Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
30 апреля 2009 | ОБЩЕСТВО |
Основному закону Кыргызстана — 16 лет5 мая Конституции Кыргызской Республики исполняется 16 лет. С момента ее принятия те, кто родились в один день и год с Основным законом Кыргызстана, вправе получить паспорта граждан республики. Трудно сказать, какие чувства вызывает эта дата. Конституция, являющаяся в подавляющем большинстве развитых стран фундаментальной опорой всей общественно-политической жизни, предметом гордости и почитания, в Кыргызстане стала яблоком раздора, актом политических распрей и страстей, поводом для периодических митингов и уличных шествий протеста, сделала страну посмешищем в глазах мировой общественности. Всем нам с детства хорошо знакома сказка о гадком утенке, превратившемся в прекрасного лебедя. К сожалению, у нас с главным законом страны произошла обратная метаморфоза. Родившийся 5 мая 1993 года лебедь кыргызской Конституции стараниями первого президента в исторически короткий срок превратился в гадкого утенка. А страна едва не оказалась на грани гражданской войны. То, что первый президент Кыргызстана вытворял с Конституцией при массовой поддержке населения, служит наглядным опровержением тезиса о том, что народ всегда прав, что широкие массы не могут ошибаться. Увы, это далеко не так. Думаю, 16-летие Основного закона подходящий повод вспомнить, как откровенной демагогией и грубым враньем А. Акаеву удавалось обманывать электорат. Выступая на сессии Верховного Совета республики 29 июня 1992 года, Акаев говорил: "Конституция принимается на века. Поэтому не случайно в большинстве государств предусмотрен весьма усложненный порядок внесения в Конституцию изменений и дополнений. Этим достигается ее незыблемость". А на сессии Верховного Совета 12 апреля 1993 года в его же докладе отмечалось: "Если мы примем эту Конституцию, нам не придется краснеть перед своими детьми и внуками, перед грядущими поколениями народа Кыргызстана". Должен сказать, что в тот период опьяненные эйфорией независимости и сознанием того, какой у нас образованный, демократичный и доступный президент, мы не замечали (или старались не замечать?) откровенной хлестаковщины в его речах и выступлениях. В те дни Акаев не мог предвидеть, с какими сложностями он столкнется в связи с тем, что депутаты Жогорку Кенеша проявят независимость и принципиальность и потребуют досконально разобраться с пропажей двух тонн золота, вывезенных из страны на частном самолете гражданина Швейцарии Бориса Бирштейна и размещенных в одном из швейцарских банков. Чтобы погасить разгорающийся скандал и перевести стрелки общественного внимания, требовалось срочно разогнать непослушный и опасный парламент. И полтора года не прошло со дня принятия первой Конституции независимого Кыргызстана, за которую не пришлось бы краснеть перед детьми и внуками, грядущими поколениями, как 21 сентября 1994 года президент издает указ о проведении 22 октября того же года референдума по поправкам к Основному закону республики. Оправдывая этот шаг, А. Акаев говорил на конституционном совещании: "Наш опыт, связанный с принятием Конституции и с полутора годами ее жизни, опыт, наполненный обретениями и потерями, не мог... не подтвердить следующий вывод: к проблеме демократии в разных культурно-исторических условиях нельзя подходить с одинаковыми критериями. Попытка демократизации политической жизни общества не может иметь успеха, если она оторвана от социально-политической и экономической реальности". Отныне это станет излюбленным приемом первого президента: чем более шкурные личные интересы будут преследоваться, тем махровее разглагольствования о демократизации жизни общества. И вновь не прошло и полутора лет, как 3 января 1996 года президент издает очередной указ о референдуме 10 февраля. Уподобился Акаев сказочной старухе с разбитым корытом - подавай ему новую Конституцию, чтобы прищучить вышедший из-под контроля парламент и заодно получить больше власти самому. Основной закон был подвергнут беспрецедентной переделке. Практически более 50 процентов текста Конституции 1993 года было переписано заново. Казалось, можно бы и успокоиться. Ан нет. В реформаторском раже глава государства даже не заметил, как сам себя загнал в анекдотическую ситуацию. 4 мая 1998 года, выступая на торжественном заседании, посвященном 5-й годовщине принятия Конституции, Акаев отмечал: "В Основном законе нашей страны права и свободы человека и гражданина, статус личности отражены практически на общемировом уровне. Многие конкретные нормы и общие подходы сходны с теми, которые закреплены в международно-правовых документах: Уставе ООН, Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах и Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах. Восприняв ценности человеческой цивилизации, Кыргызстан признал эти документы и тем самым вошел в мировое цивилизованное сообщество". Обращает на себя внимание последняя фраза. В этом весь Акаев. Для него достаточно признать международно-правовые документы, чтобы считать себя членом мирового цивилизованного сообщества. Что же касается строгого и неукоснительного соблюдения норм и правил, предусмотренных этими актами, то это дело как бы второе, необязательное. Но самое нелогичное и нелепое состояло в том, что Акаев менее чем через полгода после такого признания Основного закона, который отвечает общемировому уровню, 1 октября издает указ о третьем конституционном (точнее, антиконституционном) референдуме 17 октября. По признанию экспертов, он окончательно закрепил в Кыргызстане полноту президентской власти. Казалось бы, чего еще? Однако, как видно, Фортуна, так благоволившая ему, уже повернулась спиной. Судьба жестоко наказала Акаева за самонадеянность. 