Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
9 октября 2009 | КУЛЬТУРНЫЙ СЛОЙ |
Пробуждающий словаОднажды - в марте 1998 года - эта группа отправилась в Лондон: сыграть концерты и набраться новых впечатлений перед началом основной сессии записи очередного диска. Первый концерт группа дала в Лондонском университете на факультете славянских языков и литератур. Это выступление было в своем роде уникальным - студенты принялись так отплясывать, словно к ним приехала группа "Руки вверх". Удивленный лидер группы сказал после концерта корреспонденту газеты "Лондонский курьер": "Ни разу в жизни до сегодняшнего дня не доводилось играть на танцплощадках. Оказывается, у нас всю жизнь было превратное представление о нашей музыке - мы почему-то не считали ее танцевальной". Радость моя, одиноких костры согреют. Поделиться при встрече ладонями-бронями, И на ветру бурю бронзой одеть, Высекать рукавами звоны. Голос вьюгами помнит Иерусалим. Когда Дмитрий Ревякин - поэт, композитор и лидер новосибирского "Калинова Моста" говорит о себе как о воине, вышедшем на бой, он имеет в виду, прежде всего, битву с самим собой, собственными пороками и слабостями. Надо было не писать мелом, Не гореть звездою на час. Черным сразу быть или белым, Чтобы не метаться сейчас. Ревякин рассказывал, что на первом концерте "Моста" в Питере, он вышел петь на подгибающихся ногах - от волнения, и сказал в микрофон: "Сейчас Васек настроится, и мы начнем". В ответ из зала подкололи: "А Васек-то у вас настраиваться умеет?". Но зато уже во второй приезд питерские рок-фаны встречали "Калинов Мост" стоя: "Русский Джим Моррисон приехал". Рано умершему лидеру группы "Дорз" Дмитрий посвятил песню "Честное слово": В городе Париже в начале июня Я столкнулся с ним, когда играл в прятки. Он рвал свои стихи, пил дешевый виски И плакал. Его лицо, изрытое траншеями сомнений, Успокоилось, покрылось слоем мела, Я спросил в упор: "Куда, Джим, собрался?", Он шепнул: "На небо", и усмехнулся... Фамилия Ревякин на сибирском диалекте означает "медведь", хотя сам ее носитель родился в Забайкалье. Критики написали о его творчестве: "Опора на этнические традиции в слиянии с аллюзиями к Серебряному веку, и при этом вполне современные тексты - вот что представляет собой ревякинская поэзия. Причудливое словоплетение, прихотливо изменяющаяся семантика, странные слова и их формы - это самые яркие признаки его лирики, по которым его не спутаешь ни с кем". Тронулись вечером свистами вечными. Не образумились, когда закачало. Лопнули выдурью, сотами вытекли, Торную выбрали, умытые чалым. Сам Дмитрий понимает, что ласкать слух приторно-сладкими мотивами - не для него. Да и название для группы он выбрал не случайно. Помните русскую мифологию? Калинов мост на реке Смородине - граница между Добром и Злом, место, где эти стихии вечно сходятся на битву. Творчество свое Дмитрий называет мостом от безбожия к Богу, а своим учителем считает Велимира Хлебникова. Думается, сам Хлебников, будь он жив, не погнушался бы назвать Ревякина своим учеником. Поистине есть кем гордиться. Этой осенью "Калинову Мосту" исполняется ровно четверть века. Мы готовы гореть, Скулы сводит: "В дыбы!". В ваших силах Умелой рукой пламя сбить. Но когда умрут наши костры, Вас станет знобить. Если ты взошел на Калинов мост, гласит мифология, то тебе уже некогда раздумывать. Добрый ты или злой - тебе остается только одно: либо победить, либо погибнуть. Можно спорить сколько угодно, но именно Дмитрий Ревякин оторвал рок от Запада, сделав его русским народным искусством. Когда ряды героев иссякнут в дикий смерч, И грозный взгляд Аттилы глотает хищно нивы, Исполнись, воля Божья! В годины укрепи, Дай силы и отваги стоять