Распечатать: Итоги, вызовы, проблемы. Из записок уходящего года РаспечататьОставить комментарий: Итоги, вызовы, проблемы. Из записок уходящего года Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Итоги, вызовы, проблемы. Из записок уходящего года Посмотреть комментарии

30 декабря 2010

ОБЩЕСТВО

Итоги, вызовы, проблемы. Из записок уходящего года

Заканчивается 2010 год. Можно подводить итоги, говорить о вызовах и проблемах, доставшихся от него году наступающему. 

Думаю, мало кто из ныне живущих припомнит другой такой год, который бы обрушил на землян так много испытаний.

Вспомним хотя бы сильнейшие землетрясения на Гаити и Тайване, в Чили, Китае, Иране, небывалую по последствиям аварию на нефтепромыслах в Мексиканском заливе, извержения вулканов в Исландии, Индонезии, на Камчатке, взрывы метана в шахтах Кузбасса, Китая, Турции или обвалы в шахтах Китая, Чили, Эквадора. А беспрецедентная жара и засуха, вызвавшая массовые лесные пожары в Центральной России, из-за чего дотла выгорело несколько деревень, а под занавес года лесные пожары в Израиле? А экологическая катастрофа в Венгрии, когда более миллиона кубометров токсичных отходов алюминиевого производства прорвали дамбу и затопили близлежащие населенные пункты?

    Не только Европу потрясло крушение самолета президента Польши Леха Качиньского. Надо прибавить сюда авиакатастрофы в Ливане, Индии, Пакистане, Китае, России.

    И это не считая многочисленных наводнений, оползней, селей, небывалых снегопадов и морозов едва ли не по всей Европе, в США, Латинской Америке, Юго-Восточной Азии, некоторых регионах России.

    Практически все эти катаклизмы сопровождались большими человеческими жертвами.

    Уходящий год наглядно показал, что перед разгулом стихии одинаково беззащитны как бедные, так и богатые государства, как отсталые, так и продвинутые в техническом и технологическом отношении страны.

    Не природа, так человек

    Благодарение Богу, природа в этом году была благосклонна к Кыргызстану. Если не считать обычных сходов снежных лавин, весенних паводков и оползней. Однако самые большие сложности, привлекшие к республике внимание мирового сообщества, были вызваны пресловутым человеческим фактором. Каждому ясно, что речь идет об апрельской революции и последовавших за ней июньских событиях в Ошской и Джалал-Абадской областях.

    Если посмотреть на то, какими ужасающими темпами растет цена внутриполитического противоборства от революции к революции, с содроганием думаю, что третьего переворота Кыргызстану не выдержать. Государству нужны не революции, а согласие и безопасность.

    В связи с этим вспоминаю интервью отца сингапурского чуда и одного из творцов китайского экономического рывка, бывшего премьер-министра процветающего ныне Сингапура Ли Куана Ю одной из российских газет. Речь шла о России, но разве эти слова не соотносятся в полной мере и к нам?

    "Вам, - говорил он, - нужны стабильность, определенность и безопасность более, чем что-либо еще. Демократия не работает в условиях хаоса. Знаете английское выражение - закон и порядок? Закон не работает, когда нет порядка".

    Отвлечемся от демократии. Сегодня нам, по большому счету, не до нее. К сожалению, в наших условиях самая страдающая сфера от революций, митинговых страстей, "праздников непослушания", затянувшихся политических баталий между партиями, отдельными лидерами или регионами - наша бедная во всех смыслах экономика.

    Деньги любят тишину

    У финансистов существует давнее наблюдение, ставшее поговоркой: "Деньги любят тишину". Проще говоря, инвестиции охотнее идут туда, где сохраняются стабильность, спокойствие, предсказуемость, безопасность.

    К сожалению, Кыргызстан служит наглядным тому подтверждением, но только со знаком минус. Всякие резкие политические телодвижения в стране сразу же сказываются на снижении притока финансов в экономику.

