Распечатать: Госбезопасность  среды обитания РаспечататьОставить комментарий: Госбезопасность  среды обитания Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Госбезопасность  среды обитания Посмотреть комментарии

27 августа 2009

ОБЩЕСТВО

Госбезопасность среды обитания

    Одним из основных критериев качества жизни во все времена являлись уровень обеспеченности жильем населения и качество его жилищных условий. Эти два основных компонента всегда оставались наиважнейшими в оценке благосостояния государства, а также культурного и физического состояния народа, определяя его уровень развития. Приоритетность в достижении указанных целей всегда положительно характеризовала в целом внутреннюю социально-экономическую политику любого государства. В этом смысле Курс президента К. Бакиева также исходит из основополагающих принципов созидания, ведущих к обновлению страны, когда он обращает внимание на необходимость выравнивания уровня развития регионов, создания новых городов, строительство социального жилья.

Однако следует заметить, что Курс на обновление страны не будет достаточно эффективным, а то и останется декларативным, без активной государственной политики, направленной на обновление среды обитания в целом, и в том числе существующего жилого фонда. Заявленные цели должны быть не просто очевидным результатом провозглашенного курса, а вообще являться сверхзадачей государства, живущего в условиях постоянной и повсеместной тектонической угрозы и имеющего крайне ограниченные территориальные ресурсы как для нужд расселения, так и для развития сельскохозяйственного производства.

    Игра стоит свеч

    Безопасная и культурная жизнедеятельность человеческого общества вообще является главной задачей градостроительного развития среды обитания, и в условиях Кыргызской Республики должна рассматриваться на уровне государственной безопасности, имея в виду комплексный подход в вопросах функционального зонирования и рационального использования территориальных ресурсов республики. Еще в советское время в Кыргызстане существовала республиканская вневедомственная постоянно действующая комиссия по использованию земельного фонда для нужд народного хозяйства, возглавляемая первым заместителем председателя правительства, и работала она, конечно, не по наитию. Тогда же в республике было принято секретное постановление правительства по сплошной инвентаризации существующего жилого фонда в целях анализа и выработки путей решения в условиях постоянных угроз природного характера и других факторов. Однако в связи со сменой общественно-политического строя эта работа не получила своего продолжения. Наличие в нынешней структуре государства службы МЧС еще не означает решения этой проблемы. Это, как ни странно звучит, служба ликвидаторов, а не созидателей, и чем больше возникает угроз, тем больше требуется расходов на ее содержание, и наоборот. Такова уж взаимность причинно-следственных связей.

    Очевидно, что Курс на обновление страны не может быть плодотворным и, что характерно, доходчивым для всех слоев населения без активной и квалифицированной градостроительной политики по комплексному развитию селитебных территорий при безусловной государственной поддержке, а также без усиления ответственной роли госоргана по архитектуре и градостроительству по всей вертикали государственной власти вплоть до правительственного уровня и безусловного повышения статуса градостроительной документации по развитию селитебных территорий. Результаты обновления страны легко прочитываются на фоне обновления среды обитания, которая сама является своеобразной рекламой заявленному курсу.

    Иначе на чем будет базироваться и строиться политика обновления страны? На количестве созданных рабочих мест, так кто их считает и для чего? Без конкретики и на бумаге страна уже не раз обновлялась во времена ААА.

    В этом смысле всемирная история знает многих удачливых и продвинутых политиков - руководителей государств, оставивших благодарным потомкам неизгладимый след на поприще созидательной деятельности. Следует при этом заметить, что зачастую среди них оказывались люди, имевшие отношение либо к военной профессии, либо к строительной.

    Одним, оказывается, есть что защищать, а значит, обустраивать, а другим есть что создавать, а значит, защищать. Это и есть среда страны обитания (страна обетованная), для которой не так уж важна ее общественно-политическая формация.

    Между прочим, геополитическое положение Кыргызстана с точки зрения географических условий, имея как положительные качества - равноудаленность от центров мировой политики, весьма устойчивое буферное окружение, относительно небольшую территорию и численность населения, также имеет и существенный недостаток, крайне неблагоприятно влияющий на качество собственной среды обитания. Это географическое ее разделение на южную и северную половины и недостаточно активная связь между ними, что накладывает неизгладимый отпечаток на все сферы функционирования государственного механизма, влекущего за собой и личные взаимоотношения, что никак не способствует консолидации основных движущих сил.

