Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
19 февраля 2009 | ОБЩЕСТВО |
Священный долг наличнымиПрезидент Курманбек Бакиев подписал на прошлой неделе Закон "О всеобщей воинской обязанности граждан КР, о военной и альтернативной службах". Станет ли он первым конкретным шагом в качественной "перезагрузке" системы защиты Отечества? Над этим вопросом стоит подумать. Альтернатива "альтернативке" Министерство обороны КР обещает: "До 2012 года мы переведем 80 процентов состава Вооруженных сил страны на контрактное комплектование". По заверению экс-замминистра обороны Мурата Бейшенова, срочная служба останется только в погранвойсках и в Национальной гвардии. И еще одно ноу-хау: каждый, кто достигнет призывного возраста, будет иметь законное право выбрать, где и как ему служить. Вместо трех видов службы - срочной, альтернативной и контрактной - теперь будет четыре. Призывников в стране больше, чем требуется, - около 200 тысяч, как заявляют в МО. Говоря языком бизнеса, предложение превышает спрос. Чтобы священный долг могли отдать все призывники, в недрах оборонного ведомства возникла идея создать призывной мобилизационный резерв (ПМР). В Узбекистане этот резерв существует уже три года. Наши высшие армейские чины просто использовали опыт южного соседа. Как это будет выглядеть "в натуре"? Альтернативную службу в новом законе продлили до трех лет, а срочную так и оставили годичной. Контракт же по закону может заключаться со всеми категориями военнослужащих - сначала на 3 года, а потом - каждые 3 года, до достижения предельного возраста или необходимой выслуги лет. Студенты военных вузов контракт заключают на 10 лет с правом последующего продления. Но если призывника не устраивает ни "срочка", ни контракт, ни "альтернативка", он может перечислить на спецсчет Минобороны 12 тысяч сомов, попасть в ПМР и отслужить там один месяц. После чего примет присягу, ему выдадут законный военный билет и он - "дембель". Да и "альтернативщики" тоже имеют право сократить срок службы, заплатив те же 12 тысяч Министерству обороны. В ходе парламентского обсуждения закона в декабре прошлого года лидер фракции коммунистов Исхак Масалиев прокомментировал: - Если человек не хочет служить в армии, тогда путь изволит откупиться. Цинично, конечно, звучит, но рынок есть рынок. Пусть откупается и проходит теоретическую и, может быть, практическую подготовку на сборах. Наверное, это вынужденная мера. Сейчас ведь военком сам решает, призвать кого-то или не призвать. А здесь у гражданина появляется альтернатива: "Зачем я буду военкому платить какие-то деньги, он будет делать фальшивый билет или отсрочку, да я лучше пойду на призывной пункт, заплачу 12 тысяч сомов, пройду курсы и получу военный билет". Поэтому, мне кажется, лучше в доход государства брать эти средства, чем в карман комиссару... По словам министра обороны генерал-майора Бакытбека Калыева, призывной мобилизационный резерв будут готовить на военных сборах в воинских частях Минобороны по территориальному принципу. "Введение этого резерва не повлияет на численность солдат срочной службы в министерствах и ведомствах, в которых предусмотрена военная служба", - заявил Б. Калыев. Деньги, которые будут перечисляться на спецсчет МО, пойдут на обмундирование будущих новобранцев учебно-тренировочного центра, а также на их питание, медобслуживание и транспортные расходы. Часть денег будет направлена на создание и содержание самого центра, и на выплату выходных пособий солдатам-срочникам - по 8 тысяч сомов каждому. У страха глаза велики Вряд ли взяточники в армейских погонах ожидали от государства такой "подлянки", как узаконивание взятки. Таким образом, надо полагать, армию решили сделать самоокупаемой. Но станет ли вариант с 12 тысячами идеальным? Сомнительно: при большом количестве бедных в стране не каждая семья может позволить выложить из кармана 12 тысяч. Значит, служба в армии - пусть и годичная - останется у нас уделом не просто бедных, а очень бедных. Впрочем, каждый видит в новом законе о Вооруженных силах определенные недостатки. Парламентская фракция социал-демократов, например, имеет претензии к подпункту 15 пункта 1 статьи 27. Согласно ему, военнослужащие считаются исполняющими обязанности в случае "оказания помощи правоохранительным органам по защите жизни, здоровья и достоинства человека, охране правопорядка и обеспечению общественной безопасности". По версии депутата Исы Омуркулова, это означает, что Вооруженные силы смогут вмешиваться во внутренние дела страны. Он заявил: "Охрана правопорядка и обеспечение общественной безопасности не входит в компетенцию Министерства обороны Кыргызской Республики... В то же время общественный совет МВД инициирует создание отрядов содействия милиции из числа спортсменов и студентов. Значит ли это, что с завтрашнего дня у нас военные и спортсмены