Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
14 июля 2009 | ОБЩЕСТВО |
Жизнь – явление временноеЗабавное это дело - умудриться пожить сразу в двух экономических формациях! Сначала живешь себе при социализме, ходишь строем, стоишь в очереди, думаешь исключительно правильно, и очень жалеешь тех, до кого социализм не дошел. Бедные, как много они потеряли! Потом хлоп, и вот ты уже оказываешься в капитализме. И что делать? И опять неизвестно: надолго это или на время... Счастье - это то, что всегда впереди Большинство наших граждан остановилось на месте. Топчемся. Натоптали так, что и бетона не нужно - убитая твердь под ногами. И тут вдруг выясняется, что и капитализм, оказывается, мечтает быть добрым и справедливым! Выясняется, что и он самим собой тоже не доволен, а бодался с социализмом только потому, что тот ему вечно в нос совал всякие недобрые капиталистические дела. Словом, и вчера были проблемы, и сегодня ничего хорошего. И тогда были мечты, и сегодня то же самое. Тогда о богатстве, теперь о доброте. Вот и стоим, топчемся. А мимо нас туда-сюда бегают продвинутые наши сограждане, деньгами шуршат, джипами блистают. Нас презирают. А мы - их. Они нас на Канарах. А мы их - на диванах. Правда, они при этом отчетливо осознают, что истоки их богатств - это обязательно чьи-то слезы. А мы выглядим, как один из героев "Золотого теленка", высокомерно умствующий: "Волчица мерзкая и подлая при том, тебя я презираю...", но с удовольствием поглощающий хлеб из чужих рук. Сшибка формаций, что поделаешь... Но, оказывается, в стоянии на месте тоже есть свой резон. Во-первых, очень четко осознаешь, что все общественные науки - это, извините, ерунда. И пять формаций, которые якобы прожило и доживает человечество - тоже полная чепуха. Ничего в этом мире не меняется. И названия формаций окончательно утверждаются только после того, как они завершились. Признаки, конечно, реальные. Было много рабов? Рабовладельческий строй. Было много феодалов? Соответственно феодальный строй. И так далее. Но что меняют эти обозначения? Ничего. Рабы в массе своей против своей доли не протестовали. Феодалам вообще не хотелось никаких перемен. Вспомните, как утверждался капитализм? Бр-р-р. Например, в Англии. Кажется, страницы той истории и поныне сочатся слезами. Но - утвердился. Главным богом стали деньги. Те, кто читал "Капитал" Маркса, знают, как интересна, точна и убедительна эта книга. Социализм тоже утверждался очень тяжело. Теоретики буквально насильно втащили его в жизнь. А практики столь же энергично вытолкнули его из жизни. Но что изменилось? Кто-то по-прежнему стоит за социализм, кто-то за капитализм. И все вместе согласны: так жить, как живем сейчас, нельзя. Знаете, что такое счастье? Это когда не надо врать, что тебе хорошо. Поэтому в массе своей человечество счастливо. Но хочется большего. Теперь, говорят, мы стоим на распутье: пусть будет капитализм, но хороший, пусть будет социализм, но богатый. А построить новую общественную формацию можно, вы не поверите, только используя исключительно лучшие нравственные качества каждого из нас! Я и прежде, разумеется, слышала утверждение о том, что всякая теория - это утопия. Но как-то вот так сильно это не осознавала. А теперь, глядя на себя и окружающих, на нас, от которых, оказывается, и зависит качество жизни, едва удерживаюсь от смеха. Понятно, что теоретики имеют в виду, но что при этом делать с нами, реальными и отнюдь не предсказуемыми? Мы давно и привычно ползаем, нам так удобно. Но теперь нам предлагают делать это с высоко поднятой головой. Легко ли?! Где взять души прекрасные порывы? В нас должна проснуться совесть. Но что такое совесть? Возьмем самое прямое, самое простое толкование. Совесть - это осознание нравственной ответственности за свое поведение. А теперь посмотрим окрест. И что мы видим?! Поскольку наше общество сейчас втянуто в политические процессы - главу государства избираем, - то в глаза бросаются прежде всего политики. Страна у нас маленькая, поэтому все на виду. Туда-сюда снуют, энергично "делают" политику. Мимо нас, топчущихся на месте, проносятся со скоростью реактивных лайнеров, турбулентные вихри от их движения едва не сбивают с ног. Казалось бы, вот они, "отечества сыны, которых мы должны принять за образцы". Но мы стоим недвижимо и за ними не следуем. Почему? Вот бежит депутат сразу двух созывов, сейчас не у дел, в смысле - не получает материального вознаграждения за свои словесные экзерсисы. Загорелый, энергичный, живчик такой. "Я сам по себе!" - кричит на ходу. Через пять минут выясняется, что обслуживает команду наиболее выигрышного кандидата в президенты. Мимоходом, высокомерно обругивает всех остальных кандидатов. Спешу! Куда же, как не в