17 марта 2002 года в Аксы разыгралась кровавая трагедия. В ходе мирной демонстрации силовики открыли огонь на поражение по своим согражданам. Были убиты шесть молодых, по сути только начинающих жить, мужчин. Трусливый по своему характеру Акаев боялся народных волнений и выступлений в связи с первой годовщиной кровавых событий. Он вновь решил переиграть народ, сыграть на опережение, объявив проведение нового референдума по изменениям и поправкам Конституции. Вторым вопросом референдума значилось: "Аскар Акаев должен оставаться президентом Кыргызской Республики до декабря 2005 года (до окончания конституционного срока избрания), для того чтобы претворить намеченные положительные конституционные изменения в жизнь". Просто кощунственно звучали слова Акаева в его выступлении по республиканскому телевидению 13 января 2003 года о новой редакции Конституции: "Если говорить о главном, то предлагаемые изменения обеспечивают реализацию пяти основных задач. Первая - это основательное укрепление конституционных гарантий прав человека, конкретизация и расширение закрепленных в Конституции неотъемлемых прав в соответствии с новой национальной идеей "Кыргызстан - страна прав человека". Мы впервые последовательно закрепили один из базовых принципов правового государства: граждане вправе делать все, что не запрещено законом, а государство, его органы не могут выходить за рамки Конституции и законов. Я бы сказал, что вся новая редакция Конституции как бы пронизана идеей примата прав человека. Об этом речь идет везде, во всех разделах". Как и следовало ожидать, 2 февраля 2003 года электорат одобрил новую редакцию Конституции. А 18 февраля перед процедурой подписания закона об ее утверждении Акаев в кругу лизоблюдов и прихлебателей фарисействовал: - Сегодняшнее событие в жизни нашей страны носит поистине исторический характер... Одобренная на всенародном референдуме Конституция означает новый качественный взлет в укреплении нашей государственности, переход республики на более высокую орбиту исторического развития. Новый Основной закон не только вобрал в себя лучшее из мировой практики государственного строительства. Он выстрадан нашим собственным непростым опытом, ценой как достижений, так и ошибок, которые мы пережили и испытали. И далее, то ли искренне заблуждаясь, то ли привычно сея беспардонную ложь, глава государства без тени смущения лицемерил: - В чеканных строках Конституции зафиксировано, что наряду с созданием демократического общества, где права человека становятся главной ценностью, мы построили национальную экономику, в основе которой лежит свободный труд и инициатива людей. Мы качественно преобразовали наше государство, положив в его фундамент широкое народное самоуправление и выверенный баланс ответственных перед обществом ветвей власти. Пройдя в переходный период через президентское правление и решив с его помощью трудные вопросы реформирования экономики и управления, мы пришли к президентско-парламентской республике - современной, эффективной и динамической форме государственного устройства. Как и ожидалось, после свержения узурпировавшего власть первого президента и бегства его из страны наиболее актуальным вопросом повестки дня стало изменение изуродованной под Акаева Конституции. К большому сожалению, и тут не обошлось без поспешных и уродливых завихрений. Принятая 30 декабря 2006 года пятая по счету новая редакция Конституции Кыргызстана стала, по мнению ряда авторитетных политологов, жертвой политиков. Изначально в основание конституционного процесса были положены амбиции, политическая конъюнктура и непрофессионализм. Многие парламентарии голосовали за нее в предпоследний день 2006 года, даже не читая ее. Так что мрачные тени прошлого над Основным законом не исчезли. Не хочу быть недобрым пророком, но, боюсь, конституционный спор в Кыргызстане окончательно не завершен. Хотим мы того или нет, но к вопросу о приведении Конституции в цивилизованный вид возвращаться придется. Главное, не наломать дров, действовать хладнокровно, взвешенно и разумно. И в интересах не личностей, кланов и группировок, а страны и народа. Как реформа календаря не может сократить срок беременности, так и реформа Конституции не освобождает никого, ни главу государства, ни дворника, ни безработного от необходимости соблюдать ее. Завершить же конституционный экскурс в 16-летнюю историю хочу обращением к далекому прошлому. 170 лет назад английский философ, экономист и общественный деятель Джон Стюарт Молль говорил о "конституционной нравственности", которая должна пронизывать все поры представительного правления. В системах хорошо уравновешенных, писал Молль, в которых власть разделена, каждый участник управления должен быть огражден от вмешательства другого единственно возможным способом. Добиться этого можно, если каждый будет иметь такое же сильное оружие для своей защиты, как и его противник для нападения. Правительство может быть прочным только тогда, когда все его стороны воздерживаются от крайнего применения своей власти. И вот вывод Джона Молля: "И в этом случае мы можем сказать по справедливости, что только уважение к правилам конституционной нравственности поддерживает существование конституции". Золотое правило на все времена, которое необходимо знать и помнить всем. А главное, неукоснительно соблюдать. Как создателям конституции, так и тем, кому жить по ее нормам. Вячеслав ТИМИРБАЕВ. Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/27553/ |
Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
Оставить комментарий
MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна
Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007