Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
3 апреля 2009 | ОБЩЕСТВО |
Что в имени тебе моем?Самой крупной (но все-таки разменной!) монетой на политических торгах является... народ. Только и слышим: мой народ, наш народ, бедный народ, справедливый народ, обманутый народ... А что такое народ? Когда один гражданин плюс другой гражданин плюс третий гражданин становятся народом? Мне кажется, самый простой ответ на этот вопрос такой: когда граждане живут рядом по одним и тем же законам, которые делают их жизнь достойной и счастливой. И это все. А дальше начинаются нюансы философского характера, культурологического, мирового, субъективного, особенного, частного и так далее и тому подобное. Все люди разные. И все народы разные. Но если народы плохими быть не могут, то люди - еще как. И хотя народ - это много, много, много людей, так или иначе объединенных в своем существовании, он как-то умудряется не захлебнуться в плохих людских наклонностях и выстоять. Практически в любых обстоятельствах. Но случались в истории, и не единожды, трагедии, когда народы переставали существовать. Народ, потерявший свою землю, обречен на гибель, народ, утративший нравственные устои, обречен на гибель, народ, который не может прокормить себя, защитить, сохранить свои традиции, наработать новые знания и навыки, перестает развиваться в новых жизненных обстоятельствах, обречен на гибель. Вот почему так важно, какие мы - кирпичики, из которых создан наш народ. Оставим в стороне катастрофу крушения огромного государства СССР, когда вместе с ним разлетелись по сторонам и мы, кирпичики, составные части бывшего советского народа. Большинство из нас не хотели, боялись этого крушения. Но слишком сильным, слишком большим было государство, и это кого-то раздражало. И этот кто-то победил. А мы проиграли. И вот уже почти 18 лет создаем новую общность. А поскольку к этому никто не был готов, никакие теории заранее не вырабатывались, объединяемся опытным путем, спотыкаясь на каждом шагу. И поэтому мы, граждане Кыргызстана, настолько разные, настолько иногда несочетаемые, настолько противоположные друг другу, что просто диву даешься: как же мы все-таки умудряемся договариваться друг с другом? Один хочет, чтобы и в новой стране все было так, как когда-то в Советском Союзе. Второй хочет, чтобы все было исполнено исключительно в национальных тонах. Третий хочет, чтобы было, как в Европе. Четвертый - как в Америке. Пятый хотел бы, чтобы наше государство не было бы похожим ни на какое другое. Потом все вместе опускаемся на землю и вспоминаем о том, что пока что нам не до высоких полетов, потому что нужно элементарно выживать. Но вот в чем особенность сильных народов, которые в иные времена своего развития тоже были слабыми? Она в том, что, выживая, народ развивается. Проще говоря, это, как у людей. Один, оставшись без средств к существованию, вскопает землю и вложит в нее картофельные очистки, чтобы потом, поливая и пропалывая свой огород, вырастить несколько мешков картошки. Другой изо дня в день будет околачиваться возле мусорных баков, питаясь отбросами. Один, понимая, что отстает от жизни, не догоняет ее, заставит себя измениться. Другой зальет свою несостоятельность водкой. Вот почему так важно, какие мы - кирпичики, из которых создан наш народ. А мы, граждане, такими, как есть, становимся исключительно благодаря реальности. Проще говоря, проблемам. Иногда кажется, что у каждого из нас свои проблемы. Но на самом деле многие проблемы - это общие проблемы. Значит, решать их нужно сообща? То есть силами правительства, головами чиновников, которых народ за определенную зарплату нанимает себе в работники. Это как если бы вы наняли себе работника, чтобы он натаскал воду в бочку, а он не то таскал воду, не то нет, не то бочка дырявой оказалась. В результате света нет. А личные ваши проблемы, связанные с отсутствием света, вытекают из этой главной проблемы. Заплатите ли вы нерасторопному работнику за пустую надежду обрести бочку с водой? Да никогда. А чиновники государственного уровня ни дня не сидят без своей достаточно высокой зарплаты. То есть результат или отсутствие результата на их личном благополучии никак не сказывается. Интересно, почему? Поэтому мне грустно, когда одни граждане кричат, что возьмут вилы и отправятся в Бишкек требовать свет, а другие граждане в Бишкеке сухо и высокомерно не слышат этого крика. Не крик и не высокомерие должны сегодня вступать в противоборство. А что? Мне думается, что мы уже подошли к такому этапу, когда крик - это уже ничто. Крича, мы выплескиваем свой страх, свои обиды, свою собственную никчемность. Крик не может длиться слишком долго, поэтому он кратковремен и потому не опасен. Пора устыдиться самих себя, потому что в своем доме мы лентяя не потерпим, а в государстве - пожалуйста. Поскольку наш народ гораздо меньше, скажем, китайского, то кто и как себя ведет, видно всем. Осуждая чиновников на митингах, мы вполне можем оказаться рядом с ними за праздничным или поминальным столом, и что мы там говорим? О, неужели?! "Уважаемый Имярек, сядьте здесь, вот вам подушечка под локоток, отведайте это и попробуйте то, вам так удобно?" Кто-то может возмутиться моими речами: что же, гостя в своем доме обижать?! Но тогда не нужно возмущаться и ситуацией в стране, не так ли? Давая взятки милиционерам, врачам, учителям, чиновникам, имеете ли вы право возмущаться тем, что страна наша задыхается от коррупции? Есть