Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
4 февраля 2011 | КРАСОТА И ЗДОРОВЬЕ |
Секреты обновленияКакие задачи сегодня надо решать для того, чтобы реально поднять уровень медицины в нашей стране? На эту тему рассуждают ведущие специалисты и руководители врачебной отрасли. Сабырбек ДЖУМАБЕКОВ, профессор, министр здравоохранения КР: - Надо сфокусировать внимание на проблемах, без решения которых мы через каких-то 5-7 лет можем потерять то, что еще сегодня сохранили, в том числе и кадровые ресурсы. Благо новое правительство страны прилагает усилия для того, чтобы уже в этом году поднять заработную плату врачам и другим медицинским работникам. Необходимо построить в каждом областном центре многопрофильные медицинские центры и оснастить их современным лечебно-диагностическим оборудованием. Только так можно обновить устаревшую материально-техническую базу всей системы здравоохранения. Ориентировочная стоимость такого проекта составит не более 200 млн долларов. Для сравнения: 250 млн долларов несколько лет назад Казахстан выделил только для развития одной отрасли медицины - кардиологии. Надо усовершенствовать принципы финансирования, отдавая предпочтение государственно-частному партнерству. Построив и оснастив новые центры, необходимо дать им возможность переходить на частичное самофинансирование и саморазвитие. Медицина и каждый медик должны быть заинтересованы в прогрессе своей отрасли. Без этого мы никогда не сможем сократить дефицит в финансировании системы, а также увеличить зарплату медиков, и постоянно будем требовать у государства баснословные суммы для содержания. Калдарбек АБДРАМАНОВ, профессор, директор Научно-исследовательского института хирургии сердца и трансплантации органов (НИИХСТО): - Надо исходить из реальных условий, в которых оказалась наша отрасль и мы, врачи. Извините за дерзость, но иногда кажется, что медики стали обузой государству. Чиновникам и некоторым руководителям страны мы нужны только тогда, когда у них возникают проблемы со здоровьем. Но и в таких случаях они находят средства для проведения консультаций и лечения где-то за рубежом, только не у нас. Не зря многие врачи уезжают за границу. Не имею права их критиковать за отсутствие патриотизма. Сегодня руководство отрасли и мы - отдельные руководители учреждений - выступаем в роли просителя, доказательно требуем средства у правительства. В ответ на наши предложения чиновники говорят: денег нет и нечего фантазировать насчет строительства новых больниц, центров, филиалов, повышения зарплаты и т. д. Это означает, что мы должны остановиться в развитии. Такая ситуация продолжает сохраняться десятилетиями, и десятки тысяч наших граждан умерли от элементарной недоступности некоторых видов медицинской помощи, не говоря о высококвалифицированной и специализированной. Считаю, что материально-техническая база государственного здравоохранения не только застыла на уровне конца прошлого столетия, но и катится назад, поскольку около 70 % основного лечебно-диагностического оборудования было приобретено еще в 70-80-е годы, а половина выходит или уже вышла из строя. В то же время медики героически стараются усовершенствовать систему и приблизить службу к периферии - к каждому гражданину нашей страны, когда не хватает ресурсов и в центре республики. В таких условиях все усилия, прилагаемые новым руководством министерства по продолжению реформирования отрасли, мало что дадут из-за элементарной нехватки финансирования. К счастью, ситуация постепенно меняется к лучшему. Недавно один из лидеров политической партии в беседе со мной сообщил, что, посетив больницы Оша во время трагических событий прошлого года, убедился в необходимости капитального обновления материально-технической базы нашей медицины, что без этого не стоит думать о каких-то реформах. Я был удивлен высказыванием этого вроде бы далекого от медицины человека, потому что увидел среди сегодняшних наших лидеров патриота, осознающего важность обновления материально-технической базы системы здравоохранения. Правительство Кыргызстана тоже, если судить по его последним шагам, отдает себе отчет в этом и стремится изменить ситуацию в целом. И премьер-министр, и губернаторы областей, и министры говорят о том, что, помимо достаточного финансирования, ключевым фактором обновления является компетентное грамотное руководство, что в него повсеместно должны выдвигаться специалисты и менеджеры на конкурсной основе. Хочу обратить особое внимание именно на эти моменты, потому что наш институт уделяет особое внимание подготовке новых кадров. За пять лет моего директорства в НИИХСТО в наш