Распечатать: Витринная паранойя РаспечататьОставить комментарий: Витринная паранойя Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Витринная паранойя Посмотреть комментарии

3 марта 2009

ОБЩЕСТВО

Витринная паранойя

    Совместный проект общественно-политической газеты "МСН" и ТРК "НТС" "История заблуждений" продолжает свою работу. Телевизионную версию смотрите на канале НТС каждый четверг в 19.30.

Первые магазины самообслуживания, так называемые универсальные, появились в СССР в конце пятидесятых годов прошлого столетия, а западный мир узнал о супермаркетах в XIX веке. Праотцом универсамов считается Майкл Маркс. Он бежал в Великобританию из императорской России в 1880 году, спасаясь от еврейских погромов, хотя на тот момент эмиграция была довольно смелой авантюрой. Маркс не знал английского языка да и специальности толком не имел.

    Обосновавшись в туманном Альбионе, он решил попытать счастья в торговле. Свою первую лавку открыл в Лидсе. Прилавки украшали товары различного рода и происхождения, от кухонной утвари до нехитрых предметов туалета. Причем выставленные на обозрение магазинные "сокровища" можно было приобрести всего за один пенс.

    Со временем подобные лавки были открыты и в других городах неподалеку от Лидса, а их владелец господин Маркс получил прозвище Пенсовый миллионер.

    В начале двадцатого века на магазинной торговле сколотил состояние Фрэнк Вулворс. К 1919 году его капитал равнялся 65 миллионам долларов.

    Он добился всего, о чем мечтал, - удачно выдал замуж трех дочерей и возвел в Нью-Йорке самый высокий по тем временам небоскреб.

    А начал мультимиллионер с того, что прикрепил на товары в магазине, где служил продавцом, ценники. Торговаться с покупателями он не собирался.

    Сегодня словосочетание "универсальный магазин" вытеснено из нашего лексикона понятием "супермаркет".

     Татьяна Пирязева обожает ходить по магазинам. Такое времяпрепровождение поднимает ей настроение. За покупками женщина отправляется сразу, как только у нее появляются деньги. Она не скупает все подряд, берет лишь то, что необходимо. Правда, перед тем как отправиться к притягивающим взор прилавкам, не считает наличные в кошельке, да и не смотрит, сколько истратила. Зачастую, вернувшись из похода по магазинам, обнаруживает, что от солидной суммы остались копейки.

    Дети Татьяны, сын Евгений и дочь Александра, говорят, что мама не умеет рационально тратить деньги. Покупает бесполезные вещи. Приобретение очередной, на взгляд Жени и Саши, ненужной "тряпки" или пузырька с каким-нибудь витаминизированным раствором, который займет место на полке в ванной до лучших времен, Татьяна объясняет просто: понравилось.

    - Мама никогда не жалеет о пустых покупках, просто не считает их таковыми, - говорит Саша. - Когда она отправляется в магазин, то берет с собой определенную сумму денег, при этом тратить все и сразу не собирается. Но так получается. Особенно если мы с ней идем вместе. Мне нравится много вещей, хочется купить и то, и то, и то. Маме меня жалко ограничивать.

    Психолог Наталья Миронова говорит, что страсть к покупкам сродни болезни. Потребность все время покупать превращается в стиль жизни.

    - Эти люди никогда не рассчитывают, сколько денег у них в кошельке, сколько надо потратить. Они совершают маниакальные покупки. Причем эти вещи им, скорее всего, без надобности. Психологи пришли к выводу, что это своего рода психологическая зависимость, - объясняет Миронова. - Люди перевели потребность ходить по магазинам на уровень развлечений. Необходимость трансформировалась в зависимость. Естественно, что и производитель старается использовать в своих целях подверженность человека шопингомании.

    Татьяна Пирязева шопингоманкой себя не считает. Однако признаки нездоровой страсти к витринам имеются. Дома у нее скопился целый склад вещей, которыми она не пользуется, но которые с удовольствием в свое время покупала. В одну кучу на ковре в гостиной свалены кофты, брюки, футболки разных цветов и фасонов. На вершине "пирамиды" зонтик цвета взбесившегося винегрета, книга вредных советов Остера и детский резиновой пупс в ползунках.

