Распечатать: Чтоб не пропасть поодиночке РаспечататьОставить комментарий: Чтоб не пропасть поодиночке Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Чтоб не пропасть поодиночке Посмотреть комментарии

6 февраля 2009

ОБЩЕСТВО

Чтоб не пропасть поодиночке

    Последние инициативы и выступления президента Бакиева, по сути, сигнал для власти начать сближение с обществом. Вот только правильно ли поймут эту инициативу обе стороны?

 

Форс-мажор

    Вопрос сложный. В Кыргызстан мировой кризис пожаловал на фоне собственной депрессии, которая никак не хочет прекращаться. В стране до сих пор целый букет внутренних проблем: массовая бедность населения, чудовищное социальное расслоение, недоразвитость реального отечественного производства и возросшая зависимость страны от импорта самых необходимых товаров...

    "Чтобы выбираться, надо выбираться", говорил в свое время Мао Цзедун. Но как? Большинство привычных рыночных технологий уже сейчас становятся неэффективными. А значит, меняются и приоритеты государств. Но эта ситуация является общей для всех. Если мы успеем отреагировать на эти изменения, выстроим стратегию и реализуем ее, то получим рыночное преимущество, которое поможет нам не только удержать докризисные позиции, но и упрочить их.

    Так что народ и власть должны действовать сообща. Иного выхода из кризиса пока не придумано. Но главное условие успешных действий - научиться доверять друг другу. Если доверия нет, даже самые идеальные антикризисные меры не помогут. Конечно, можно объявить сверху выход из кризиса новой национальной идеей. Однако вышедшим из недр "Белого дома" инициативам общество не шибко доверяет. Недаром аналитики признают: в нашей стране существуют два государства - простых людей и чиновников - с совершенно разными целями...

    По большому счету, начало противостояния власти и общества положила приватизация начала 90-х годов. От нее выиграли только организаторы этой кампании - властные структуры и их многочисленные советники, консультанты, эксперты и партнеры (а фактически - международные аферисты), крутившиеся вокруг власти. Близость к ней позволила им быть наиболее информированными. А простые люди не имели никакой реальной информации о приватизационных процессах. Поэтому и не могли реально участвовать в них. Более того, сокращение доходов заставило людей сбрасывать приватизационные чеки - упаи - сомнительным посредникам. Последние, в свою очередь, были тесно связаны с преступным сообществом. Они получали средства на покупку прав собственности. Во многом за счет утраты гражданами сбережений в многочисленных "финансовых пирамидах" типа злополучной "Рентон групп". А тогдашнее правительство, по сути, содействовало обману населения через телевидение. Потому что народ в этих делах искушен не был, по старинке продолжая надеяться на государственный контроль пирамид...

    Главная причина всех экономических ошибок, послуживших первопричиной сегодняшней ситуации, даже не отсутствие у правящей политической элиты какого-нибудь серьезного стратегического мышления и тактических навыков. Все гораздо проще и хуже. Изначально отечественные политики преследовали собственные цели, не учитывая интересы общества и каждого гражданина в отдельности, а порой и вовсе их игнорируя.

    Но всякое действие рождает противодействие. В нашем случае это отказ в доверии общества государству. Отсюда и отторжение реформ, которые в каждом конкретном случае выглядят в глазах народа очередным "накатом" на его интересы.

 

    Позитив и негатив

    При таком противостоянии социальных сил объективно нельзя добиться ни устойчивости финансов, ни стабильно высоких налогов, взимаемых с работающего производства. Не говоря уже о мало-мальски благоприятном переломе в росте промышленности и притоке инвестиций. Нынешние проблемы - это итоги не только прежних ошибок и просчетов, но и нынешних тоже. Некоторые кыргызстанцы до сих пор с ностальгией вспоминают советские времена, когда "государство за них обо всем думало". Мы не научились еще нести ответственность за собственную жизнь и свой выбор, в том числе и политический.

    Кто может сейчас выступить посредником между властью и обществом, если последнее ничего не может придумать? Неправительственные организации числом более 14 тысяч? Но если они за что-то и сражаются, то лишь за возможность в гордом одиночестве "рубить" грантовую "капусту" и делить между собой. А ведь именно НПО изначально должны были стать общественным авангардом и мостом между властью и народом.

