сори, уважай чужой труд, будь терпим к чужому мнению. - Может, это такое проявление демократии - как хочу, так и хожу? - С моей точки зрения, это элементарная невоспитанность. Я жил в маленьком горном селе, и если нам старший что-то говорил, никто не мог перечить, даже если тот был не прав. Это выработанная столетиями культура уважения. И за какие-то 20 лет вековые устои утратили ценность. Одну из причин того, что произошло с нами, я вижу в экономической политике, которая никак не согласуется с тем фундаментом, который был у народа 50-100 лет назад. В селе или городе местное самоуправление было объединяющей силой. А сегодня МСУ не очень экономически крепки, с другой стороны - зависимы от верховной власти. - Как вы считаете, местная власть может служить фактором стабильности, когда в стране неспокойно, как сейчас? - Многое зависит от лидерских качеств тех, кто встал над народом. Это в одинаковой степени справедливо как по отношению к руководителям страны, так и отдельно взятому айыл окмоту. Роль личности в истории человечества общеизвестна, и нельзя ее игнорировать. В настоящее время я все реже встречаю таких людей, за которыми мог бы пойти народ. В советское время подготовке будущих лидеров, командиров производства уделялось много внимания - это было одним из основных направлений управленческой жизни любого села или города. Человека повышали в должности только в том случае, если у него не было никаких "черных пятен". А что происходит сейчас? Недавно при обсуждении вопроса о выборах мэра города один из участников предложил убрать такое требование к кандидату на ответственный пост градоначальника, как высшее образование. Оказалось, что он работает временно мэром города, не имея университетского диплома за плечами. В свое оправдание человек ссылался на Омурбека Текебаева, который якобы говорил, что некоторые руководители имеют два высших образования, а работают хуже, чем иные после десятилетки. На мой взгляд, такой подход к подготовке кадров неприемлем. - В стране есть отдаленные горные села, регионы, где люди живут изолированно от всех. Какие задачи там решает местное самоуправление? Стремится ли оно вовлечь население в процессы, происходящие в Кыргызстане? - Существует круг вопросов, находящихся в компетенции МСУ. Они называются законами местного значения. Если проблема выходит за их рамки, на ее решение не будут выделены средства из местного бюджета. Допустим, организация теле- и радиовещания в регионах. Это под силу только органам республиканского уровня. К сожалению, до сих пор есть отдаленные села, в которых нет ни радио, ни ТВ, ни тем более Интернета. Я знаю одно село, к которому до сих пор не проведено электричество. И это в двадцать первом веке! О чем это говорит? Об отношении власти к своему народу, к МСУ. Если насущные проблемы не решаются годами, у людей возникает чувство оторванности, неполноценности. И оно их угнетает. Вы не сможете даже поговорить с ними о последних новостях, потому что у них нет радио. А это уже задача государства - дать образование и обеспечить доступ к информации. Однако местное самоуправление должно будировать, озвучивать чаяния людей, чтобы о них знали в центре и решали проблемы, а не доводили массы до крайности. Уверен, только безысходность толкает простых кыргызстанцев, которым терять больше нечего, на митинги. - Вы говорите, что мы утрачиваем традиции. Но о том, что их надо возрождать, популяризировать, так много стали говорить после апрельских событий. - Важно, чтобы слова и возможности совпадали, а когда нет материальной базы, слова будут пустым звуком. Обратите внимание, последние 3-4 года бюджет МСУ не растет, у 459 айыл окмоту и на 25 городов всего 14 миллиардов сомов. Не видно динамики роста, хотя бы с корректировкой на инфляцию. В этом году бюджет увеличили всего на 300 миллионов. Это и есть отношение государства к МСУ. А между тем местные органы должны решать массу проблем, связанных с благоустройством, экономическим развитием регионов. Денег не хватает, даже те средства, что выделены центром, приходится выбивать. Сложившаяся система дачи взяток людей коробит, они не могут свыкнуться с такими вещами, но приходится. Один из заведующих финотделом рассказывал мне, каких унижений ему