Распечатать: Процесс пошел. Как далеко зайдет? РаспечататьОставить комментарий: Процесс пошел. Как далеко зайдет? Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Процесс пошел. Как далеко зайдет? Посмотреть комментарии

19 ноября 2010

ПЕРВАЯ ПОЛОСА

Процесс пошел. Как далеко зайдет?

Открытый судебный процесс, на котором рассматривается уголовное дело по трагическим событиям 7 апреля, когда на центральной площади Бишкека погибли 87 человек, начался в минувшую среду в Бишкеке.

    Проходит он в столичном Дворце спорта им. Кожомкула, зал которого был специально переоборудован в целях обеспечения безопасности на самых громких судебных слушаниях в истории Кыргызстана. В процессе участвуют 18 адвокатов и представителей защиты обвиняемых, 7 прокуроров государственного обвинения, 306 потерпевших и 78 их законных представителей, 129 свидетелей, журналисты и активисты гражданского общества. Общее количество участников колеблется от 600 до 1000 человек.

    Материалы уголовного дела насчитывают 52 тома. В качестве обвиняемых по делу проходят 28 человек. Им вменяются превышение должностных полномочий с применением насилия и соучастие в умышленном убийстве двух и более человек. Это начальник штаба Службы государственной охраны Данияр Дунганов (все должности - по состоянию на 7 апреля 2010 года), первый заместитель председателя СГО Нурлан Темирбаев, министр обороны Бактыбек Калыев, генеральный прокурор Нурлан Турсункулов, государственный советник президента по делам обороны и безопасности Эльмурза Сатыбалдиев, руководитель аппарата президента Каныбек Жороев, руководитель секретариата президента Оксана Малеваная, семь военнослужащих СГО и восемь - Управления специальных операций "Альфа" Государственной службы национальной безопасности.

    Те же обвинения, но заочно, предъявлены бывшему президенту Кыргызстана Курманбеку Бакиеву, его брату и председателю СГО Жанышу Бакиеву, сыну и помощнику председателя ГСНБ Марату Бакиеву, председателю ГСНБ Мурату Суталинову, премьер-министру Данияру Усенову, начальнику Управления специального назначения "Арстан" СГО Эсенбаю Байиш уулу. Все шестеро находятся в международном розыске.

Председательствует на процессе судья Военного суда Бишкекского гарнизона Жакыпбек Бектемиров. В зарешеченной клетке на сцене Дворца спорта находятся всего три человека - экс-министр обороны Бакыт Калыев и два бывших высокопоставленных офицера СГО Нурлан Темирбаев и Данияр Дунганов. Последнего в зал заседания внесли на носилках - он находится на стационарном лечении и его привезли на суд в карете скорой помощи. Остальные подсудимые расположились вне клетки - просто на сцене.

    Само здание Дворца спорта по периметру оцеплено милицией, при входе осуществляется тройной контроль. Порядок обеспечивали около 300 сотрудников правоохранительных органов. Рядом на стадионе "Спартак" находились и бойцы спецподразделений ряда силовых структур.

    Предположения общественности о том, что судебный процесс по апрельским событиям в Кыргызстане будет крайне непредсказуемым, эмоциональным и чреват далеко идущими последствиями, начали сбываться в самом начале слушаний.

    Первый сюрприз был преподнесен гособвинением в лице представителя Генеральной прокуратуры, который внес ходатайство о том, чтобы судебные слушания проходили в отсутствие работников средств массовой информации.

    Хотя ранее в Генпрокуратуре неоднократно заявляли, что высший надзорный орган страны в этом деле выступает за объективность и прозрачность. На самом же деле там попытались не только воспрепятствовать исполнению журналистами своего профессионального долга, но и лишить общественность права на доступ к информации.

    Естественно, мгновенно на экранах TV, в печатных СМИ и в Интернете появились многочисленные комментарии политологов, общественных деятелей, правозащитников. По их мнению, Генпрокуратура хотела ограничить информацию из зала суда потому, что присутствие прессы невыгодно кому-то из отдельных представителей нынешней власти. Ведь по закону в случае вооруженного нападения на такой особо охраняемый стратегический объект, как Дом правительства, военные и сотрудники правоохранительных органов имеют право открывать огонь. И всей стране известно, что хотят наказать самое низшее звено прежней власти - военнослужащих, которые, согласно присяге, просто выполняли свой долг. Хотя следует судить тех, кто отдавал приказы. А их сегодня на скамье подсудимых нет.