люди, у которых анафилактический шок (удушение) может возникнуть от миллиграмма арахиса, наше государство вынуждено глотать этот "арахис" тоннами. И кто в этом виноват? Мы сами. Когда-то у английских рыцарей и российских дворян существовало такое правило чести: подлецу руки не давать. Мы жмем любую руку! Вора, убийцы, обманщика, льстеца, пройдохи и прочих. Только на том основании, что этот зять, тот сват, третий сосед. Как можно изменить страну, если мы сами не хотим меняться? Ах, мы не рыцари и не дворяне? А кто мы? В дни выборов, не важно каких, все они у нас на одно лицо, группа честных граждан агитировала за своего кандидата исключительно словами. Глаза горят, души распахнуты: давайте жить честно! А параллельно, рядом с ними продвигается другая группа без горящих глаз, но с сумками, набитыми деньгами. И группа "идейных" стала рассыпаться. Кто-то не устоял перед мешком муки, внесенным прямо домой, на пятый этаж, кто-то перед деньгами. Самые упертые вынуждены были глотать голодную слюну, когда другим наблюдателям прямо на избирательный участок привозили горячий суп и ароматные манты. Но главное поражение ждало их впереди, когда тот, за кого они агитировали, которому верили, ушел на денежную должность к тому, кого они вместе с ним называли предателем народа. Те, кто взял муку и деньги, откровенно смеются над этими, так сказать, идейными. Они победили! А народ проиграл. Сопоставимы ли такие победы с нашим нескончаемым гражданским поражением? Крепкое государство - это такое государство, в котором крепок каждый его кирпичик. А что строим мы? Там кирпич, тут камень, здесь вообще саман. Особенно удручает, когда в стадии мягкого, необожженного кирпича согласны остаться молодые люди. Своим мягким, податливым телом они, приспосабливаясь, готовы укрепить любую стену, хотя б она была кривой, косой и не мазанной. Вспоминается лицо одного молодого человека, который тогда еще был свободен и независим: глаза горят! А недавно в Интернете вижу его же лицо: перекошенное, злое. Потому что он уже "при исполнении"? За какие такие 30 денег в серебре молодые люди так готовы уподобиться тем, в ком сами недавно видели зло для страны? Тем, кто не знает историю про Иуду, коротко напомню ее. Он выдал и оклеветал своего друга и учителя Иисуса. За что и получил 30 денег серебром. Многие века и многие поколения воспринимали этот урок как недопустимое нравственное падение. Но в прошлом веке некие ученые занялись изысканием того, какой на самом деле вес богатства имели те 30 монет. Оказывается, по тем временам это была кругленькая сумма. Кто бы сомневался! Ведь это из нашего уже времени истина: каждый человек имеет свою цену. И пусть бы их, ради Бога, каждый живет как может. Но нас в нашей стране не так уж много, чтобы не понимать роль каждого в ее судьбе. Скучно и неинтересно слушать рассуждения так называемых граждан о том, что так жить нельзя, что все вокруг воруют, что чиновники сплошь казнокрады, что страна гибнет, что будущего у нас здесь нет и так далее и тому подобное. Потому что у нас вечно виноват некто, но только не мы сами. Смело почесав языки, мы тут же отправляемся, сделав умилительные глазки, засвидетельствовать свое почтение коррупционеру, прохиндею или просто вору. Зачем? А чтобы решить свои личные проблемы. Выигрывая в мелочах, мы готовы проиграть всю страну? Ни революции, ни перевороты, ни митинги, ни конституции, "ничто не даст нам избавленья" от нас самих, ничто. А теперь несколько портретов с натуры. Спешит, спотыкается немолодая уже дама, губы накрашены, на лбу кудри свежезавитые. Куда? Помнишь, как я того-то покритиковала? Да. Так вот, он меня в помощники пригласил, платить хорошо будет. А как же быть с тем, что важные для народа проблемы он не решает? Ах, оставь, какой народ, о чем ты говоришь?! Крепкий молодой мужчина всегда отличался тем, что был верен своему слову. Сказано - сделано. Задолго до выборов твердо заявил: голосую против всех. А потом ситуация "изменилась", так он лошадь спешно зарезал, угощение приготовил, смеялся ненатуральным смехом, подлаживаясь под земляков, шутил. Зачем? Тут вот такое дело, тут вот надо человека из нашего рода поддержать, сами понимаете, и потом он вас не забудет. Все молча кивают и едят, зная: потом точно забудет, так хоть сейчас наесться. Толстый чиновник, покачиваясь с носка на пятку в дорогих туфлях, внимательно рассматривает своего собеседника: в какой ты партии говоришь? А ты что, со мной не мог посоветоваться? Не старый же ты еще, а как одет. Ну ладно, я тебе помогу, покажу тебя кое-кому, пристроим. Не хочешь?! Э, да ты, я вижу, совсем с ума сошел. Кто ты такой, чтобы от имени народа рассуждать?! Какое тебе дело до страны, ты что, президент, депутат?! Перестань фантазиями заниматься, спустись на землю, у тебя пятеро детей! Никогда и ничто у нас не изменится, понял? Поэтому говорю: при-спо-саб-ли-вай-ся! Понял? Ну подходи вечерком, чай-пай погоняем, поговорим. Что такое народ? Когда граждане живут рядом по одним и тем же законам, которые делают их жизнь достойной и счастливой. Ну а мы с вами достойно ли живем, счастливо? И если нет, то никто, кроме нас самих, в этом не виноват. Людмила Жолмухамедова. Людмила Жолмухамедова. Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/27205/ |
Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
Оставить комментарий
MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна
Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007