Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
21 ноября 2008 | КУЛЬТУРНЫЙ СЛОЙ |
Драматург, не считавший себя поэтомЗнакомство мое с Бертольтом Брехтом состоялось как с драматургом. И некоторое время я знал его только как автора очень популярных в 60-е годы XX века пьес "Трехгрошовая опера", "Добрый человек из Сезуана", "Кавказский меловой круг", "Мамаша Кураж и ее дети", "Карьера Артуро Уи, которой могло и не быть". Помню, в годы моего студенчества при Доме культуры МГУ существовала театральная студия "Наш дом", художественным руководителем которой был в те годы бывший выпускник журфака университета Марк Розовский. На постановку "Карьеры Артура Уи" ломились завзятые театралы Москвы. До сих пор вспоминаю собственный восторг от блистательной игры в главной роли мало кому известного в тот период непрофессионального актера Александра Филиппенко. А несколько лет спустя я познакомился с небольшим, лишенным каких-либо поэтических изысков стихотворением Брехта "Список радостей". Первый взгляд поутру в окно Снова найденная старая книга Вдохновенные лица Снег, смена весен и зим Газета Пес Диалектика Душ, плаванье Старинная музыка Удобные башмаки Постижение Современная музыка Писать, выращивать Путешествовать, петь Быть дружелюбным Казалось бы, ну что тут особенного. Простые слова, скупое лаконичное перечисление обыденных повседневных дел, прозаичных событий, обыкновенных предметов. Но какая удивительная магия озарения, прозрачности, ясности и умиротворения исходит от этих будничных, бесхитростных строчек. Всего 15 коротеньких строк. Но в них автор сказал о себе почти все. Во всяком случае все основное. О своем внутреннем мире, своей личности, о своем отношении к жизни. Каждая строчка - дверь в духовный мир человека. Никогда не считая себя поэтом, Брехт с улыбкой относился к вопросу о правомерности такого понятия в его время, которое пришлось на первую половину XX века. "Я пишу стихи помимо всего прочего. Довольно комично было бы в наши дни сидеть и ждать вдохновения", - признавался он. Тем не менее, будучи талантливым человеком и в написании стихов, Бертольт Брехт сумел отразить в стихотворениях не только свою жизнь и жизнь своей родной Германии, но и жизнь всей его эпохи. В годы первой мировой войны 20-летний солдат-санитар Брехт пел под гитару в военном госпитале раненым свою "Легенду о мертвом солдате". Именно она приносит автору первую поэтическую славу за пределами его родного Аугсбурга. 30 января 1933 года президент Германии Гинденбург, менее года назад суливший в ходе предвыборной борьбы приструнить поднимающих голову фашистов во главе с Адольфом Гитлером, поручает тому сформировать новое правительство. Месяц спустя, 28 февраля Бертольт Брехт с женой, театральной актрисой Еленой Вайгель и с сыном покидают Германию. Они уезжают в Прагу, а затем переезжают в Швейцарию. В это время Брехт пишет: О Германия, бледная мать! Как опозорили тебя сыновья твои! И ты сидишь среди народов - То ли посмешище, то ли страшилище. А в мае того же 1933 года книги Брехта подвергаются публичному сожжению на площадях немецких городов. Фашисты, еще когда они только подбирались к власти, уже внесли имя этого непримиримого антифашиста в свой "черный список". Бертольт Брехт покинул Германию 35-летним, а вернулся уже в совсем другую страну, когда ему было 50 лет. Гитлеровцы постарались сделать все возможное, чтобы вытравить память о нем. Его книги были уничтожены. Тысячи людей, знавшие и любившие его творения, погибли в застенках, да и само имя драматурга и поэта было под запретом. Но годы изгнания не были для него бесплодными. В этот период он создал свои лучшие произведения. В 1948 году