стоило получить выравнивающий грант. Региональные власти просят Минфин профинансировать, а ведомство в ответ: гоните 5 процентов. А где взять эти деньги? Вот и вынужден глава айыл окмоту из местного бюджета вытаскивать эти 5 процентов. - А если он откажется давать на лапу? - В таком случае в центре будут тянуть с финансированием или откажут, ссылаясь на нехватку средств. Ленин говорил, что экономика является продолжением политики. На самом деле экономика - базис, фундамент развития человечества, в том числе и МСУ. Я часто вспоминаю 2007 год, когда бюджет стал двухуровневым и местному самоуправлению дали возможность самому собирать заработанные деньги и оставлять их у себя. Многие регионы тогда воспряли духом, стали строить далеко идущие планы. Правда, вместе с передачей функций следовало научить людей правильно пользоваться свалившимся на них богатством и свободой. Чтобы деньги шли не в чей-то карман, а на решение общих проблем. - А кто это обязан контролировать на местах? - Должна быть культура и выработанные государством правила, подкрепленные правовыми актами. В любом деле сначала необходимо определить цели, обговорить механизм и подходы для их достижения. В законе об исполнении бюджетного права все хорошо изложено, но не прописаны механизмы осуществления контроля. - Бытует мнение, что МСУ не создает условий для развития человека, так как руководителями обычно назначают мужчин. - Я так не думаю. По-моему, лидерские качества не зависят от пола, они есть у человека либо их нет. В последнее время часто поднимаются вопросы гендерных отношений, в таких случаях я всегда шучу: гендер нужно производить по тендеру. Борьба за равноправие имеет свои плюсы и минусы. Требования к руководителю - мужчина это или женщина - должны быть одинаковыми. - Местное самоуправление способно влиять на экономическое развитие? - Все зависит от той политики, которая складывается в нашей республике. Мы же не рассматриваем каждый орган МСУ отдельно, это часть общей системы, на которую тоже распространяются общие правила, предусмотреные нормативно-правовыми актами, законами. Главное - предоставление самостоятельности в решении экономических вопросов. К сожалению, во многих случаях из-за недостатка денег в бюджете все они зависимы от вышестоящих органов и та политика, которая проводилась, особенно в бакиевские времена, - централизация финансовых ресурсов, - сказалась не только на состоянии сел и городов, но и на формировании самого стереотипа мышления руководителей. Как-то мы ездили в Ош для обсуждения проекта закона о МСУ, и там возник спор относительно выбора глав местного самоуправления. Многие считали, что их должен избирать местный кенеш, а некоторые говорили, что аким байке. Народ привык слушать власть. И на юге, я думаю, преклонение перед властью сильнее, чем на севере. Аким, представляя собой власть района, сам предлагает кандидатуру глав МСУ, хотя по новому закону это является прерогативой местного самоуправления. - Как вы думаете, сейчас политика способствует развитию провинций? - Пока нет! - А сбору налогов? - Нет, конечно. Здесь, как в семье: если у тебя есть возможность самому прокормить семью и увеличивать доходы, тогда появляется уверенность в завтрашнем дне. - Сейчас многие отмечают централизацию власти, может, это из-за страха усиления МСУ? - Вы правы. В 1995 году начало развиваться местное самоуправление, была разработана нацпрограмма, закон, однако в последние годы пошел откат. Одна из причин этого - рост коррупции в экономике, семейно-клановое управление страной. Вы, наверное, в курсе, что губернаторы несли конверты наверх, каждая должность что-то стоила. Это дало импульс к централизации власти, финансовых ресурсов. И в дальнейшем эту тенденцию развил Бакиев, помните, почти половину бюджета республики решил отдать сыну. Люди смотрели в рот президенту и его отпрыску, особенно руководители. Так мы пришли практически к развалу системы МСУ. И ее теперь снова необходимо возрождать. Лариса ЛИ. Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/35082/ |
Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
Оставить комментарий
MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна
Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007