Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
3 февраля 2009 | КОРРУПЦИЯ |
Как Кыргызстан потерял выгодную отрасльДолжно быть, не все кыргызстанцы, являющиеся акционерами компаний, банков, всевозможных ОАО и ЗАО, знают о существовании Общественного объединения "Общество защиты прав акционеров" (ОЗПА). И хотя активисты общества, заботясь об интересах государства и рядовых акционеров, вскрывают немало недостатков в деятельности даже слывущих весьма успешными и влиятельными акционерных компаний, достучаться до соответствующих республиканских органов им бывает крайне сложно. Чтобы быть услышанными широкой общественностью, в редакцию обратилась председатель правления ОЗПА Лариса Мосевнина. - Лариса Григорьевна, какая проблема привела вас в "МСН"? - В этом году исполнилось 10 лет, как в Кыргызстан пришел зарубежный инвестор - общество "Реемтсма Цигареттенфабрикен Гмбх". Он стал владельцем не просто какого-то предприятия, а всей бюджетообразующей табачной отрасли. Изначально между правительством страны и инвестором было заключено соглашение. Немецкая сторона обязалась вложить в отрасль 50 млн долларов США и довести производство сигарет до 8 млрд штук в год конкурентного на мировом рынке качества на бишкекской фабрике и до 12 млрд после ввода новой табачной фабрики на юге страны. Однако ничего подобного не произошло. - Какова ситуация в отрасли сегодня? - Сравним. В начале 90-х годов прошлого века в республике производилось ежегодно более 4 млрд штук сигарет и 45-60 тыс. тонн ферментированного табака. Сейчас - 3,5 млрд штук сигарет и 10-12 тыс. тонн ферментированного табака. При этом инвестор утверждает, что вложил инвестиций в размере 60 млн долларов США. Спрашивается, как и куда были вбуханы эти колоссальные средства, если производство сигарет сократилось? Нужен ли был республике такой инвестор, который, по сути, приватизировал целую отрасль и практически всю прибыль (98%) забирает сегодня и до скончания века будет забирать себе? - Расскажите подробнее, каким образом зарубежному инвестору удалось подмять под себя бюджетообразующую отрасль. Это что, изначально было предусмотрено в соглашении? - Так оно и было. Плюс ко всему, заключив соглашение, правительство в течение всего этого времени не контролировало ход его выполнения, не анализировало, что же в итоге имеют от сотрудничества с "Реемтсмой" государство, табаководы, акционеры фабрики. Более того, правительство не только не проявляло инициативу в этом вопросе, но и не реагировало на обращения граждан. Создавалось впечатление, что все, что связано с деятельностью АО "Реемтсма - Кыргызстан", стало запретной темой. Да и мы неоднократно обращались по этому поводу к руководству страны, но ни разу ни от кого не получили ответа. - А вы не могли бы пояснить, как получилось, что целая отрасль республики оказалась в руках одного зарубежного инвестора? Каков механизм этого? - 6 марта 1998 года состоялось собрание акционеров ГАО "Кыргызтамекеси". Интересы государства на нем представляли директор ГАК "Кыргызтамекеси" А. Эрматов и его заместитель Ж. Жамшитов с количеством голосующих акций 912471, или 37,1 %. От инвестора участвовал вице-президент "Реемтсмы" А. Кнопп - 1126063 акции, 45,7 %. Голоса остальных акционеров на принятие решения повлиять никак не могли. Вот здесь и произошло то, что определило весь дальнейший ход событий. Можно было взять долгосрочный кредит под залог имущества АО и после его освоения постепенно погашать долг и проценты под него. Однако был избран иной путь - увеличить уставный капитал на требуемую сумму путем выпуска дополнительных эмиссий, увеличив уставный капитал с 14 до 900 млн сомов. Это был способ захвата предприятия иностранным инвестором с одобрения руководства "Кыргызтамекеси", которому государство доверило управлять своей долей. Мелкие акционеры не могли выкупать свои доли из-за отсутствия средств. Но и государство было не в состоянии сохранить свою долю, так как для этого требовалось вложить более 300 млн сомов, которых у него на тот момент не было. А. Эрматов и Ж. Жамшитов могли и должны были проголосовать против подобного решения и заблокировать предлагаемый вариант. Однако, похоже, все было заранее предопределено. Совместное предприятие для видимости переименовали в ОАО "Реемтсма - Кыргызстан", но все льготы, якобы предоставленные этому СП, фактически работали на зарубежного инвестора. Ведь уже 20 апреля 1999 года доля государства в нем составляла всего 2,47 %, а еще через год скукожилась до 0,7 %, и от совместного предприятия осталось одно название. Вот так инвестор за короткий срок получил в бесконтрольное распоряжение всю табачную отрасль Кыргызстана. - И что в итоге? - А в итоге он стал монополистом и никому не разрешал в чужой для него стране заниматься производством сигарет. Он диктовал цены на табак и на производимую продукцию. Он получил неограниченное право распространять в республике сигареты, изготовленные им в других государствах, ввозя их к нам беспошлинно. И заметим, что инвестор при этом не нарушил ни одного пункта соглашения. Все это было в нем заложено. И составители его пошли