Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
3 марта 2009 | ОБЩЕСТВО |
Депрессия нравственностиСлой человека в нас чуть-чуть наслоен зыбко и тревожно; легко в скотину нас вернуть, поднять обратно очень сложно.Игорь Губерман. Историки утверждают, что падению Римской империи и других цивилизаций способствовали и предшествовали деградация нравов, утверждение в обществе безнравственности и эгоизма. Если объективно оценивать развал великой державы СССР, то следует признать, что начался он с того, что "ум, честь и совесть эпохи" перестала служить моральным якорем общества. Когда я смотрю на наше беспомощное барахтанье в тисках кризиса на протяжении всех 17 с лишним лет независимости Кыргызстана, то думаю в первую очередь о потере морально-нравственных ориентиров.Принадлежу к числу внимательных читателей посланий, обращений, выступлений, интервью президента Курманбека Бакиева. Всякий раз с огорчением отмечаю, как мало внимания уделяется в них главному - возрождению и становлению нравственности и сознательности человека. Даже в Послании президента народу Кыргызстана в сентябре 2006 года "О национальной стратегии развития и ближайших задачах" о наиболее важном говорится как бы вскользь, мимоходом: "Нашей целью на ближайшие пять лет должно быть создание надежных основ государственности - сохранение национальной культуры, полноценная демократия, рыночная экономика, достойная жизнь граждан, стандарт социальных гарантий, справедливая и эффективная власть, возрождение моральных устоев, патриотизм". Или возьмем телеобращение президента страны к народу 27 января этого года. "На ближайшие годы главенствующей идеологией нашей страны при реализации наших национальных интересов будет идеология разумного баланса. Необходимо обеспечить разумный баланс между инновациями и сохранением национального своеобразия, между рынком и государственным регулированием, между идеями демократии и управляемостью страной". Все перечисленное вряд ли можно отнести в разряд идеологии. Это скорее политика, вектор направления, принцип наконец. К сожалению, за всем этим опять-таки не просматривается главное - человек. Так уж совпало, что неделей раньше со своей первой речью выступил президент США Барак Обама. Я не американец. И не ко мне были обращены его слова. Но меня не оставило равнодушным такое положение его речи: "Что бы ни делало и ни должно было делать правительство, страна в конечном итоге полагается на доверие и решимость американского народа. Доброта, которая позволяет приютить в своем доме незнакомца, пострадавшего от наводнения при прорыве дамб, бескорыстие рабочих и служащих, которые скорее сократят свои рабочие часы, нежели позволят другу потерять работу, - именно такие качества помогают нам пережить самые сложные времена. Мужество пожарного, который пробивается сквозь пламя и дым на лестницу, готовность родителей растить и воспитывать детей - именно эти качества в конечном счете определяют нашу судьбу. Проблемы, стоящие перед нами, могут быть новыми. Способы решения их могут быть новыми. Но те ценности, от которых зависит наш успех, - трудолюбие и честность, отвага и справедливость, терпимость и интерес к миру, преданность и патриотизм - известны нам давно. Это подлинные ценности. Они были той движущей силой, которая обеспечивала прогресс на протяжении нашей истории. Источник нашей уверенности в том, что мы знаем: Бог призывает каждого определить свою судьбу. В этом смысл нашей свободы и принцип нашего существования...". Надо честно признать - сегодня в Кыргызстане нет нравственных авторитетов, которые бы объединяли общество. Сегодня мы не можем назвать ни реального, ни потенциального духовного лидера нации. Хозяева или временщики Глядя на некоторых наших губернаторов и акимов, не могу отделаться от впечатления, что подобраны они из числа временщиков, живущих по принципу: после меня хоть потоп. В связи с этим, думаю, нападки отдельных правозащитников и оппозиции на "Белый дом" по поводу зажима в стране демократии не совсем по адресу. Куда больше жалоб на ущемление гражданских прав и свобод поступает именно в администрацию президента с мест. Львиная доля нареканий на несправедливый суд, на своеволие милиции, на непробиваемый бюрократизм и беспредел чиновников из органов местной власти. О какой демократии можно говорить, если представители бизнеса из периферии нередко сетуют на то, что значительная часть региональной экономики контролируется криминальными структурами, которые едва ли не