Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
30 января 2009 | КУЛЬТУРНЫЙ СЛОЙ |
Тем жарче жажда идеалаНачало года мой коллега, добрый приятель и просто славный человек Александр Никитенко отметил выпуском очередного сборника поэтических произведений. Довелось быть свидетелем, с каким душевным подъемом и трепетным ожиданием работал Александр над новой книгой, с каким несвойственным ему нетерпением ожидал ее выхода. Сам он расценивает этот сборник в 6,5 печатных листа как лучший из тех, что вышли в последнее время. Замечу, что за 2006-2008 годы у него было издано пять сборников, в том числе и в какой-то мере итоговый "Пульсар" объемом более 43 печатных листов. Лучший в том смысле, что он в наибольшей мере отражает человеческую сущность автора, его отношение к современной жизни. Наверное, потому Никитенко и дал название этому сборнику "Разрыв". Название, несущее подтекст, имеющее второе дно. О том, что авторская самооценка не является завышенной или некой позой, свидетельствует четверостишие, открывающее книжку: Один, как волк, он тихо пьет. Дела его стабильно плохи. Поэт не тот, кто стихоплет, поэт - изгой своей эпохи. Смею заверить, это не декларация и не кокетство. Таково его мироощущение, таково его отношение к дару свыше, его поэтическое кредо. Знакомясь с тем, что отобрал Александр в последний по времени сборник, я первым делом вспомнил есенинское: Если раньше мне били в морду, То теперь вся в крови душа. С этими словами перекликаются строфы из стихотворения Никитенко, давшего название сборнику. Бесхитростная коротенькая в 16 строк зарисовка о повстречавшейся автору собаке, волочащей раненую лапу. Но вот какие ассоциации она у него вызвала: Все живое в мире - только эхо боли, что пьяняща и тупа. Как собаку кто-то переехал, так по мне проехалась толпа. Перед болью я срываю шляпу! Принимаю боль, как анашу. Как собака раненую лапу, раненую душу уношу. В записной книжке Льва Толстого есть такое наблюдение: "... настоящий поэт сам невольно и с страданием горит и жжет других". Однако свою миссию Никитенко видит не в том, чтобы глаголом жечь сердца людей, и не в том, чтобы взорить и вспеть у мира в сером хламе. Свою миссию он определяет так: Средь рыночной дикой потравы не понят и странен подчас, стихами горю не для славы, а чтоб достучаться до вас. Разруха в умах. Голодуха. Но в Богом забытом краю я верую в первенство духа и вам эту веру даю. Александр Никитенко не просто человек, умеющий облекать свои мысли и чувства в рифмованные строки. Он владеет поэзией духовно, всем своим существом поэтически воспринимает окружающий мир прежде, чем у него появляется осознанная потребность оформить увиденное в рифмы. Только обладая поэтическим видением, можно заметить, как Ночь вяжет черный полушалок. И полутьмой клубится лес, и черной сажей стая галок пятнает сумерки небес. Если у Есенина: "Тихо в чаще можжевеля по обрыву, Осень - рыжая кобыла - чешет гриву", то у Никитенко: Скоро рощи и леса, голодна и несогрета, осень - рыжая лиса - обглодает до скелета. Или давайте посмотрим глазами Александра и восхитимся вместе с ним: в стылом озерке с ледком по проталине лиловой лист плывет вверх черенком лебеденыш безголовый Именно так. Без единого знака препинания, без единой заглавной буквы. Так, как увидел и поймал взгляд. На едином дыхании восторга и восхищения. Природа подлинной поэзии такова, что та или иная жизненная позиция, та или иная философия не может быть просто заявлена или задекларирована в произведении. Она должна быть органично присуща данному автору, субъекту поэзии. Нельзя быть в стихах человеком, болезненно воспринимающим уродства окружающей действительности, а в жизни - циником и выжигой. Из этого все равно ничего не выйдет. Стихи выдадут. Как для истинного поэта для Никитенко жизнь теряет свою первородную ценность и красоту, едва только начинают подтачиваться и утрачиваться нравственные основы бытия. Болью и горечью пронизаны его стихи "Сельские потемки", "Боль мозжит в висок, не утихая", "Заплеваны наши заповеди", "Уже другие в суверенном ветре", "Кругом другие идеалы"... Болью не за себя. Точнее, не только и не столько за себя. Ведь Пуще жизни нет пытки на свете. Жизнь - копейка. Чего ей жалеть? Только старые люди и дети заставляют сердечко болеть. Человек с повышенной нравственной мерой, с потребностью самоанализа и самораскрытия, автор зачастую воспринимает окружающую жизнь, которую многие осознают как вполне обычную и нормальную, как отвратительную, недостойную человека. У него обостренное восприятие мерзостей бытия, более обнаженные нервы, острее реакция на чужую беду и боль. Вот потому у поэта только душа не смерзается словно в былые года так же болит и терзается так же летит в никуда Когда одну историческую эпоху сменяет другая, первыми эти перемены фиксируют экономисты, социологи, политологи. Однако они по большей части фиксируют перемены, поддающиеся строгому учету. А вот искусство, литература, в том числе и поэзия, фиксируют перемены в духовной жизни людей, изменения в настроениях и самочувствии человека. Только поэт может заметить: Чем больше мерзости кругом, тем жарче жажда идеала! Ну а завершить эту небольшую рецензию на новую книгу поэта Александра Никитенко хочу его оптимистичными строками, под которыми охотно и с удовольствием подписываюсь: Умри, людская злость и псовость! И пусть восторжествуют вновь вода и хлеб, и соль, и совесть. "И жизнь, и слезы, и любовь". Фото Владимира ВОРОНИНА. Вячеслав ТИМИРБАЕВ. Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/26327/ |
Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
Оставить комментарий
MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна
Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007