    В многочисленных комментариях по поводу заявленного ходатайства также отмечалось, что Генпрокуратура и ныне продолжает оставаться ангажированной, политизированной, что она не обладает независимостью и не оправдывает свой статус института, который беспристрастно проводит расследование. Что гособвинение боится, что все допущенные в ходе следствия нарушения выплывут наружу. Опасается, что в прессе из-за слабой доказательной базы появится различная интерпретация тех или иных вопросов да и судебного процесса в целом, а это может привести к возникновению конфликтов или усугублению уже имеющихся.

    Благо суд не пошел на поводу у гособвинения и отклонил ходатайство Генпрокуратуры. Зато он был, что называется, подневолен в другом. С самого начала слушаний в зале Дворца спорта сложилась крайне нервозная обстановка, пострадавшие все время выкрикивали угрозы в адрес подсудимых и их защитников. Так, например, при установлении анкетных данных подсудимых они грубо вмешивались в процесс, требуя повторить точный адрес проживания. При этом целей своих не скрывали - мол, будем поджигать.

    В течение всего первого дня заседания родственники погибших и свидетели со стороны обвинения вели себя очень агрессивно - выкрикивали оскорбления в адрес подсудимых и адвокатов Чолпон Джакуповой и Любови Ивановой. Последнюю при попустительстве судьи они несколько раз назвали "русской свиньей".

    Требовали потерпевшие и того, чтобы процесс велся на кыргызском языке, грозя судье отводом. А слуга Фемиды явно шел у них на поводу. Он неоднократно предупреждал самых агрессивных из участников процесса, что прикажет вывести их из зала. Но поскольку сделано этого не было, потерпевшие продолжали кричать, свистеть, угрожать, что если, мол, судья будет удовлетворять ходатайства обвиняемых и их адвокатов, то народ сам совершит правосудие. Дошло и до того, что отдельные из родственников пострадавших заявили, что обвиняемые - убийцы и террористы и их надо прямо сейчас расстрелять.

    Во время перерыва словесная перепалка между потерпевшими и родственниками подсудимых вспыхнула с новой силой, а один из потерпевших костылем ударил родственницу одного из подсудимых.

    Итогом беспредела в зале суда стала потасовка. Родственники пострадавших попытались прорваться на сцену, чтобы расправиться с подсудимыми и их адвокатами. До кровопролития не дошло - милиция встала между ними в четыре ряда и с трудом сдержала натиск атакующих.

    Следует отметить, что помимо гособвинения подавали ходатайства и адвокаты подсудимых. В частности, они настаивали на переносе судебного заседания на 40 дней. По словам адвоката Артема Иванова, защите не было предоставлено достаточно времени для ознакомления с материалами уголовного дела, поскольку за два рабочих дня физически невозможно изучить собранные следствием материалы. Его поддержали коллеги. По их словам, некоторые подсудимые также не ознакомились с материалами дела, так как после предъявления обвинения им не дали времени для этого.

    Потерпевшие, в свою очередь, выступили против, мотивируя свой отказ тем, что подсудимые могут сделать это во время судебного заседания в перерывах, сделав копии. И председательствующий судья Жакыпбек Бектемиров отклонил ходатайство адвокатов обвиняемых, постановив продолжить рассмотрение дела.

    Следующие слушания должны были пройти на следующий день - 18 ноября. Но адвокаты обвиняемых внесли в Военный суд Бишкекского гарнизона ходатайство (подписано 15 защитниками), в котором подчеркивается, что они отказываются от участия в деле в связи с ненадлежащим обеспечением безопасности. В этой связи председательствующий судья Жакыпбек Бектемиров объявил, что судебный процесс переносится на 22 ноября.

    Гособвинение в ответ на это решение заявило, что суд по причине демарша адвокатов должен вынести частное определение на имя министра юстиции. А сами потерпевшие отреагировали на происшедшее дальнейшими угрозами в адрес обвиняемых и их защитников, заявляя, что до следующего 7 апреля они не доживут. При этом они скандировали: "Самосуд! Самосуд! Самосуд!".

    Свое видение происходящего во Дворце спорта через пресс-секретаря поспешил обнародовать и Верховный суд Кыргызстана. Бакыт Рысалиев заявил журналистам, что адвокаты заинтересованы в затягивании процесса по событиям 7 апреля.

    По словам пресс-секретаря ВС КР, нынешняя власть и судебные органы приняли все меры для обеспечения безопасности. Среди адвокатов тоже есть те, кто будоражит и провоцирует потерпевших на агрессию и не дает судье работать. А заявления представителей ряда общественных организаций о том, что в них кидали камни и яйца, вовсе не соответствуют действительности.

