Распечатать: Из ментов — в копы (грузинский опыт реформы МВД) РаспечататьОставить комментарий: Из ментов — в копы (грузинский опыт реформы МВД) Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Из ментов — в копы (грузинский опыт реформы МВД) Посмотреть комментарии

3 декабря 2010

КРИМИНАЛ

Из ментов — в копы (грузинский опыт реформы МВД)

С началом работы в Кыргызстане нового парламента на рассмотрение депутатов будет вынесен законопроект "О полиции". Разработан он специалистами МВД, изучившими зарубежный опыт реформирования органов внутренних дел. Аналогичная реформа уже проведена в Грузии. О ее плюсах и минусах рассказывает сегодня читателям "МСН" эксперт Данияр Асылбеков.

    - До недавних пор Грузия имела те же проблемы в правоохранительных структурах, что и Кыргызстан, но смогла их кардинально преобразовать, - подчеркнул он. - Сегодня в этой закавказской стране нет рэкета и организованной преступности, там не похищают людей и машины, а за последние 5 лет не было ни одного заказного убийства.

    Сами грузины отзываются об обновленной полиции исключительно в восторженных тонах. По их словам, современную полицию никак нельзя сравнивать с тем, что в стране было раньше, когда взятки вымогали на каждом шагу. А теперь, если, не дай Бог, предложишь, то сразу в наручники закуют.

    Главный предмет гордости авторов грузинской полицейской реформы - офис сервисного агентства в Рустави. В сервисное агентство выведены все услуги, оказываемые полицией. В ее офисе можно сдать на права, растаможить машину, получить на нее номера и оформить техпаспорт. Там же можно взять разрешение на оружие и справку об отсутствии судимости.

    Персонал производит впечатление не чванливых госслужащих, а работников процветающей фирмы, ориентированной на клиента со всеми его запросами. Например, торговля красивыми номерами (из одинаковых цифр, с именем владельца или его любимой женщины и т. д.), которые так ценятся на Кавказе, поставлена на поток, а доходы от этого идут напрямую государству. При этом агентство не получает из бюджета ни копейки, зарабатывая все самостоятельно.

    Довольны и клиенты. Особенно те, кто хорошо помнит старую грузинскую полицию, или приехавшие из стран СНГ и могут сравнивать. Например, растаможить пригнанную из Германии машину, поставить ее на учет и получить номера можно всего за 15 минут. Главный секрет подобной оперативности в том, что все компьютеризировано.

    Кроме того, клиенты агентства ничего не заполняют от руки. Им не нужно приносить с собой и документы из других ведомств - операторы получают их через Интернет. Здесь же можно заплатить штраф за несвоевременные платежи и погасить задолженность по налогам, для этого не надо бегать по офисам соответствующих министерств, их представители имеют кабинеты в агентстве.

    Сдача теоретического экзамена на права тоже проходит через компьютер. Причем сдавать можно не только на языках, используемых в Грузии, но и на русском и турецком. Проходит сдача анонимно - экзаменуемому присваивается идентификационный номер. В случае провала претендент может прийти на пересдачу уже через неделю. Если теорию он сдает успешно, то сразу идет на вождение. В тот же день может получить готовые права, причем без каких бы то ни было взяток.

    В агентстве считают, что взяточный вариант заведомо убыточен и за такие шалости строго наказывают. За три года работы были уволены пять человек, трое из которых отправились на нары.

    Причем в этой работе присутствует не только кнут, но и весьма ощутимый пряник. Зарплату сотрудников подняли до 600-700 долларов, что намного больше средней зарплаты в Грузии. Понятно, что полицейские за свои места держатся крепко.

    Второе важное ноу-хау грузинской полиции - отмена ГАИ. Почему милиция почти во всех бывших советских республиках такая коррумпированная? Потому что там со времен СССР осталась ГАИ.

    Теперь функции дорожной полиции выполняет специальная патрульная служба. В кустах в Грузии никто не прячется, но на опасных или сложных участках трасс патрули все же стоят, но только для помощи гражданам в сложных случаях.

    В составе патруля два офицера. Старшего среди них нет - они равны. В этом, а также в том, что составы патрулей постоянно тасуют, и есть залог того, что между сослуживцами не возникает желания покрывать возможные противозаконные дела друг друга.

    Работа патруля состоит в том, чтобы ездить по назначенному ему "квадрату", на которые разбиты все районы города, и реагировать на увиденное, а также на звонки граждан, например, при ДТП. Если в Кыргызстане дежурного гаишника на месте ДТП можно ждать часами, то в Грузии приехать на место аварии или происшествия полицейские обязаны за 5 минут. С учетом того, что машина всегда находится в своем довольно небольшом квадрате, это вполне реально.