на заведомое ущемление интересов Кыргызстана. Он даже перестал проводить обязательные по закону ежегодные собрания акционеров. И отчеты о его деятельности, не утвержденные таким собранием, безропотно принимались налоговой инспекцией и госучреждениями. - Но неужели в правительстве не видели, как государство в очередной раз ловко обвели вокруг пальца? - Не берусь судить, видели там это или нет, но только у меня сложилось устойчивое впечатление, что правительство всякий раз услужливо корректировало соглашение по желанию и под диктовку инвесторов. Скажу больше. Уже после мартовской революции 2005 года мы направили заявление по этому поводу депутату Жогорку Кенеша Р. Тагаеву, а тот переадресовал его Генпрокуратуре. В 2006 году правительство получило предписание Генпрокуратуры об отмене действующего постановления от 10 января 1998 года как противоречащего Таможенному кодексу КР. Однако правительство не стало ни отменять, ни даже корректировать соглашение, точно боясь нарушить какие-то оставшиеся в тени договоренности. - Ну хорошо. Как вы говорите, ваше объединение все эти годы пыталось отстоять интересы государства и отечественных акционеров. В какие инстанции вы обращались и каковы результаты ваших попыток? - Мы обращались в администрацию президента, в аппарат правительства, в Жогорку Кенеш. Кстати, еще 26 июня 1998 года парламент поручил правительству вести переговоры о закупках табака-сырца в первую очередь у отечественных производителей и разрешить отечественным промышленникам выпускать табачную продукцию. Постановление Жогорку Кенеша не выполнено. Наказания не понес никто. Все эти годы в стране существовал специальный орган, обязанный следить за исполнением законов в акционерных обществах. - Госагентство по финансовому надзору и отчетности при правительстве. Я обращалась туда с просьбой проверить, как были оплачены акции дополнительных эмиссий ОАО "Реемтсма - Кыргызстан", кто и как оценивал стоимость оборудования, материалов, прочего имущества, внесенных в счет оплаты за акции? Ведь этим б/у имуществом с остановившихся табачных фабрик России и Украины и была размыта доля кыргызской стороны. Это имущество было завезено без оценки его стоимости на таможне и без оплаты таможенной пошлины в нарушение законодательства республики. Кто проконтролировал с кыргызской стороны, что было внесено, какого качества и на какую сумму? Ответа от Госагентства по всем этим позициям я так и не получила. - К сожалению, ситуацию с табачной отраслью и созданием СП "Реемтсма - Кыргызстан" в республике уникальной не назовешь. Разве не известны другие случаи, когда страна оказывалась, прямо говоря, в дурацком положении в деловых отношениях с иностранными инвесторами? Тут поневоле напрашивается вопрос: чего было больше в действиях наших облеченных доверием и властью госмужей - некомпетентности, непроходимой глупости, откровенного идиотизма или же корысти, жажды личной наживы, пусть даже в колоссальный ущерб стране, государству, обществу? - Если бы можно было ответить на этот вопрос со всей определенностью. На протяжении девяти лет государство остается жалким и мелким акционером в ОАО "Реемтсма - Кыргызстан" и практически никак не могло и не может влиять на принимаемые собранием акционеров решения. Все эти годы в органах управления все же присутствовали те же А. Эрматов и Ж. Жамшитов. Если мелкие акционеры пытались как-то бороться за свои права (практически неконтролируемое управление, непроведение отчетных собраний, отсутствие дивидендов), то А. Эрматов и Ж. Жамшитов, по закону представляющие интересы государства в ОАО, не только не поддерживали справедливые требования акционеров, а пытались утихомирить всех, кто задавал "неудобные" для руководства вопросы. Восемь лет, хозяйствуя при льготных условиях, ОАО не показывало прибыль и не платило дивидендов даже небольшой части оставшихся мелких акционеров и только в последние два года стало выплачивать мизерные суммы. Сколько лет мы пытаемся получить ответы на в общем-то простые вопросы. Кто конкретно стоит за привлечением к нам именно этого инвестора? Кто ответствен за заключение столь невыгодного для государства соглашения? Как получилось, что страна лишилась права на выпуск исконно кыргызских марок сигарет, которые сегодня запатентованы другими? Кто готовил проект кабального соглашения, кто его принимал и кто подписывал? А главное, в состоянии ли государство, способно восстановить свою долю и долю мелких акционеров в "Реемтсме", может ли оно защитить частную собственность своих граждан, отстаивать интересы собственных товаропроизводителей? Кто ответит? Фото Владимира ВОРОНИНА. Вячеслав ТИМИРБАЕВ. Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/26421/ |
Материалы по теме: | |||||
24 мая 2005 Накануне судного дня, или государство — это народ. И он должен знать правду 5 августа 2003 Климат в Кыргызстане глазами ЮНИДО 4 августа 2003 “Реемтсма” под прицелом прессы |
Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
Оставить комментарий
MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна
Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007