    Но, тем не менее, в связи с происходящим защитники обвиняемых по апрельским событиям намерены внести обращение к пяти партиям о создании независимой комиссии по оценке действий суда. Об этом сообщила журналистам, которые разворачивались и уезжали вчера от Дворца спорта, глава правовой клиники "Адилет" Чолпон Джакупова. Что произойдет дальше, покажут события будущего понедельника.

    Озабоченность дипломатов

    Соединенные Штаты Америки глубоко обеспокоены судебным процессом, проводимым во Дворце спорта. Об этом вчера заявили представители дипломатической миссии США, аккредитованной в Кыргызстане. В их заявлении отмечается, что "во время открытого заседания суда присутствовавшие бросали некие объекты в поверенных защиты, многократно прерывали слушания выкриками угроз и ругательств, а в какой-то момент направились к сцене, очевидно, стремясь напасть на адвокатов".

    "Место, используемое для этого разбирательства, не предполагает спокойствия и серьезности, с которыми должны проводиться подобные процессы, а события первого дня подвергают сомнению справедливость процесса", - подчеркивает Посольство США в КР.

    Дипломатическая миссия выражает сожаление "о насилии, которое произошло 7 апреля, и решительно поддерживает право кыргызского народа призвать виновных к ответственности за их действия в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. Однако оно, равно как и международные стандарты прав человека, требует придерживаться презумпции невиновности".

    В этой связи посольство США "призывает правительство КР принять все необходимые меры по проведению судебного разбирательства с соблюдением процессуальных гарантий и прозрачности, обеспечивая безопасность ответчиков и адвокатов. Защита прав всех граждан является важной составляющей свободного общества".

    А накануне посольство США выразило глубокую обеспокоенность сообщениями о нападениях на адвокатов по делам, связанным с июньскими событиями на юге Кыргызстана. Американские дипломаты отмечали, что "Посольство внимательно наблюдает за судебными разбирательствами и считает, что справедливое рассмотрение дел является ключом к примирению на юге".

    "Власти обязаны принять все необходимые меры для того, чтобы гарантировать безопасность адвокатов, свидетелей и их родственников, а также защитить их от угроз, запугивания и нападений. Они также должны предпринимать своевременные действия по недопущению любых нападений. Адвокаты должны иметь возможность работать, не боясь преследований и препятствий", - говорится в заявлении американского диппредставительства.

    Посольство напоминает, что оно неоднократно призывало к проведению организованных, справедливых и прозрачных судебных разбирательств по делам, связанным с июньскими событиями. По мнению дипломатов, правительство КР должно "расследовать все акты агрессии, направленные против адвокатов, свидетелей, их родственников и самих обвиняемых, а также привлечь виновных к ответственности. Шаги, которые правительство Кыргызстана предпринимает для обеспечения защиты прав обвиняемых и их адвокатов, покажут всему миру тот путь, по которому Кыргызстан планирует пойти после окончания парламентских выборов".

    Между тем

    Акцию протеста провели вчера у стен парламента родственники погибших и пострадавших кыргызстанцев во время событий 7 апреля на площади Ала-Тоо.

    После того как судебное заседание было перенесено на 22 ноября, около 50 человек собрались у входа в здание Жогорку Кенеша. В руках они держали фотографии погибших. Протестующие потребовали, чтобы к ним вышел вице-премьер-министр КР Азимбек Бекназаров. Он, по их словам, обещал, что все виновники апрельских событий будут наказаны.

    Настаивали пикетчики и на том, чтобы судебный процесс по апрельским событиям искусственно не затягивали.

    Кстати

    Азимбек Бекназаров встретился с делегатами от митингующих. У него, в отличие от правозащитников, политологов, аналитиков, свое мнение о происходящем. "Судебный процесс по апрельским событиям проходит объективно", - заявил ходокам вице-премьер-министр.

    Через них он попросил родственников погибших и пострадавших в апрельских событиях набраться терпения, дать возможность нормально работать судебным органам. Для этого необходимо соблюдать закон, иначе процесс затянется. И предупредил, что если и в дальнейшем пострадавшая сторона будет нарушать судебный порядок, то правосудие не свершится. Поскольку решать, кому сидеть за решеткой и определять виновность подсудимых может только суд.

    Журналистам же Азимбек Бекназаров пообещал, что на следующем судебном заседании по апрельским событиям правительство обеспечит необходимые меры безопасности.

Фото Владимира ВОРОНИНА.

    Юрий ГРУЗДОВ.


Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/33885/


Распечатать: Процесс пошел. Как далеко зайдет? РаспечататьОставить комментарий: Процесс пошел. Как далеко зайдет? Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Процесс пошел. Как далеко зайдет? Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007