    Участники совместного проекта решили провести небольшой эксперимент - отправиться вместе с Татьяной по магазинам. Предварительно выдали женщине определенную сумму денег, которую она могла бы потратить безболезненно для своего кошелька. Татьяна истратила все деньги, выданные ей в качестве эксперимента. Хорошо, что в запасе у нее имелись собственные.

    - Распродажа меня всегда привлекала. Когда в магазин вхожу, плохое забывается как-то вдруг, - признается Татьяна. - Вот купила, к примеру, спрей для деревянной мебели с полиролью. Он мне нужен. У меня гарнитур на кухне из дерева. А морская соль для ванны - это для себя любимой.

    Шопингом можно снять стресс. Но имеется и оборотная сторона. Вернувшись домой с пустым кошельком, вы расстроитесь. Если, конечно, изначально не планировали потратить все деньги на незначительные покупки.

    - Сейчас молодежь старается отвечать запросам веяния "хип-хоп". Представители поколения next сметают все с прилавков, не задумываясь. Экономика встала на уровень культуры. Она пронизывает область человеческого сознания, которая раньше была обращена на духовность. Теперь ее заменил рынок, - говорит психолог.

     Чтобы, зайдя в магазин, вы не ушли с пустыми руками, в каждом супермаркете работает менеджер по продажам. В его обязанности входит правильно расставить товар.

    - В преддверии праздников на первый план выставлям продукцию так называемого подарочного типа. Покупатель не сможет пройти мимо. Как правило, такими товарами мы украшаем входную зону, - раскрывает секреты торговли Татьяна Дмитриенко, менеджер по продажам одного из столичных супермаркетов.

    Это не обман и не надувательство, а признак хорошей торговли и грамотно поставленного дела. Все для удобства покупателя. А чтобы не спустить деньги на ненужные покупки, надо быть начеку.

    Психологи советуют: не ходите в продуктовый супермаркет на голодный желудок, иначе помимо необходимого молока, хлеба и мяса приобретете ненужное лакомство. Оно и понятно, необходимые для приготовления обеда продукты находятся в разных концах торгового зала, а посередине витрины щедро украшены различными вкусностями.

    Еще один верный способ не купить лишнего - "крестик" на руке, причем жирным и ярким цветом. Эффект следующий: вы берете какую-то вещь, натыкаетесь взором на крестик и мысленно задаете себе вопрос:

    "А оно мне надо?". Результат - сэкономленные деньги и меньше хлама в квартире. Специалисты предупреждают: не берите большую тележку, она кажется пустой, ее хочется заполнить. Постарайтесь не ходить в супермаркет с детьми. Детские товары расположены на средних и нижних полках, чтобы ребенок мог самостоятельно дотянуться до игрушки. Редкая мать ради сохранения семейных средств сподобится отнять у любимого чада плюшевого зайца или пластмассовую машинку.

    Не секрет, что звучащая в магазине музыка воздействует на покупателя. То есть располагает к покупкам. Эксперты утверждают, что правильно подобранная фоновая мелодия может увеличить объем продаж на 38%. Главное - ритм, 60 ударов в минуту. Такой темп замедляет движения человека, задерживает его у стенда с товаром, заставляет потратить больше. Значит, прячем уши в наушники, включаем что-нибудь заводное и пробегаем мимо полок с ненужным товаром.

    - Восемьдесят процентов женщин в Великобритании и США подвержены шопингомании. Психологи пытаются как-то бороться с этим недугом. Один из способов - антидепрессанты. Они снимают нервность, тревожность, дают некое подобие иллюзорного удовольствия. Но как только человек прекращает курс, страхи возвращаются. Единственный способ расслабиться - отправиться в магазин и купить что-нибудь для души, - говорит Наталья Миронова. - Таким образом, получается, что мы выращиваем потребителей. В этом виноват уклад жизни. Может быть, люди и не были бы такими, будь у них другие ориентиры. Сейчас актуально потреблять и при этом не отставать от других, быть как все.

    Впрочем, мы не ищем виноватых, лишь рассказываем о заблуждениях, которые на время ослепили толпу. Попробуем подойти к покупкам разумно, тогда ненужное разочарование уступит место удовольствию. 

    По материалам передачи "История заблуждений".

    Дарья МАЛЕВАНАЯ.


Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/26809/


Распечатать: Витринная паранойя РаспечататьОставить комментарий: Витринная паранойя Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Витринная паранойя Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007