    Знают о том и грабители. Они понимают, что патруль приедет не через час и не на старой таратайке, а быстро и на хорошей машине. Поэтому и грабежей стало значительно меньше.

    Важное место в реформе грузинского МВД занимают и изменения в полицейской академии - кузнице  стражей порядка нового образца. Для начала будущим курсантам академии надо выдержать серьезный конкурс - 30-50 человек на место. Такая популярность уже сама по себе говорит о престиже работы в полиции. Причем идет молодежь сюда, судя по всему, не из предвкушения "левых" доходов, как во многих других республиках СНГ.

    Обучение идет недолго - 7-8 недель. По сути, курсанты за это время успевают изучить только азы, а все остальное приходит с практикой.

    Важную роль в обучении играют тесты на психологическую устойчивость и интеллект. В полицию берут молодых людей только с высшим образованием и только претендентов с IQ выше среднего. Бывали случаи, когда на работу не брали курсанта, подходящего по всем критериям и успешного в учебе, но недостаточно психологически устойчивого.

    Кардинально изменен в полицейской академии и преподавательский состав. Там уже давно избавились от коррумпированных преподавателей, помогавших поступать и учиться за взятки. Избавились попутно и от тех, чьи знания устарели.

    Теперь о бочке дегтя. Основные претензии к реформированной грузинской полиции предъявляют представители оппозиции. Они заявляют, что с проведенной реформой правоохранительные органы приобрели функции политической полиции. По словам оппозиционеров, в отдельных регионах Грузии были прецеденты, когда людям, чьи дети имеют проблемы с законом, угрожали, что если они не проголосуют за определенную партию, то их сыновья попадут в тюрьму. Таким же способом обрабатывали и предпринимателей, в бизнесе которых не все чисто.

    Еще одна проблема - тотальное прослушивание телефонов. Законодательную базу сильно упростили для того, чтобы можно было легко взять санкцию на прослушку. Любому оперативнику в Грузии ныне достаточно приобщить к материалам возбужденного уголовного дела список телефонов и все отнести в суд. Случаев, когда бы судья отказал в санкции, в Грузии пока не регистрировалось. В этой стране, как и в Кыргызстане, судьи серьезно зависимы от политических боссов.

    Ныне силовые структуры в Грузии настолько мощные, что волей-неволей им подчиняется весь бизнес. Они могут приказать предпринимателям практически все. Ни один бизнесмен, несмотря на то, что у многих есть открытые симпатии к каким-нибудь оппозиционным партиям, не посмеет отдать туда деньги. А в фонды, связанные с правительством и партией, если это будет угодно правительству, они "с радостью" сделают взнос.

    Оппозиционеры утверждают, что если полицейские на улице перестали брать взятки, это не означает, что коррупция искоренена. Коррупция стала более централизованной, элитарной. При этом представители оппозиции подчеркивают, что команда президента Саакашвили победила воров в законе, но сама заняла их место, а бюджет страны превратился в подобие воровского общака. В пример они приводят систему штрафов, которые заменили коррупцию в судах: если раньше человек откупался от судьи с помощью взятки, то теперь он платит штраф в государственный бюджет, из которого судья и полиция получают премии. То есть форма стала цивилизованной, а суть осталась прежней.

    Оппозиционеры также подчеркивают, что реформаторы превратили Грузию в полицейское государство - число заключенных в тюрьмах за годы правления Саакашвили выросло в пять раз. Половина - это воры в законе и вчерашние представители уличной преступности. Остальные, по сути, политзаключенные. При этом осудили их по уголовным статьям - официально инакомыслие в Грузии, конечно, не преследуется.

    Оппозиция соглашается с правильностью того, что МВД превращено в Грузии в мощную вертикаль. Но в то же время отмечает, что политики и чиновники на верху этой вертикали часто используют ее в своих политических и деловых интересах. Поэтому прежде чем кардинально реформировать систему правоохранительных органов в Кыргызстане, нужно сто раз взвесить все за и против и использовать из грузинского опыта только самое лучшее.

    Юрий ГРУЗДОВ.


Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/33956/


Распечатать: Из ментов — в копы (грузинский опыт реформы МВД) РаспечататьОставить комментарий: Из ментов — в копы (грузинский опыт реформы МВД) Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Из ментов — в копы (грузинский опыт реформы МВД) Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007