народ?! Пылает агитационной горячкой. Он точно так же пылал, когда шел в депутаты. Но, став депутатом, обо всем забыл. А сам, разумеется, стал "немного" богаче. И сейчас намерен несколько приумножить свой капитал. Глазки хитрые. Слова "совесть" в его лексиконе нет. Зачем? Он знает главное правило: лучший способ сделать карьеру - работать на того, кто делает карьеру. По новой теории мы все вдруг должны перестать быть жадными. Но что такое жадность? Самое простое пояснение: чрезмерное желание удовлетворить какое-нибудь желание. А какое самое сильное желание практически у каждого гражданина нашего общества? Правильно, постоянное приумножение количества денег. Приумножают деньги разно. В том числе и с помощью политики. Это только нам, топчущимся на месте, все кажется, что люди идут в политику исключительно для того, чтобы реализовать свои лучшие человеческие качества и при этом решительно улучшить наше качество жизни. Как говорится, "блажен, кто верует, тепло ему на свете". Продвинутые же наши граждане идут в политику, чтобы делать деньги, ибо ничто так не продвигает доступ к капиталу, как власть. Если вдруг однажды в нашем обществе исчезнут жадные люди, то и борьбы за власть не будет. Тогда, возможно, и выбирать мы станем талантливых и способных к такой работе людей. Власть - это ответственность, а жадность - это жадность, и ничего общего между ними нет. У жадных людей тоже есть свои странности. К примеру, им все время кажется, что им завидуют (есть такой момент, это правда, большие деньги многим покоя не дают, но ведь не только те жадные, кто богат, не так ли?), поэтому они периодически проявляют чудеса щедрости. К примеру, суют нищим скучные, блеклые сомы, или подают всяким домам обездоленных граждан. Иногда снисходят к простым гражданам, выслушивая их тяготы. Но горе простым гражданам, если жадный богач обнаружит в их доме, скажем, видео. Это что? Богач брезгливо тычет пальцем: и телевизор, и видео, и вообще в доме все есть?! На самом деле его глубоко ранит то обстоятельство, что какой-то там простак может смотреть те же фильмы, что и он сам, то есть, что этот простак - тоже человек, какая гадость! Жадная особь, дойдя до такого состояния, слишком многим поступилась в своей жизни, чтобы теперь не обнаружить с негодованием, что и какой-то там лох, видите ли, считает себя человеком. Словом, на лечение простак денег не получит: а не имей видео, сохраняй свое нищенское состояние в той степени, чтобы богач не видел в тебе человека. Поэтому явно с выгодой для себя и для посрамления крутых жадин, образовалась такая прослойка населения, которая мастерски умеет подавать свою нищету, каковой на самом деле нет. Тут тоже присутствует жадность, и просто поразительно, как еще наше общество окончательно не задохнулось в ее запутанных и безразмерных сетях. По новой теории мы все вдруг должны стать интеллектуальными. Но что такое интеллект? Это мыслительная способность. Она у всех людей разная. И не потому, что кто-то родился более умным, а кто-то менее. Поэтому кроме врожденных талантов, существует еще система обучения. Или отсутствие такой системы. Кроме того, в нашем обществе культивируется многовековая ненависть к умникам и умницам. Мы все можем простить, но только не ум. Почему так получается, не знаю, но это - наши реалии. Поэтому, как правило, на одного умного приходится сотня дураков, если этот умный во власти. Два умных рядом, не говоря уже о трех, четырех или команде - это не для нас. Существует масса умных людей, которые умело демонстрируют как бы интеллектуальную ограниченность. Стержнем нашей общественной жизни была, есть и остается формула: "Я начальник - ты дурак, ты начальник - я дурак". И философия эта явно непобедима. Умничать позволительно только ученым, да и то если они за пределы своих лабораторий носа не высовывают; журналистам, если они "правильно" понимают общественный расклад; пенсионерам, но только в предвыборный период. При таком отношении к интеллекту мы не скоро вложим свой кирпич в построение новой формации. Вот наши привычные "философские" основы: если ты такой умный, то почему не богатый? Не твоего ума дело! Ты кто такой, умный, что ли? И так далее. Талантом можешь ты не быть, но стать начальником - обязан Как перестать бояться и начать жить? Не знаю. Умные в нашем обществе умело прячут свой ум, интеллектуалы - интеллект, совестливые - совесть, не современный это товар, не выигрышный. Мы мастерски создаем всеобщий серый фон. А на фоне общей серости, как известно, ярче всего выглядят темные личности. И потом мы еще смеем удивляться тому, что вынуждены подчиняться темным личностям. Помилуйте, они-то при чем тут? По большому счету все теории, все идеи, осмелюсь высказаться резче - все идеологии