Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
11 марта 2011 | ПЕРВАЯ ПОЛОСА |
Политические страстиПарламентская коалиция: пациент жив или мертв? О скором развале партийного объединения в Жогорку Кенеше заговорили сразу после его создания. Тем более что и образовалось оно со скрипом, со второй попытки. Сегодня вновь конгломерату "Ата-Журт" - "Республика" - СДПК предрекают скоропостижную кончину. Насколько реальны эти пересуды и какие потрясения ждут отечественную политику, если они окажутся пророческими? Кредо власти в несогласии Несмотря на то что до президентских выборов еще более полугода, политические скандалы, обычно предваряющие в Кыргызстане подобные процессы, начались уже сейчас. Печальный опыт показал, что в политической борьбе в Кыргызстане все средства хороши. И первые люди государства при принятии решений сначала оглядываются на собственные интересы, а уж потом думают о республике. Многие помнят, что парламентскую систему правления в Кыргызстане после апрельских событий-2010 активнее всего стал лоббировать глава нынешней парламентской фракции "Ата Мекен" Омурбек Текебаев. Его партия вошла в первый вариант коалиции, которая просуществовала... один день. После того как Текебаев не получил достаточное число голосов для занятия кресла спикера, он объявил о выходе фракции из объединения и переходе в оппозицию. И вскоре с однопартийцами стал предрекать скорую гибель парламентскому объединению, чем и занимается по сей день. Но теперь подавая сие практически как свершившийся факт, чем немало шокирует общественность. На днях он обрушил вал критики в адрес главы партии "Республика" Омурбека Бабанова, ныне занимающего должность первого вице-премьера. Присутствовали обвинения в махинациях с поставками и перепродажей топлива в Кыргызстан, назначении на высокие должности людей, "внесших большой вклад в разграбление страны", преследовании корыстных интересов вопреки государственным. Бабанов в долгу не остался: мол, Текебаев сам при создании первого объединения фракций ратовал за назначение его на должность вице-премьера. А теперь, мол, взялся за его политическое шельмование. Тогда-то и прозвучало очередное весомое упоминание слов "распад коалиции". По мнению Текебаева, данный процесс неизбежен, ибо лидеры СДПК, "Ата-Журта" и "Республики" не работают над единым курсом страны, не составляют общего плана по выводу КР из кризиса. Бабанову идея рассорить между собой правящие партии не понравилась, и он объявил: существует некий политический заказ, а коалицию пытаются намеренно уничтожить его политические оппоненты. Ситуацию попытался сгладить премьер Алмазбек Атамбаев. В одном из своих интервью он заявил, что причин для распада фракционного объединения нет, правительство работает единой командой на благо страны и обещания закончить год успешно постарается выполнить. Здесь можно было усмотреть скрытый подтекст: мол, я обещал повысить зарплаты учителям, закончить год с профицитом бюджета и поднять экономику с колен, но с развалом коалиции кабмин сменится - выполнения посулов можете не ждать. Члены самой большой партии, представленной в парламенте - "Ата Журт", - заняли позицию "моя хата с краю". Мол, против Бабанова выдвинуты серьезные обвинения в продолжении использования коррупционных схем Максима Бакиева и других представителей бывших властей. От столь суровых "наездов", мол, нужно обеляться. Негоже-де во власти сидеть откровенным коррупционерам. Назад в будущее? Меж тем угроза развала коалиции, похоже, становится все реальнее. Лидер "Ата-Журт" Камчыбек Ташиев не скрывает: парламентское объединение в серьезной опасности. И даже готов самолично его развалить. Напомним, коалиция существует лишь до момента, пока все три ее участника официально в ней состоят. Хоть один изъявит желание покинуть фракционное содружество - парламентскому большинству конец. Вновь последуют переговоры пяти партий о "дружбе", все, что кыргызстанцы наблюдали уже дважды при создании коалиций, повторится. Многие политики ныне предрекают стране после возможного распада коалиции очередной виток бардака и перекроя страны под новое объединение. Широкая общественность уже знает о "негласном списке", в котором нынешние правящие партии разделили между собой высокодоходные госпредприятия и сферы влияния в ключевых министерствах, а руководить оными назначили своих ставленников. Однозначно: с развалом парламентского объединения будет сменено и правительство. А значит, пойдут прахом все надежды жителей страны на позитивные изменения, обещанные Атамбаевым и его командой. Скорее всего, будут пересмотрены многие кадры в ведомствах, где почти год шли баталии за кресла, сопровождавшиеся массовыми протестами сотрудников и общественности. Несомненно, если подтвердятся обвинения против Бабанова, последует череда громких скандалов. Надзорными органами будут возбуждены разбирательства, политики начнут препирательства. Сам же парламент вместо исполнения прямых обязанностей в виде законотворчества примется за подковерные игры, торги и составление договоров. Продлится сие не менее 15 дней, а если не закончится через полтора-два месяца - страна получит внеочередные выборы в ЖК. Это нормы Конституции, по которым на создание коалиции дается три попытки. В случае провала избиратели вновь пойдут к урнам с бюллетенями - голосовать за кандидатов на места в парламенте. Главный оппозиционер ЖК Омурбек Текебаев, напротив, уверяет: страна даже не почувствует распада