    Планируемое строительство железнодорожной ветки из Кашгара (Китай) в Ферганскую долину, конечно, могло бы стать несомненным достижением для страны, но только в части извлечения доходов от транзитных перевозок, и не более того. В связи с этим представляется задачей геополитического значения для Кыргызстана решение вопроса строительства железной дороги между севером и югом от станции Арпа через Кара-Кече до г. Балыкчы с выходом ее, минуя аэропорт "Манас", на станцию Чу (Казахстан). Это, безусловно, общегосударственная проблема, решение которой невозможно переоценить, и она должна проходить красной нитью по всем стратегическим направлениям деятельности государственных структур: политической, экономической, оборонной. Прохождение железной дороги через территорию страны, конечно же, консолидирует и интенсифицирует всю внутрихозяйственную жизнь республики, создаст постоянно действующую рекламу природных достопримечательностей страны, включая озеро Иссык-Куль, позволит республике извлекать максимальную выгоду из своего геополитического положения.

    Вот тогда можно будет говорить о создании "сухопутного порта" в районе аэропорта "Манас", связав в единый транспортно-коммуникационный узел воздушный, железнодорожный и автодорожный транспорт по обслуживанию международного терминала обработки грузопотока по всем направлениям и видам транспорта. Говорить о создании регионального бизнес-центра (РБЦ) для предоставления всех видов услуг, начиная с банковских, материально-технического обеспечения вплоть до страхования. Озеро Иссык-Куль может быть круглогодичным международным центром медико-восстановительного лечения, индустрии развлечений, экстремального туризма и массового отдыха для ближнего зарубежья. Гидроэнергетический потенциал республики позволит электрифицировать железную дорогу и всю акваторию озера Иссык-Куль и сделает его райским уголком. Одним словом, не среда обитания, а Нью-Васюки, да и только. Естественно, возникает вопрос, а на какие, извините, деньги? Вопрос, конечно, не из простых, но решаемый. Перефразируя известную реплику товарища Саахова из кинофильма "Кавказская пленница", можно ответить так: "А кто с нами играет - тот пусть нам и помогает!".

    В принципе, это недалеко от истинного положения вещей доктрины внешнеполитического курса страны. Кто с нами играет, известно: это Россия, США и Китай. Для них это, конечно, не пустой звук, а для нас игра стоит свеч! Вот где находится настоящая цена геополитического положения Кыргызстана.

    Голова без головы

    За истекшие годы бездарной перестройки хозяйственного механизма времен ААА профессиональная градостроительная и в целом архитектурная деятельность в республике по разным причинам оказалась дезориентированной и обделенной вниманием на всех уровнях государственной власти. За примерами далеко ходить не надо, они и сейчас на слуху.

    Первый пример. Город Бишкек - столица государства - до сих пор не имеет схемы правового зонирования территории и правил застройки - основных градостроительных документов, тогда как их имеют все остальные города Кыргызской Республики. Вопрос! Какая регулятивная и юридическая ценность указанных документов в этих городах, если их игнорируют в столице республики? Это просто дискредитация системы градостроительной документации.

    Второй пример. Главный город республики Бишкек до сих пор не имеет главного архитектора города. Его функцию исправно исполняет инженер-конструктор. А мог бы и повар - была бы не только крыша! Вот дожили-то! Как же страну будем обновлять? Ведь инженер-конструктор просто не может представлять проблемы развития архитектуры города в коллегиальных органах - Госкомархстрое, Союзе архитекторов, не говоря уже о Совете главных архитекторов городов - столиц СНГ. Вопрос! Какое может тогда быть отношение к Бишкекглавархитектуре и в целом к главным архитекторам прочих городов и сел республики со стороны органов государственной власти? Даже в советское время при тотальном партийном контроле система не допускала профанации руководящего состава. Государственная служба - это не хобби, как она сейчас представляется в Бишкекглав-архитектуре. А чем еще остается заниматься ее персоналу, когда этим же занимается сам ее первый руководитель. Это своеобразная лакмусовая бумага, и, кроме как дискредитацией архитектурной профессии в госорганах государственной власти, ее больше никак не назовешь.

    Пример третий. Вопрос восстановления звания "Заслуженный архитектор Кыргызской Республики", заданный в свое время президенту К. Бакиеву, видимо, уже "морально" устарел. Теперь "воду" льют на мельницу "Народного архитектора", и когда это случится, никто не знает, но "воды" у нас, как видимо, еще много.

    Одно только перечисление этих примеров делает очевидным отношение государственной власти к собственному госоргану по архитектуре. В таких случаях принято говорить, что рыба с головы гниет, однако где эта голова, если всюду мутная вода, а пахнет она только дискредитацией всей отрасли. И если в советское время вопросами строительства и архитектуры в правительстве республики ведал один из заместителей (строитель по профессии), а вопросами использования земель государственного фонда занимался первый заместитель председателя правительства, то была очевидна государственная важность постановки вопроса по градостроительному развитию селитебных территорий и использованию территориальных ресурсов. Кто этим занимается сейчас?