будут патрулировать улицы? А чем МВД будет заниматься? К чему это и зачем мы готовимся?". Видимо, танки на улицах померещились. Причем не только И. Омуркулову, но и правозащитникам. Главы 18 НПО даже подписали целое воззвание-протест по этому поводу. Видимо, г-н Омуркулов и лидеры НПО забыли либо не знали вовсе о военной доктрине, которую Совет безопасности КР принял еще в марте 2002 года. По ней Вооруженные силы КР в мирное и военное время состоят не только из армейских частей. В перечень ВС включены также Пограничная служба, внутренние войска МВД, Госкомитет национальной безопасности, МЧС, Национальная гвардия, Служба госохраны и органы военной юстиции. В самой же статье 27 об армии не сказано ни слова. Там есть только про военнослужащих. Стало быть, ни о каком нарушении Конституции речи нет. Возникает вопрос: зачем депутату Омуркулову и энпэошникам перевирать факты? К тому же, как известно, в охрану правопорядка и общественной безопасности входит и задержание преступников. Известно много случаев, например, когда солдаты и офицеры ставили на место хулиганье, тушили пожары и помогали разбирать завалы после землетрясений. А это, как ни взглянуть, тоже относится к охране общественной безопасности. И никаких танков на улицах не будет. Так же, как и "столкновений милиции с народом", чего опасаются в НПО. Во-первых, народу (а не нанятым за пятак бездельникам) безразлично, кто будет сидеть в "Белом доме" завтра или послезавтра - он сейчас озабочен несколько иными вещами. А во-вторых, танки на улицах, чему учит опыт ГКЧП, - верный признак непрофессионализма и глупости власти. Ни один умный правитель на это никогда не пойдет. Проверка перемен "Обкатка" нового закона начнется с 1 апреля - начала весеннего призыва. Официальные лица в Минобороны полагают, что особых проблем не будет. "Этот закон действительно позволит нам сделать шаг вперед в обеспечении обороноспособности нашего государства", - признал М. Бейшенов. А генерал Б. Калыев, представляя в декабре прошлого года в Жогорку Кенеше данный закон, отметил, что это первый шаг к созданию профессиональной армии. Чтобы любое начинание власти не "накрылось" в самом начале, ему нужны достаточное и жестко контролируемое финансирование, а также признание общества. И военная реформа - не исключение. Горький опыт последних лет показывает: нет ничего страшнее бесконтрольных реформ, у которых ясно не сформулированы ни цели, ни последовательность, ни механизм реализации. В наших условиях лучший выход - перевод военной реформы в максимально контролируемый и предсказуемый режим. Но если президент (он же Верховный главнокомандующий) заявил, что отвечает за все, хочется верить, что военная реформа в стране наконец-то получится. Здесь, правда, есть свои заморочки. По большому счету, до сих пор никто в Кыргызстане, включая и СМИ, не осознавал, что нехватка опыта по реформированию армии - серьезная проблема. И за прошедшие 17 лет ничего не сделано, чтобы этот опыт приобрести. В стране не перевели и не издали ни одной книги по практике современного военного строительства и реформирования на Западе. Вдобавок нет собственной школы военной аналитики, позорно мало доступной справочной литературы по военным вопросам. По идее, те, кто всерьез собрался вести военную реформу, должны озаботиться и этими обстоятельствами. А независимая военная экспертиза? Все комментарии по делам "оборонки" дают только два-три эксперта, не более. Итог известен - общество "кормится" сведениями об армии от журналистов, которые зачастую вынуждены выступать в роли аналитиков и даже исследователей. А большинству из нас - признаем честно - эти роли явно не по плечу. При Аскаре Акаеве, помнится, считалось, что для "переходной экономики глазами физика" армия вообще не нужна. Мы, дескать, ни на кого не собираемся нападать. И никто из "окруженцев" экс-президента не догадался спросить: "Атаке, а если нападут на нас?". Зато поголовным было восхищение: "Вот мы какие умники - у всех армия есть, а у нас нет!". Видимо, Акаев не предполагал, что в центрах подготовки террористов не знают слова "нейтралитет". Однако боевики Джумы Намангани в горах Баткена и Чон-Алая сумели доказать Акаеву, что он не прав. И вовсе не путем физико-математических расчетов, а с помощью вполне конкретного изобретения конструктора Калашникова. Баткенские и чон-алайские события спасли нашу армию от развала. Что будет дальше - неизвестно. Еще почти полвека назад Шарль де Голль сформулировал: "Армия должна быть не такой, к какой мы привыкли, а такой, какая нам нужна". От этой "печки" и надо "танцевать". Дмитрий ОРЛОВ. Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/26672/ |
Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
Оставить комментарий
MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна
Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007