Брехт вернулся в демократическую Германию со своим "солдатским чемоданом", плотно забитым пьесами, стихами, песнями, рассказами, памфлетами, теоретическими работами о театре. Была в этом чемодане и пьеса "Карьера Артура Уи". Язвительная комедия о гангстерах и разбойниках, а по сути о фашизме. Пьеса, работу над которой автор закончил в начале апреля 1941 года, завершается словами, обращенными к людям, которые будут жить после крушения фашизма. А вы учитесь не смотреть, но видеть, Учитесь не болтать, а ненавидеть, Хоть человечество и было радо, Отправив этих выродков налево, Торжествовать пока еще не надо: Еще плодоносить способно чрево, Которое вынашивало гада. В последние годы жизни, а умер Бертольт Брехт 14 августа 1956 года 58 лет от роду, он часто обращается в стихах к молодежи, чтобы сказать ей самое важное: есть смысл вмешиваться в жизнь, никогда не бесполезно оказывать сопротивление сегодняшнему социальному злу, даже если оно накатывается лавиной, и всякий раз надо уметь разглядеть его заново. Главное - не терять надежду. Брехт хотел научить молодежь правильному отношению к искусству и пониманию его роли в жизни. Он говорил, что "есть тысяча способов выразить правду и тысяча способов ее скрыть". Он утверждал, что средства художественного отражения правды современной жизни подсказывает только сама современная жизнь. Легенда о мертвом солдате 1 Четыре года длился бой, А мир не наступал. Солдат махнул на все рукой И смертью героя пал. 2 Однако шла война еще. Был кайзер огорчен: Солдат расстроил весь расчет, Не вовремя умер он. 3 На кладбище стелилась мгла, Он спал в тиши ночей. Но как-то раз к нему пришла Комиссия врачей. 4 Вошла в могилу сталь лопат, Прервала смертный сон. И обнаружен был солдат И, мертвый, извлечен. 5 Врач осмотрел, простукал труп И вывод сделал свой: Хотя солдат на речи скуп, Но в общем годен в строй. 6 И взяли солдата с собой они. Ночь была голубой. И если б не каски, были б видны Звезды над головой. 7 В прогнившую глотку влит шнапс, Качается голова. Ведут его сестры по сторонам, И впереди - вдова. 8 А так как солдат изрядно вонял - Шел впереди поп, Который кадилом вокруг махал, Солдат не вонял чтоб. 9 Трубы играют чиндра-ра-ра, Реет имперский флаг... И выправку снова солдат обрел, И бравый гусиный шаг. 10 Два санитара шагали за ним. Зорко следили они: Как бы мертвец не рассыпался в прах - Боже сохрани! 11 Они черно-бело-красный стяг Несли, чтоб сквозь дым и пыль Никто из людей не мог рассмотреть За флагами эту гниль. 12 Некто во фраке шел впереди, Выпятив белый крахмал, Как истый немецкий господин, Дело свое он знал. 13 Оркестра военного треск и гром, Литавры и флейты трель... И ветер солдата несет вперед, Как снежный пух метель. 14 И следом кролики свистят, Собак и кошек хор - Они французами быть не хотят. Еще бы! Какой позор! 15 И женщины в селах встречали его У каждого двора. Деревья кланялись, месяц сиял, И все орало: "Ура!" 16 Трубы рычат, и литавры гремят, И кот, и поп, и флаг, И посредине мертвый солдат, Как пьяный орангутанг. 17 Когда деревнями солдат проходил, Никто его видеть не мог - Так много было вокруг него Чиндра-ра-ра и хох! 18 Шумливой толпою прикрыт его путь... Кругом загорожен солдат. Вы сверху могли б на солдата взглянуть, Но сверху лишь звезды глядят. 19 Но звезды не вечно над головой. Окрашено небо зарей - И снова солдат, как учили его, Умер как герой. Вячеслав ТИМИРБАЕВ. Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/25433/ |
Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
Оставить комментарий
MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна
Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007