открыто опекаются милицией. Не забыта ситуация, когда силовые структуры Иссык-Кульской области после долгой охоты прихлопнули преступную группировку, занимавшуюся разбоем на автотрассах Прииссыккулья. Трое молодчиков этой группы оказались действующими, а двое бывшими сотрудниками органов внутренних дел. Ладно губернаторы, акимы, чиновники на местах. Они действительно в своих креслах и кабинетах люди временные и сами хорошо осознают это. А сами-то мы что? Давайте взглянем объективно и беспристрастно на самих себя. Посмотрим, что творится в наших собственных домах, подъездах, лифтах. Не мы ли сами плюем на себя, обрекая на жизнь, простите за натурализм, в гадюшнике. Живу в центре города, в районе, где обитают не босяки, не люмпены, а представители интеллигенции. Но всякий раз вижу выброшенные пакеты с мусором рядом с домами, хотя до мусоросборников 30-50 метров. Не думаю, что эти пакеты подбрасывают люди, живущие в микрорайонах или на окраине. И после этого возмущаемся тем, какой у нас заплеванный, загаженный, запущенный подъезд, дом или город. Затрагивая эту тему, не могу не сказать вот о чем. В свое время было выпущено немало язвительных стрел по поводу стремления Аскара Акаева сделать из Кыргызстана то Швейцарию, то Турцию, то Японию, то Китай. Но ведь, по большому счету, это драма человека, оторвавшегося от родной почвы, от своего народа. К сожалению, драма одного становится драмой всех, когда этот один обретает огромную власть. Первый президент, судя, по его заявлениям, забыл, что у Кыргызстана есть свои вековые и укоренившиеся национальные, традиционные, культурные, наконец, географические особенности. При всем желании и старании президента, власти и даже самих граждан жить у нас, как в Швейцарии или Японии, не получится. Нужно просто шаг за шагом улучшать и совершенствовать свою жизнь, наводить порядок в собственной душе, а попутно очищать дом, двор, улицу, район, город от грязи и мусора. Главное же, не загаживать, не засорять, не замусоривать их. Скверна коррупции Не нами замечено: когда моральные ценности обесцениваются, начинают возрастать в цене аморальные. В сознании рядовых граждан честный чиновник во власти - химера, утопия. Очень хотелось бы поверить в то, что уровень коррупции в стране снижается. Но когда вижу растущие элитные дома в городах и загородные особняки, шикарные рестораны и казино, где расслабляется от непосильного напряжения чиновный люд, даже в городах и поселках, где кричащая нужда и бедность, то убеждаюсь в обратном: взяточничество в стране крепнет и набирает силу. Сегодняшнее общество в самых различных звеньях глубоко коррумпировано. Вопрос лишь в мере понимания и степени запущенности явления. С обретением суверенитета в республике были разрушены привычные механизмы социального контроля. В силу этого большинство кыргызстанцев пребывают в полнейшей растерянности - где искать справедливость и кому жаловаться. Если раньше были партийные комитеты, вплоть до ЦК, а над ними Москва, были органы народного контроля, была пресса и, как это ни кажется сегодня странным, профсоюзы, то сегодня этот выпестованный системой слой ушел в прошлое. Блат, взятка, связи в верхах, составлявшие теневую регулятивную систему советского общества, сегодня практически открыто вышли на свет. Власть развращает. Безвластие развращает вдвойне. Даже те скромные и слабые зачатки правовой культуры и соблюдения права, которые были в прошлом, сегодня загублены окончательно и бесповоротно. Рядовым гражданам (впрочем, и нерядовым тоже) чрезвычайно опасно оказаться в жерновах кыргызской Фемиды. Примеры с Феликсом Куловым, Топчубеком Тургуналиевым, группой заговорщиков, покушавшихся на жизнь первого премьера, - убедительное тому свидетельство. Вначале суд признает их виновными и приговаривает к длительным срокам заключения, а потом, когда они несколько лет провели на нарах в заточении, этот же суд оправдывает их подчистую. Если посмотреть на ежегодный мировой список стран по рейтингу коррупции, нетрудно заметить, что это болезнь стран "третьего мира" и развивающихся государств переходного периода. "Решительная борьба с коррупцией" - универсальный лозунг большинства этих стран. Чтобы обуздать продажность чиновников, совершаются кадровые смещения и рокировки. Но в подавляющем числе случаев все заканчивается борьбой с призраками, а не с механизмом, который их порождает. Вот потому эта борьба никогда не приводит к долговременным результатам. Свобода и ответственность Думаю, возрождение