несокрушимо. "Выворотень", "Узарень", "Дарза" - так называются его альбомы. "Откуда ты берешь эти слова?", - спросили его как-то. "Это все в генах, - ответил Дмитрий. - Надо их только уметь разбудить, взбудоражить, и они всплывают на поверхность. Скорее я пытаюсь прислушаться к речи моих предков-язычников, которая звучит во мне. Ведь до Кирилла и Мефодия была трехтысячелетняя культура, письменность в которой каждый буквенный символ нес определенный смысл: Б - буки (бытие в совести), В - веди (познание в движении), А - аз (духовное "я" любого человека) и так далее". Набекрень голова - ее не поправишь. Мимо детских снов пьяного понесло. Повенчай меня травами, пенной лавой, Да сохрани мой вдох. Его часто упрекают, что он не поет о проблемах нынешних времен подобно Юрию Шевчуку или Сергею Шнурову. "Корень всех наших нынешних бед - в прошлом, - парирует Ревякин. - Сейчас я пытаюсь его найти. Может, и жить всем нам потом станет легче". Наша вольница бьет поклоны лбом, Догмы рабские вбиты молотом, Крылья дерзкие срезаны серпом, Горло стянуто тесным воротом. Наша вольница зарешечена. Меченых аркан в темноте настиг. Кость щербатая, кнут-пощечина... ...спел он в 1990 году в песне "Вольница", посвященной Запорожской Сечи, а на самом деле - нам, детям последних лет социализма. "Эпоха агонизирует, - сказал примерно в то же время Дмитрий в одной беседе, - но в новое тысячелетие мы должны вступать с другим сознанием. Я живу в глубинке, вижу, как люди живут и работают, чувствую, что наши люди по духовному заряду, по человеколюбию, намного сильнее среднего американца или англичанина". Так что неизбежная для рок-поэта социальная озабоченность не обошла стороной и его: Эх, видно суждено моей земле страдать, Дурью задыхаться, пот и слезы глотать... Соратник Хлебникова поэт Лившиц сравнил Россию со скифским всадником, скачущим на Запад: "...размахивая копьем, мчится в облаке радужной пыли дикий всадник, скифский воин, обернувшись лицом назад, на Восток, и только полглаза скосив на Запад - полутораглазый стрелец!". В последнее время рок в России все больше глядит на Запад, но Ревякин по-прежнему остается на Востоке. Тем он и ценен для тех, кто слушает его и слышит. Взять хотя бы последние альбомы "Моста". Иные сетуют на то, что в них полно излишних музыкальных вывертов, а музыка и тексты группы стали сложнее - факт в последние 10 лет сменился образом. Да, "Калинов Мост" перешел на язык символов. Но разве это главное? Важнее, что "Калинов Мост" переступил черту, за которой начинается музыкально-поэтическое осмысление нашей общей Родины - Евразии. ...Рассказ о Дмитрии Ревякине - самом, пожалуй, русском из всех поэтов русского рока, заканчивает его песня "Когда реки мне были сестры". Когда реки мне были сестры Когда реки мне были сестры, А Ветер назвался братом - Я жестоко изранил душу, И в рассветах сошел с ума. Наконечник стрелы монгола, Что нашел я в весенней земле, Упирался мне прямо в сердце И царапал тугую грудь. Капли крови стекали на землю, Опускались в густую пыль, И в березовый час заката Зеленели отблеском солнца. Я без жалости вырвал сердце; Бросил красное пищей собакам, А обломок стрелы ордынца Кинул в рану, где гордое билось. Боль стянул суровою ниткой И ушел берегами рек, Что любовно меня призывали И пророчили светлой водой. Это было в июле, в июле; Солнцем дан приказ к искупленью. И в дымящий горячий мозг Острой бритвой врезались песни - Песни излома души, Песни обломка стрелы. Дмитрий ОРЛОВ. Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/29542/ |
Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
Оставить комментарий
MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна
Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007