Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
26 декабря 2008 | КУЛЬТУРНЫЙ СЛОЙ |
Можно ли думать о КаннахУ кыргызского кино в прошлом большая и славная история. Советский кинематограф был мировым культурным явлением. Была создана уникальная система кинопроизводства и проката, которая стимулировала развитие национальных студий. В разные годы появлялся феномен "армянского", "грузинского" "киргизского" кино. Потом пришла эра независимости, но кинематографисты пытались не оборвать связи, для чего была создана Конфедерация Союза кинематографистов, объединившая деятелей кино новых независимых государств. И сегодня у нас остаются реальные возможности сохранить культурное присутствие на огромной территории. 2008 год подарил надежду на это. "Декабрь для кыргызского кино стал самым урожайным за последние годы, - рассказывает киновед Гульбара Толомушова. - Даже в денежном выражении общая призовая сумма в 21 тысячу долларов звучит убедительно. Главное, появились действительно интересные фильмы, и основная заслуга в этом молодых кинематографистов". На шестом фестивале студенческих фильмов в Турции документальная лента "Здравствуй, солнышко" Ульяны Коноваловой получила первый приз. Фильм рассказывает трогательную историю женщины, потерявшей зрение, но сумевшей пережить свою боль и воспитать четырех детей и трех внуков. До этого лента была отмечена на фестивале документальных фильмов в Лейпциге. Нафиса Юлдашева на том же фестивале в Турции получила второй приз за игровой фильм "Ажар", снятый по одноименной повести Касымалы Баялинова, вышедшей в 1926 году. Наргиза Маматкулова стала лауреатом конкурса "Выбор года" в новой номинации "Крылатое будущее Кыргызстана" за яркий дебют - фильм "Топташ". Это повесть о девушке, потерявшей веру в жизнь, и только думы об отце позволяют ей не потерять нить бытия. Топташ - это народная игра в камушки, которые необходимо собирать в определенной последовательности. И в жизни тоже приходит время собирать камни. Наиболее значимых наград был удостоен фильм Акжола Бекболотова "У нас все хорошо". Лента была впервые продемонстрирована на фестивале "Киностан", мировая премьера состоялась в Роттердаме в начале года. Потом было еще 15 фестивалей, в половине из которых фильм был отмечен наградами. Особо следует отметить Гран-при в Тегеране и второй приз Пятого международного кинофестиваля в Дубае. История о бездомном бродяжке-сироте Шералы и его отношениях с убежавшим из дома Кыялбеком сделала фильм наиболее востребованным. Еще десяток международных фестивалей готовы видеть его в своей программе. Дубайский кинофорум сегодня считается одним из самых перспективных. В будущем ему прочат статус категории "А". Об уровне можно судить по тому, что на открытии фестиваля был показан нашумевший фильм оскароносного Оливера Стоуна о президенте Буше, а гостями были голливудские звезды Николас Кейдж и Пенелопа Крус. "Успех молодых кинематографистов не только способствует международному продвижению Кыргызстана, но и является "раздражителем" для старшего поколения кыргызских киношников", - считает Гульбара Толомушова. Педагог большинства отмеченных молодых режиссеров Артык Суюндуков считает достижения своих учеников поворотным пунктом в кыргызском кино. Рано говорить о том, что все они станут выдающимися режиссерами. Необходим большой путь, чтобы из удачливых новичков превратиться в признанных мастеров экрана. Но есть прецедент, и обязательно появятся новые интересные авторы. Главное, сохранилась культурная среда, а это гарантия новых свершений. Пока достижения носят скорее локальный характер. Общая тенденция остается туманной. Кинопроизводства в современном понимании у нас нет. Государство спонсировать не в состоянии, а частный бизнес в кино пока не пришел. Капиталовложения в отрасль эффективны, но только в том случае, если есть спрос. Наш местный рынок не в cостоянии обеспечить возвращение вложенных средств, а на другие рынки нас просто не пускали, да и предлагать по большому счету было нечего. Есть люди, но нечем платить за их работу, есть идеи, но нет техники для их реализации. Все фильмы-лауреаты сделаны практически без бюджетов в рамках студенческих работ. Субсидии на производство фильма на государственных студиях столь мизерны, что в Москве на эти деньги невозможно снять даже десятисекундный ролик. Пока финансовые вопросы не будут решены, говорить о творчестве просто бессмысленно. Возрождение кыргызского кино может начаться с появления менеджеров, способных решить весь комплекс финансовых и технологических проблем. А талантливые люди у нас обязательно найдутся. Петр ЧЕРНЯК. Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/25926/ |
Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
Оставить комментарий
MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна
Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007