Распечатать: Ну полюбите, полюбите кто–нибудь! РаспечататьОставить комментарий: Ну полюбите, полюбите кто–нибудь! Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Ну полюбите, полюбите кто–нибудь! Посмотреть комментарии

14 ноября 2008

ОТВЕТ НА БРЕД

Ну полюбите, полюбите кто–нибудь!

Зачем люди пишут книги? Зеркало русской революции Лев Николаевич Толстой признавался: "Не могу молчать!" Известный политик Темир Сариев тоже не смог молчать и написал книжку "Шах кыргызской демократии" (Бишкек, 2008 г., 1500 экз.). Может быть, Темир Аргембаевич думает, что он - зеркало кыргызской революции?

Слово автору: "Я много размышлял в последнее время над событиями, которые произошли и происходят в мире, в частности, в моей республике. Благо у меня теперь есть свободное время и я могу позволить себе вдумчиво, не спеша перелистать серьезные и мудрые книги. А также, учитывая системный кризис, который в течение трех лет продолжается в Кыргызстане, проанализировать случившееся в поиске пути, который, возможно, окажется выходом из наших общих несчастий".

    Ну что ж, много размышлять над событиями дело полезное. Почему Т. А. начал этим заниматься только в последнее время, не совсем понятно. Наверное, до народной революции в его республике все было так хорошо, что напрягать мыслительный аппарат ему не требовалось. А после пришлось напрячься, тут и выяснилось, что системный кризис в Кыргызстане "случился" в три последних года. Что делать? Пришлось автору начать искать путь, который, возможно, выведет страну к счастью. Но это еще не факт, может быть, и не выведет, твердые гарантии отсутствуют. Зато присутствует по-детски искреннее, трогательное желание доступно объяснить народу, кто в обозримом будущем достоин стать лидером нации. Хватит уже подвизаться на вторых и третьих ролях в политике, пора во весь голос заявить о себе, открыть глаза соотечественникам на свои несомненные достоинства и замечательные качества.

    Проявились они прямо в момент рождения. Наш герой явился на свет "в рубашке", "...и бабушке моей тогда пришлось буквально руками разорвать ее... Может, поэтому с самых ранних лет все родственники и мои земляки почему-то считали меня особенным. Мне кажется, немалую роль в их отношении ко мне сыграл и размер моей головы - она была не по годам большой. Помню, я с детства свыкся с полушутливыми словами близких людей, которые всегда подчеркивали: "Из этого мальчика будет толк, вон какая у него голова".

    Он с детства решил быть министром. "Этим я и приобрел, видимо, свою первую известность среди старшего поколения односельчан". Кроме намерения стать министром и большой головы у нашего героя было много разных талантов: "...у меня неплохой тембр голоса... В детстве я брал другим (не горлом то есть!) - в школе мне легко давались такие предметы, как математика, история, география, литература...". (Вот и объяснение неожиданно прорезавшемуся писательскому дару.) "Возможно, все эти причины в совокупности оказали какое-то влияние на выбор моих избирателей, но, как бы то ни было, я прошел с первого же тура и был повторно избран депутатом Жогорку Кенеша". Чуткий электорат у Темира Аргембаевича, умеет ценить веские причины.

    Конечно, одного размера головы для уважения мало. У гидроцефалов тоже голова большая, но их за это только жалеют и никто не уважает. Нет, автор, по-видимому, тонко намекает на содержимое своей удивительной черепной коробки: мозг, мол, там тоже будь здоров! Хотя и это не показатель. Например, мозг Эйнштейна весил один килограмм двести тридцать граммов, что на 170 граммов меньше, чем средний вес мозга человека. Одним из самых маленьких по объему был мозг Анатоля Франса. Даже "эталонный" мозг Ленина весил всего 1330 граммов. Очень крупный мозг - 2012 граммов - был у Тургенева. Но, как говорит наука, еще более крупный мозг оказался у идиота...

    Упаси Боже думать, что автор книги умом не блещет. Просто прямая корреляция между величиной его черепа и умственными способностями никак не усматривается. А вот его родители явно усматривали и даже советовались со своим юным отпрыском с младых его ногтей. И советам следовали - в основном на тему, сколько денег семья должна вкладывать в тои. Шустрый мальчуган все решал по справедливости, то есть давать больше чем надо, видимо, не советовал.

    И на ответственном комсомольском посту Темир Сариев не терялся.