коалиции и создания новой. Политического хаоса не будет, а все перипетии, связанные с формированием нового правительства, пройдут в установленном законом порядке. Но все это мнения политиков, каждый из которых, как правило, преследует собственные цели. Наш народ привык больше доверять людям, являющимся специалистами в своей области и, желательно, далеким от власти. Третий эшелон сродни пятой колонне За комментариями мы обратились к независимому эксперту по госуправлению Шерадилу Бактыгулову. - Что в краткосрочной перспективе ждет страну с распадом коалиции? - Могу ответить словами одного из французских политиков восемнадцатого века: "Правительство новое, министры - старые". Ведь вряд ли мы увидим в госуправлении новые лица - в кресла сядут все те же деятели, что работали в отечественной политике со времен СССР. Да и сменить кабинет министров в одночасье нельзя: Конституция прописывает при распаде парламентского большинства работать действующему правительству до формирования нового. А процесс этот далеко не скорый. Не думаю, что правы те, кто говорит о глобальном хаосе в стране при распаде фракционного объединения - для этого ныне нет предпосылок. Вспомните, в марте 2005-го и апреле 2010-го толчком к массовым протестам населения было острое чувство социальной несправедливости. К настоящему времени подобное ощущение в массах еще не назрело. Значит, говорить о масштабном выходе людей на улицы не имеет смысла. - Однако нестабильность в государстве всегда кому-то на руку... - В стране есть когорта политиков, готовая использовать любую нестабильность, чтобы попытаться склонить чашу весов в свою пользу и получить политические дивиденды. Эти люди широко известны, но в этот раз к власти пробиться им не удалось. Именно они составляют самую серьезную группу риска в нынешней ситуации. В Кыргызстане стало модно собирать народ, выводить его под своими знаменами на протесты и добиваться этим своих целей. Но ныне это будут лишь разрозненные группы людей с отдельными митингами, отнюдь не массовые движения. Внимание многих ныне привлечено к ситуации на Ближнем Востоке. В частности, интересные события происходят нынче в государстве Кот д'Ивуар - там народ, требуя отставки руководства страны, выразил недоверие и оппозиции. То есть сознание населения достигло того уровня, когда будущие правители оцениваются по содеянному ранее и потенциалу, а не харизме, обещаниям или сомнительным "заслугам". У нас только начинает складываться процесс правосознания людей, при котором граждане начинают вникать в политику и расставлять для себя приоритеты, формировать объективное мнение. Вполне возможно, что "третий эшелон" найдет весьма слабую поддержку у кыргызстанцев - многие из его представителей преследуют сугубо корыстные интересы, что явно заметно. - А как быть с кадровыми перестановками на всех уровнях? Развал коалиции неминуемо вызовет новые пертурбации, что скажется на экономике. - Мнение, что аким или губернатор являются богами в своей вотчине и ничто без них не работает, - миф. Нашу швейную промышленность за рубежом называют "кыргызским феноменом" - она интенсивно развивалась лишь потому, что находилась в тени, вне досягаемости чиновников разного уровня. Рискну предположить, что мелкий и средний бизнес даже не заметит смены областного и районного руководства - будет функционировать, как раньше. Не так все пессимистично и в отношении министерств и ведомств. Каким бы несведущим ни был начальник, он может рискнуть убрать не более 30-40 процентов работников. Однако даже он понимает: без "рабочих лошадок", на которых ложится исполнение основных функций госструктуры, ведомство прекратит работу. Пока эти "ответственные" на местах, существенных потрясений в работе госсектора можно не ждать. Парламент также обязан в процессе формирования коалиции продолжать свою деятельность. У этой структуры есть регламент, повестка - по сути работа ЖК остановиться не должна. Другой вопрос, что покажут нам реалии. В КР принято много законов, однако далеко не все они работают. Благо, успели принять бюджет - главный документ страны на будущий год, без этого могли начаться проблемы. Начнут ли нардепы в случае развала коалиции интриговать и заниматься политическими дрязгами или продолжат сознательно работать, ныне предугадать невозможно. - Получается, если политическая грызня все же состоится, народу бояться нечего? - Нюансы возможны всегда. Но предпосылок к серьезным опасностям, на мой взгляд, сегодня нет. Конституция, как бы ее ни критиковали, довольно четко расписывает все тонкости работы госструктур на случай распада коалиции. В идеале граждане лишь будут наблюдать за очередными жаркими баталиями политэлиты. На деле, скорее всего, мы увидим не более чем очередное противостояние и скандалы. Но беда наших политиков в том, что они привыкли бороться за власть, не брезгуя никакими методами. Вот только получив желаемое, не знают, что с этой властью делать. Ведь нынешняя коалиция так и не предложила грамотной стратегии по выводу страны из кризиса, подъему экономики и наиболее важных сфер жизни страны. А не определив курса, можно десяток раз сменить парламентское большинство и правительство - толку не будет. Андрей ОРЕШКИН. Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/34736/ |
Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
Оставить комментарий
MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна
Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007