    Разрешение под занавес года парламентского и правительственного кризиса (хотя бы внешне) вселяет слабую надежду на то, что в ближайшие 1,5-2 года можно ожидать хоть каких-то перемен в экономическом механизме перехода от выживания к выздоровлению. Хотя рассчитывать на всплеск инвестиционной активности в этот период вряд ли реально.

    Прихожу к этому неутешительному выводу, не только исходя из внутриполитической обстановки. Куда существеннее, на мой взгляд, то, что зарубежные инвесторы изучают наш внутренний рынок и знают наши возможности подчас лучше нас самих. Они ясно представляют, что к освоению солидных капиталовложений Кыргызстан элементарно не подготовлен: в стране крайне слабая восприимчивость к современным технологиям как с технических позиций, так и с учетом человеческого потенциала, низкая эффективность управления, чересчур высокая коррумпированность бюрократического аппарата, значительная энергетическая и трудовая емкость отраслей экономики.

    Допускаю, что могу в своих выводах ошибаться, но, как мне кажется, в немалой степени негативные последствия в экономике связаны с невысокой загруженностью управленческого аппарата.

    Исходя из личного опыта и наблюдений за развитием ситуации в стране, прихожу к убеждению, что именно недостаточная загрузка чиновников ведет к тому, что они зачастую вмешиваются не в свои дела и сферы, вымогают взятки даже в тех областях, где не имеют никакого влияния.

    Именно праздность, низкий профессионализм и необузданная алчность нашего чиновничества приводят к тому, что заметно снижается эффективность как внутренних, так и иностранных инвестиций и возрастает недоверие отечественных и зарубежных инвесторов.

    Банки лучше стеклянные

    Банковские скандалы, периодически сотрясающие республику, приводят к тому, что денежный рынок в Кыргызстане постоянно лихорадит. Граждане, не доверяя коммерческим банкам, предпочитают хранить свои даже не очень большие сбережения в банках стеклянных у себя дома, усугубляя тем самым ситуацию на финансовом рынке, вызванную острым дефицитом инвестиционных ресурсов и низким платежеспособным спросом населения.

    При этом наблюдается труднообъяснимое противоречие. Люди, не доверяя свои накопления специализированным финансовым институтам, охотно несут их в различные финансовые пирамиды.

    Сегодня совершенно очевидно, что без тесного переплетения государственного и частного капитала невозможно экономическое возрождение и развитие. Необходимо вернуть доверие граждан как к частным, так и к государственным финансовым институтам.

    Быть может, у нашего населения не так уж и велики денежные ресурсы, хранимые в чулках или под матрасами, но они есть. И эти деньги должны работать, вращаться на финансовом рынке, а не лежать мертвым грузом, постепенно обесцениваясь от инфляции.

    Кстати, опыт привлечения средств населения у нас имеется. В военные и послевоенные годы в СССР широко использовался государственный внутренний заем в виде облигаций. По ним ежегодно проводилось несколько тиражей денежных розыгрышей. По истечении определенного срока облигации, на которые не выпали выигрыши, погашались. Государство их попросту выкупало.

    Единственное и непременное условие - здесь должна быть гарантия не президента, не премьер-министра, не председателя Нацбанка, а государства. Но с чего-то ведь надо же возрождать доверие к государству, поднимать его авторитет. Без этого бессмысленно думать о гражданском согласии и всенародной поддержке.

    Серьезно осложняет положение и постоянное ухудшение дел с получением валютной выручки. Что само по себе свидетельствует об отсутствии в стране инвестиционных проектов со сроками окупаемости 2-3 года. Рыночные же стимулы для долгосрочных инвестиций государственного и частного сектора остаются чрезвычайно слабыми.