    Быстро уловил рыночные веяния и стал зарабатывать на творческих подрядах очень приличные деньги. А потом и вовсе создал первую в стране товарно-сырьевую биржу, за ней - финансово-промышленную фирму. С 2000 года по октябрь 2007-го - депутат Жогорку Кенеша. О величине своего капитала автор скромно умалчивает, предоставляя читателю самому догадываться, каким миллионером является - сомовым, долларовым или даже евровым. Но дает понять, что не бедствует. Занятия политикой съедают у нашего литератора не только время, которое, как известно, деньги, но и сами деньги как таковые. Ничего не поделаешь. Как отмечает сам Т. А., "я еще раз убедился, на собственном и чужом опыте, в точности и верности древнего тезиса: "За все надо платить, иначе ничего нельзя будет приобрести".

    Если уж наш герой платит "за все", значит, нацелился что-то приобрести. Что-то такое особенное, чего раньше у него не было и сейчас нет. Бизнес - был и есть, депутатство - целых семь лет. Партийные должности - вот они: "C октября 2006-го первый заместитель руководителя Социал-демократической партии Кыргызстана. C апреля 2007 - cопредседатель политической партии "Союз демократических сил "Ак-Шумкар". С 21 июня 2008-го - председатель партии "Ак-Шумкар" (из биографии на сайте "Персоны").

    Надо полагать, теперь Темиру Аргембаевичу должно хотеться стать президентом. А кому из наших политиков не хочется? Как говорил уважаемый аксакал Дооронбек Садырбаев, только ему одному не хочется. Но он, к сожалению, ушел от нас. Остались лишь желающие. Не будем перечислять поименно - места не хватит. Судя по массовости, стремление это свойственно 99,99 процента наших родимых политиков. Помню, что один из молодых депутатов позапрошлого созыва был серьезно уверен в своей профпригодности в качестве президента Кыргызстана на том основании, что успел поработать директором ремонтного заводика. Так что ничего удивительного или предосудительного в мечтах Т. А. нет. Как человек дела, он рожден, чтобы сказку сделать былью. Сейчас для этого надо только хорошенько себя отпиарить, что господин Сариев и делает с усердием унтер-офицерской вдовы, которая сама себя высекла.

    Итак, есть не по возрасту большая голова - уже немало. Способности к политике и бизнесу - купить подешевле, продать подороже.

    Мудрецов опять же "вдумчиво, не спеша перелистывает". Свидетельств тому в книжке масса, настоящий пир духа. Компот из сухофруктов. Цитата на цитате сидит и цитатой погоняет. Авторов всяких - как пассажиров в маршрутке в час пик. И римский философ Сенека, и британский историк Тойнби, и Конфуций, и староиндийские мыслители, и Чернышевский, и основатель буддизма Синдхарт, и Коэльо (по Т. Сариеву, "всемирно известный автор, гениально владеющий литературным пером"). Спохватившись, что электорат может обидеться на такое засилье иностранных истин, Т. А. нырнул в сокровищницу народной мудрости и извлек оттуда много полезного.

    Честно признаюсь, информацию о Тойнби пришлось искать в Интернете. Как-то не довелось проштудировать его 12-томный труд, каюсь. Правда, имя Синдхарта наш автор почему-то взял в кавычки, очевидно, полагая, что это такое произведение. Впрочем, когда так много всего вдумчиво перелистываешь, не грех и напутать. Или "литературные рабы" оплошали? Так называют тех, кто пишет книжки за других, получает свой гонорар и помалкивает о собственной роли в создании шедевра.

    Неизвестно, нанимал ли себе Т. А. литературных поденщиков, диктовал ли им основные мысли или от первой до последней строки написал сам, опираясь на могучий коллективный разум гениальных предшественников. Может, и сам. Тем более что доступ к Интернету делает поиск необходимых мудрых мыслей необычайно легкой и даже приятной задачей. Главное, что Темир Аргембаевич не кичится своей колоссальной эрудицией, а как бы априори полагает, что все его читатели, а также политики владеют тем же объемом цитат, то есть, простите, знаний, что и он сам. На равных, скромно держится, чтобы не обидеть кого-нибудь недостаточно подкованного. Но вынужден иной раз упрекнуть: подзабыли, мол, сограждане изречение, к примеру, китайских (или, допустим, древнегреческих) мыслителей, а напрасно!