есть мертворожденные создания буйной человеческой фантазии, которые начинают существовать и даже частично влиять на происходящее в мире только тогда, когда созданы талантливыми головами. Чем одержимее талантливая голова, тем энергичнее строит она нас под свои идеи. Но ни ум, ни талант, ни одержимость не достигнут предназначенных им высот, если общество к этому не готово. Именно поэтому нам сегодняшним так не хватает очередного светлого учения, о котором мы как бы мечтаем, но которое свободно умудримся не заметить, если оно вдруг свалится на нас. Осмелюсь предположить, что, говоря о стремлении к переменам, на самом деле мы их совершенно не хотим. Проявляется это вполне зримо и очевидно. Во-первых, через зависть. Все завидуют всем. Привези к нам Цицерона, мы скажем - болтун. Появись у нас Спартак, скажем - голодранец. Возникни Манас, махнем рукой - самозванец. Отсутствие авторитетов, как это кому-то ни покажется странным, построено как раз на зависти. Вместо того чтобы увидеть достойное и признать за ним право на достоинство, мы немедленно начинаем завидовать. Нет в нашей стране, кажется, ни одного человека, который публично или где-то в глубинах своей души не считал бы себя достойным стать, к примеру, президентом. Я уже не говорю о "мелких" должностях. Но при этом никто не хочет совершенствовать себя. Все хотят сразу занять некое высокое место и благодаря нему выделиться среди прочих. Никто не хочет понять, что высокая должность - это прежде всего ответственность и много, много, много тяжелой работы и только потом, если получится, личные блага. Логика тут убийственная: если ты плохой работник, значит и я имею право... В связи с этим вспоминаются беседы с одним из нас. Высокомерие, амбиции, резкие суждения, абсолютная убежденность в том, что если бы он пришел к власти, то все вокруг переменилось немедленно. Мне любопытно. Слушаю. Не спорю. Пытаюсь понять. Пытаюсь даже поверить. На чем строится убеждение, что он - другой, не как все прочие? Но умные рассуждения не строятся на почве ответственности, но фантазии не имеют под собой реальной основы, но его желание властвовать, отнюдь не подкреплено основным качеством лидера - умением общаться. Но пригласив в соратники, отнюдь не готов даже к малейшей критике, и не то чтобы к критике, а к холодному анализу происходящего. И так всюду, и так везде, вокруг всех, кто хочет быть главным над всеми. Всюду без исключения: и у тех, кто как бы сильнее всех, и у тех, кто как бы слабее. Все одинаковое. Все, в принципе, одно и то же. И все команды, работающие на "своего лидера" - это всего лишь временные формирования, объединяет которые не общая идея изменить жизнь к лучшему, а личное стремление каждого из них максимально приблизиться к удовлетворению собственных потребностей. Говорят, что утята, следуя инстинкту, готовы идти не только за уткой-мамой, но и за любым энергично двигающимся объектом. Вот так и многие из нас готовы двигаться за любым сгустком энергии, поскольку мы так и не поняли, что многое в этом мире зависит от нас самих, от того, какие мы есть. И при чем тут тогда этот "сгусток", если мы сами зашли в тупик? Так что, честно говоря, я не знаю, как одна формация приходит на смену другой, если люди в массе своей никаких перемен не хотят. Не знаю! Один восставший Спартак на фоне тысячи тысяч смиренных рабов погоды не делает. Он и в историю вошел как раз потому, что был особенным, не так ли? Одна надежда, как всегда, на теоретиков. Придумают что-нибудь интересное, возьмут нас за шкирку и втянут в новую экономическую формацию, а иначе, как изменить этот мир? Но чтобы это все-таки стало реальностью, нужно, чтобы среди нас появился гений или абсолютно тупой человек. Они, если хотите, всегда играют на равных. Потому что из истории человечества давным-давно ясно, что все великое совершают люди двух типов: гении, которые знают, что это выполнимо, и абсолютно тупые, которые не знают, не хотят знать, и даже не предполагают, что это невыполнимо. Победа первых строится на озарении, победа вторых - на безукоризненных, идеальных, беспросветно тупых амбициях. Главное, чтобы победил кто-то из них. Тогда мы все вздохнем облегченно: уф, слава Богу, нас самих не заставили думать, размышлять, действовать. Впрочем, давайте думать о чем-нибудь более простом и реальном, хотя бы о колбасе, или, скажем, о том, почему у соседа денег всегда больше, чем у вас. Зачем принимать жизнь всерьез, если она - явление временное? Людмила ЖОЛМУХАМЕДОВА. Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/28530/ |
Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
Оставить комментарий
MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна
Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007