в обществе нравственности, порядочности невозможно без утверждения личной ответственности как должностных лиц, так и всех граждан. Увы, в современной среде девальвированы не только понятия о морали и нравственности. Девальвирована ответственность. Как и прежде, идея индивидуальной ответственности заменена принципом коллективной безответственности структур власти за ошибочные решения, непродуманные действия либо полное бездействие. Сколько за годы независимости разрабатывалось и принималось программ и проектов, на которые ухлопывались десятки и сотни миллионов сомов и от которых отдача оказывалась нулевая. Вот и программа "Чистая вода" претворялась в жизнь, как признал на недавней встрече с журналистами глава государства, крайне неэффективно. Сколько средств израсходовано и разворовано, трудно посчитать, результатов никаких, отвечать, как всегда, некому. Когда я слышу из уст президента или премьер-министра угрозы в адрес министров, руководителей госведомств, других крупных чиновников, что персональный спрос за провалы в руководимых ими отраслях или регионах будет самый жесткий и беспощадный, то воспринимаю это как популистский ход, рассчитанный больше на нас, наивных граждан. Уж очень часто за годы суверенитета приходилось слышать подобные строгие и последние предупреждения. Вот только крайне редко эти угрозы приводились в действие. Пожалуй, последний по времени и наиболее запомнившийся пример - изгнание с должности министра юстиции Марата Кайыпова. Но там проколы в работе были столь очевидными и вопиющими, что у президента просто не было иного выхода. Но это редкость. Чаще дело сводится к мягкому уводу проштрафившегося в тень "в связи с переходом на другую работу". Вообще же мы приучены к тому, что стоит сановному лицу оказаться в поле зрения Фемиды, сразу у него в коридорах власти находятся влиятельные покровители. В этой касте неприкасаемых давно установилась практически непробиваемая система круговой поруки. В философии существует термин "антиномия свободы". С одной стороны, свобода должна быть ограниченной, а с другой - чем больше свободы, тем выше ответственность. И здесь вступают в силу неписаные законы нравственности, порядочности, совести. Чем выше уровень свободы, тем менее она ограничена общественными учреждениями, способом и условиями жизни. Тут человеком руководит его внутренняя свобода, зависимая от сознания личного долга перед обществом, обязанностью перед другими. Пределы внутренней свободы и ограничений постичь крайне сложно. Каждый должен определять это в самом себе. А вот с этим, как обнаружилось, дело у нас обстоит неважно. Приводить доводы и примеры - лишний раз сыпать соль на раны. Что закладываем в фундамент? Аксиома: все мы родом из детства. В детстве закладывается фундамент личности, понятия о том, что хорошо и что плохо, что нравственно, а что аморально. К сожалению, современная школа мало того что зачастую не дает детям должного образования, она не внушает им простые нравственные истины: не предай, не укради, люби свою землю, свою страну, почитай старших, не унижай и не обижай слабых, будь честен... Вместе с тем обществу должно быть стыдно перед нашими учителями. Они призваны воспитывать юное поколение на фоне беспощадной, циничной, несправедливой, в чем-то даже постыдной современной жизни. Они должны не дать им разувериться, прийти в отчаяние, впасть в соблазны, говоря словами классика, "материальной похоти". Порой ловлю себя на мысли, что не грех всем нам время от времени задумываться над тем, о чем думали до нас Махатма Ганди, Лев Толстой, мать Тереза, Андрей Сахаров, Александр Солженицын... Они умели сами и учили других сосредотачиваться на процессе, который сегодня, к огромному сожалению, считается в обществе глупым, смешным, бессмысленным и в чем-то даже вредным. Процесс этот - личное нравственное самоусовершенствование. А закончить эти заметки я бы хотел незамысловатым и коротеньким стихотворением Булата Окуджавы "Песенка": Совесть, благородство и достоинство -вот оно святое наше воинство. Протяни ему свою ладонь, за него не страшно и в огонь. Лик его высок и удивителен. Посвяти ему свой краткий век. Может, и не станешь победителем, но зато умрешь как человек. Вячеслав ТИМИРБАЕВ. Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/26823/ |
Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
Оставить комментарий
MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна
Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007