    Политические партии? Но в них вместо настоящих радетелей за народ расселись приспособленцы. Прошлогодний скандал с ореховым капом, стоивший кресла спикера Адахану Мадумарову, показал: даже в партии "Ак Жол", именующей себя народной, согласия нет. Еще пара-тройка таких кульбитов, и идея многопартийности обанкротится вообще.

    Может ли стать эффективным посредником оппозиция? "Сейчас она, несмотря на постоянный рост цен на продукты и услуги, а также из-за социальных неурядиц не сможет что-либо противопоставить действующим властям, - констатирует политолог Марс Сариев. - Во-первых, оппозиция дискредитирована, а во-вторых, вышла из тех же властных структур. У ее лидеров такая же психология. Оппозиция - это зеркало власти: у нее нет никакой идейной платформы". И не исключено, что сейчас антибакиевские силы используют ситуацию с мировым кризисом для зарабатывания себе политического капитала. Главный козырь она уже получила - "веерные" и прочие отключения электроэнергии.

    В экспертном сообществе признают: ситуация сложилась достаточно критическая. Экономические неурядицы в Кыргызстане могут стать причиной политических катаклизмов. А любое государство нормально существует только в условиях равновесия. Видимо, "Белый дом" это понимает, раз призвал во власть новых людей. Смогут ли они вернуть власти порядком подпорченный авторитет - еще вопрос.

    В конце концов кыргызстанцы устали от неопределенности и отсутствия перспектив. И если сейчас не придет осознание того, что пришла беда, от которой не откупишься - денег не хватит, мы так и останемся страной упущенных возможностей.

 

    Ты, я и война

    Встречи на высшем уровне мировых лидеров политических и бизнес-элит пока приносят только разочарования. Последний Всемирный экономический форум в Давосе так и не нашел ответа на "детский" вопрос: "Ребята, а как выбираться будем?". Дошло до анекдота: банкиры и политики обвинили в мировом кризисе... мужской гормон тестостерон. Дескать, руководи банками женщины, вообще бы не было никакого кризиса.

    Поэтому стало ясно: выбираться нам придется самим. Наблюдатели полагают: до реального воплощения многих последних деклараций дело может вообще не дойти. "Интересы разных стран диаметрально противоположны, - считает научный руководитель российского Института проблем глобализации Михаил Делягин. - США выгоден разгул спекулятивного капитала, и они от него никогда не откажутся. А никакие мировые финансовые соглашения без участия Америки невозможны". По его мнению, руководители крупнейших стран и корпораций ощутили, что нынешний кризис носит необычный характер, но они не знают, что с ним делать.

    Это означает, что нынешняя "война денег" будет больше оборонительной, чем наступательной, и затяжной. А тот, кто захочет выйти из кризиса быстро, выйдет из него, скорее всего, вперед ногами. Стоимость пакетов антикризисных мер для мировой экономики уже составила 9,4 триллиона долларов США, или 15 процентов мирового ВВП. Разброс финансовых затрат по различным странам варьируется от 1 (Дания) до 225 процентов (Ирландия) их ВВП. Учитывают за рубежом и специфику кризиса, выделяя огромные суммы на государственные гарантии. В США - 1,739 триллиона долларов, а в Германии и Великобритании - 539 и 393 миллиарда долларов соответственно. Австралия, Канада и Италия обязались предоставить гарантии по банковским долгам в полном объеме. А германское правительство заявило: кризис кризисом, но мы гарантируем, что ни один банковский вкладчик Германии не потеряет ни одного евро со своих депозитов.

    Кроме того, зарубежные антикризисные программы предусматривают институт ответственности банкиров и крупных предпринимателей за совершаемые действия. В США, Австралии и Западной Европе недавно внедрили три жестких принципа. Во-первых, менеджеры должны платить за свои ошибки. Во-вторых, налогоплательщики не должны оплачивать промахи финансовых корпораций. И в-третьих, механизмы распределения государственной помощи должны быть максимально прозрачными. Для этого развитые страны создают специальные институты контроля...

    А вообще историческая практика показывает: ни один кризис не должен представлять для экономики большой опасности. Более того, последняя должна выйти из него окрепшей и очистившейся от наименее конкурентоспособных игроков, то есть готовой к новой волне роста. Но это произойдет при условии грамотного государственного управления и понимания народа, чего от него хочет власть.

    Дмитрий ОРЛОВ.


Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/26476/


Распечатать: Чтоб не пропасть поодиночке РаспечататьОставить комментарий: Чтоб не пропасть поодиночке Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Чтоб не пропасть поодиночке Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007