институт от зарубежных спонсоров было привлечено более 30 миллионов сомов инвестиций. При этом значительная их часть была потрачена на оборудование, подготовку и переподготовку молодых кадров, в том числе и на стажировки в ведущих кардиохирургических клиниках Турции. По существу, вся моя директорская работа в НИИХСТО заключалась в поддержке наших специалистов, чтобы они не покинули Кыргызстан. И поэтому я поддерживаю инициативу нашего министра о создании многопрофильных медицинских центров в каждой области. Применительно к кардиохирургии это означает открытие отделений НИИХСТО в каждом областном центре и создание мощного головного учреждения на базе нашей клиники. Сегодня мы спасаем, как ни горько об этом говорить, только каждого пятого больного с тяжелой формой сердечно-сосудистых заболеваний. Лишь в прошлом году нам удалось открыть филиал нашего института в Джалал-Абаде. До этого времени весь юг Кыргызстана обходился без службы кардиохирургии. То есть, говоря проще, все инфарктники были обречены в лучшем случае на инвалидность по причине невозможности быстрого оказания им помощи кардиохирурга. Талантбек БАТЫРАЛИЕВ, профессор, кардиолог: - Наша проблема не столько в недостатке финансирования, сколько в неправильном и неэффективном использовании выделяемых средств. Из-за отсутствия конкуренции и прозрачности ежегодно приобретаемые оборудование, расходные материалы покупаются по явно завышенным ценам, иногда в два-три, а то и в десять раз выше реальных. При этом аппараты могут оказаться изношенными или устаревшими. Понятно, что при таком бесхозяйственном подходе к закупкам никакое финансирование не будет эффективным. Как справиться с этим? Прежде всего поставками медоборудования должна заниматься не одна компания, а несколько, чтобы у медицинских учреждений был выбор. Принятие решений по тем или иным закупкам должно быть прозрачным и коллегиальным. Тогда бюджетные средства будут расходоваться гораздо экономнее и разумнее. Очень важно, чтобы медицинские учреждения не превращались в монополистов. В столице обязательно должно быть два-три медицинских учреждения, специализирующихся, например, в кардиохирургии или кардиологии. И точно так же по всем другим отраслям. Помимо удовлетворения потребностей больных это будет способствовать развитию здоровой конкуренции и успеху дела. Что касается обновления кадров, то все руководители, в том числе и в медицине, однажды придя к власти, делают все возможное и невозможное, чтобы оставаться в должности до конца. Отсюда и все проблемы с молодыми кадрами и подготовкой замены руководству. Никто не хочет уходить по доброй воле с насиженного места, и каждая попытка ротации наталкивается на сильнейшее сопротивление. Как покончить с этим? Самое лучшее - делать так, как принято в демократических обществах и государствах. В Европе, Америке, Турции. Там в любом госучреждении, в том числе и государственных клиниках, строго по достижении пенсионного возраста любой работник и руководитель автоматически выходит на пенсию. В Турции этот возраст составляет 60 лет. Правда, для профессоров медицины он продлен до 66. Как только профессор медицины достигает "совершеннолетия", в день своего рождения он получает официальное поздравление от вышестоящих властей по случаю его выхода на пенсию. И нет и не может быть никаких исключений. Правда, начальник, уволенный по достижении пенсионного возраста из госучреждения, может устроиться в частное предприятие. Что касается замены уволенных руководителей, то это происходит в процессе работы, достижений, накопления соответствующего опыта. Если это солидная медицинская клиника, то у нее уже как бы заранее запланировано, кто станет на место уходящего шефа. Кандидат, чей рейтинг наивысший в списке претендентов, и будет назначен новым руководителем. При этом возможность подтасовки и манипуляций исключена на 100 процентов. Если даже каким-то образом, например, губернатор области захочет поставить своего человека, перешагнув через рейтинговые показатели хотя бы на один пункт, я вас уверяю, уже на следующий день он лишится своего поста и угодит в тюрьму. А его протеже не будет иметь возможности вообще заниматься медицинской практикой. Нам тоже следует брать на вооружение эту систему, чтобы руководители всех уровней были заняты работой и реформами, а не борьбой за свое кресло и подковерными играми. Замир ОСОРОВ. Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/34413/ |
Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
Оставить комментарий
MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна
Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007