    Скупость экономики и скудность политики в вопросах обновления среды обитания чреваты необратимыми последствиями, в том числе техногенного характера. Чиновники приходят и уходят, а среда обитания остается, но какой? И бесконечно правы те, кто настаивают на необходимости отказа в республике от практики выдачи земельных наделов отдельным лицам и переходе к планомерному строительству многоэтажных домов.

    Уход в свое время государства в целом от активной градостроительной политики и искажение роли градостроительной документации не преминули отразиться на количестве жертв природных катаклизмов. Ведь игнорируются требования градостроительной документации и при попустительстве местных властей осваиваются непригодные территории. В девяностых годах прошлого века развалился целый самовольно выстроенный поселок "Ак-Жер" в северной части пригорода Бишкека. Жертвам-самовольщикам даже выплатили компенсацию за счет законопослушных налогоплательщиков. А сколько таких "ак-жеров" по всей республике?

    Голубая жемчужина - сточная яма

    Массовая и безудержная застройка побережья озера одноэтажными пансионатами коттеджного типа в погоне за сиюминутной выгодой может очень дорого обойтись государству. Известно, что озеро находится в глубокой горной котловине. Дно озера и окружающее его побережье, по существу, не имеют мощных пластов грунтовых отложений и выложены скальными породами. Все поверхностные и подземные воды (верховодка) стекают в озеро как по быстротоку. Скальные грунты не имеют абсорбирующих свойств и не могут служить естественным фильтром.

    Допустим, что все коттеджи имеют собственную канализацию. Она, как правило, не центральная, это все-таки лишь местные локальные очистные сооружения. И где они находятся? Конечно, на собственном участке. Сколько таких коттеджей в каждом пансионате, нетрудно представить. Куда сбрасывается вода из местных очистных сооружений - тоже рядом. Процент очистки - 98 %. Вода как будто чистая, но чем пахнет - известно. И где в итоге она оказывается - тоже известно! И там мы все вместе купаемся!

    И ведь никому невдомек, что местные очистные сооружения рассчитаны на использование их на равнинной местности с фильтрующими грунтами, уходящими вертикально вглубь от поверхности, и совершенно не пригодны для горной местности с находящимися вблизи водоемами. Иссык-Куль ведь не озеро Балатон, что глубиной не более 10 м. А сколько нужно времени, чтобы это стало очевидно? Критическая масса будет видна издалека, а не только из ближнего зарубежья. Не потому ли был предан забвению вопрос включения озера Иссык-Куль в Международный список объектов культурного наследия мирового значения под охраной ЮНЕСКО? Последствия такой бездарной политики освоения побережья - национальной гордости - представить нетрудно. Но трудно будет ликвидировать эти последствия. Здесь одними налогоплательщиками и силами МЧС республики не обойтись.

    Вопрос очистных сооружений озера Иссык-Куль давно уже является проблемой, которая будет только нарастать из года в год, подогреваясь туристическим бизнесом. И, видимо, эту проблему в условиях горной местности традиционными методами решить будет невозможно. Одно очевидно: очистные сооружения должны быть зональными со сбросом осветленной воды. А лучше размещать поля фильтрации за ближайшими привалками горных образований, для чего необходимы мощные станции перекачки. Реализуя иловые отложения сельхозпроизводителям для рекультивации тощих сельхозугодий взамен вредных и дорогих гербицидов, можно ускорить сроки окупаемости очистных сооружений. Во всяком случае, без поддержки государства эту проблему, и касается она не просто озера, решить невозможно. Как же быть тогда с водозаборными сооружениями, для которых также требуются особые условия содержания? Это же целая среда обитания, которую кормит и обслуживает озеро.

    И последний вопрос. Кто должен контролировать вопросы расселения и рационального использования территориальных ресурсов в республике? В Советском Союзе это был вопрос государственной политики, которую проводил Госстрой республики вкупе с местными органами власти на основе целого комплекса градостроительной документации, начиная от районной планировки и кончая проектами детальной планировки и градостроительных узлов. А сейчас чем у нас руководствуются?

    Или тот, кто купил землю, покупает и все остальное? И что будем в итоге обновлять? Или среда подождет до следующего Курса?

    Юсуф ТАГИРОВ, архитектор.


Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/28962/


Распечатать: Госбезопасность  среды обитания РаспечататьОставить комментарий: Госбезопасность  среды обитания Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Госбезопасность  среды обитания Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007