    Наша национальная особенность

    К одной из наиболее приметных особенностей руководства республики я бы отнес его надежду едва ли не с первых шагов суверенитета на зарубежную помощь. Будь то поставка гуманитарных грузов, кредиты, гранты, реструктуризация или списание долгов. Разговоров об этом за все годы независимости - хоть отбавляй. Но я что-то не припомню, чтобы кто-нибудь из лидеров государства заявил: "Да, сегодня нам очень трудно. Без помощи извне нам будет крайне сложно преодолеть кризис. Всем, кто поддерживает нас, помогает нам, большая благодарность. Но все же рассчитывать мы должны прежде всего на самих себя. Никто, кроме нас самих, не выведет нас на устойчивый путь возрождения, благополучия и процветания. А потому необходимо, засучив рукава, в поте лица работать, не разворовывать гуманитарную и финансовую помощь, не "распиливать" финансы между теми, кто имеет доступ к инвестициям, кредитам, грантам, а использовать их максимально эффективно".

    С некоторых пор в республике всякое новое правительство первым делом заявляло о необходимости умерить аппетиты, меньше брать кредиты, делая упор на гранты. Об этом же неоднократно говорил в бытность президентом и К. Бакиев. Но под аккомпанемент этих речей и увещеваний внешний долг при нем увеличился с 2,1 до 2,6 млрд долларов.

    К огорчению, реалии таковы, что к внешним заимствованиям придется прибегать и новой власти. Вопрос лишь в том, на что и как будут направляться эти кредиты. Как и прежде, на проедание, поддержание сома, проведение нескончаемых псевдореформ в финансовой сфере и госуправлении, на разработку изначально мертворожденных программ и проектов или же действительно на подъем и развитие перспективных отраслей экономики?

    В новый год с новым правительством

    Вот уже в который раз кыргызстанцы вступают в новый год с новым правительством. И вновь мы связываем с ним определенные чаяния и надежды.

    На сей раз в министерских креслах оказалось много новых и, по большому счету, малоизвестных широкой общественности фигур. Пока что главным их достоинством может считаться то, что они достаточно молоды и, надо полагать, амбициозны в своих устремлениях и планах.

    От правительства Алмазбека Атамбаева потребуются усилия по реформированию механизма управления экономикой. И не только потому, что в этой сфере сохранилось немало нерыночных элементов, но и потому, что значительно изменилась ситуация. Одно дело обвальный спад и переход к рынку и другое - необходимость выхода из затяжного кризиса, обусловленного неэффективным управлением предыдущей власти.

    Придется учитывать и то, что сегодня и к министрам предъявляются иные, нежели вчера, требования. Мало знать проблемы и задачи только своей отрасли, отстаивать ее интересы. Будучи членом правительства, министр должен думать об экономике в целом, обязан увязывать интересы своей отрасли с интересами страны. Здесь как ни теоретизируй, многое будет зависеть от масштаба личностей, от видения ими стратегической задачи правительства, от их профессиональных, деловых и человеческих качеств.

    Здравствуй, юбилейный

    Наступающий год для Кыргызстана - юбилейный. 20 лет независимости. Вдумаемся, детям, которым в год провозглашения суверенитета республики было 5-10 лет, в предстоящем году исполнится 25-30. И можно было бы порадоваться за них, если бы не одно удручающее обстоятельство. Все 20 лет они жили в государстве, в котором все это время что-то реформируют, ломают, перестраивают, меняют.

    Возможно, кому-то это интересно. В частности, к этим "кому-то" отношу своих коллег-журналистов: нет недостатка в темах для публикаций и сюжетов. Но основной массе населения жить в доме, где безостановочно и нескончаемо идет ремонт, думаю, не очень уютно и комфортно.

    Новой власти придется учитывать и этот фактор. Главный же вывод, который следует из 19-летнего опыта независимости, таков: благие намерения любого правительства и все экономические программы останутся чистой воды маниловщиной, если они оторваны от реальных возможностей и самых насущных потребностей общества и не воплощаются через практические решения и действия.

    Вячеслав ТИМИРБАЕВ.


Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/34191/


Распечатать: Итоги, вызовы, проблемы. Из записок уходящего года РаспечататьОставить комментарий: Итоги, вызовы, проблемы. Из записок уходящего года Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Итоги, вызовы, проблемы. Из записок уходящего года Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007