    Не стану утверждать, что собственных рассуждений у автора нет. Да полно! Кроме своего взгляда на события последних лет и на собственную роль в политическом процессе Т. А. склонен к лирическим отступлениям. Эти главки в книжке автор называет "мысленными перекурами". В переносном смысле слово "перекур" означает отдых от работы. Очевидно, не терпящий никотина Т. А. во время этих перекуров отдыхал от другой тяжелой работы. Или все-таки от работы мысли? То, что он излагает там и сям в качестве собственного философского и нравственного кредо, - в основном проверенные временем общие места, прописные истины, дежурные банальности типа: "...надо просто жить по совести...", да нет, не просто, а "ежесекундно".

    Что касается литературного стиля, писатели-юмористы могут отдыхать. Не то чтобы наш герой намеревался насмешить читающую публику, он все больше о серьезном пишет. Но настоящий талант не скроешь... Вот лишь некоторые из сотен перлов "изячной словесности" господина Сариева. Он "понял, соприкасаясь со многими харизматическими лидерами, находясь в самом эпицентре и в гуще событий, что иногда конкретная личность может сыграть существенную роль в истории и вместе с народом совершить поворот "золотого ключика" и открыть дверь в совершенно иной мир".

    Как известно, идиома "иной мир" имеет в русском языке устойчивое значение - загробный мир, потусторонний мир. Туда действительно народ запросто может попасть благодаря некоторым харизматическим лидерам. Хотя в данном случае автор явно имел в виду нечто совсем противоположное: мир счастья. Подвела его приверженность к пафосу. Заканчивается редкая по красоте мысль совершенно загадочно: "Только волею судьбы этот человек обязан обладать особым стержнем, способным повлиять на сознание людей, чтобы изменить горемычную судьбу своего народа и страны в целом...".

    Что за стержень, у кого он есть? У Кашпировского что-то такое было, после его влияния много горемычного народа в психушках оказалось. Может быть, есть у самого Темира Аргембаевича? Ничего не пишет. Голова да, большая. А стержня что - совсем нет? Может, есть, но маленький? Ау, автор, дай ответ! Не дает ответа...

    А вот и еще элегантные формулировки: "...Убегали рабочие руки, подавляющая часть которых составляла молодежь"; "Все больше стал просматриваться крен...". (Кстати, этот загадочный крен неоднократно просматривается и на других страницах. В нехорошем смысле. Ясное дело: крен редьки не слаще...) "... На стороне Текебаева были и пресловутый "южный фактор", высосанный из пальца и искусственно запущенный различными пиарщиками"; "взрывновольность характера" (браво, это неологизм!); "Ведь Бог, как мне кажется, дал нам жизнь, чтобы мы могли сосуществовать вместе и договариваться между собой о своем совместном общежитии" (вон, оказывается, какую сверхзадачу, кроме завета "плодитесь и размножайтесь!", ставил перед собой Создатель. Спасибо новому евангелисту Сариеву, растолковал высший замысел!); "И мало кто догадывался, что между невидимым имиджем и истинным его лицом чаще всего - огромная пропасть".

    Продолжать увлекательное перечисление не стоит. Понятно, что между писательским замыслом и его воплощением на бумаге - тоже пропасть не маленькая. Дистанция огромного размера.

    Кроме прочих качеств Темира Аргембаевича отличает "...обостренное чувство справедливости, которое сидит во мне глубоко". Весьма глубоко сидит и не выглядывает, судя по вольной интерпретации событий, и проявляется не столько в поступках, сколько в сетованиях на царящую вокруг вопиющую несправедливость. Господин Сариев легко договаривается с этим чувством и позволяет себе заявления, весьма далекие как от справедливости, так и от истины. К примеру, о том, кто 24 марта организовал мародерство. На стр. 28 он пишет: "...возле "Беты" уже собралась огромная толпа, и она начала бить стекла. Сигнал к бесчинствам был дан". Кем дан - покамест не уточняет.

Хотя не грех бы вспомнить, что мародерство было инициировано "зятем всего кыргызского народа" А. Тойгонбаевым, терявшим в этот день все, что он успел нагло присвоить в Кыргызстане. А выполняли этот план "белокепочники" - молодые люди в белых бейсболках, надетых для удобства опознавания "своих" среди огромного скопления народа. Именно они начинали в разных концах города варварские акции с циничным расчетом на то, что обнищавший за время акаевского правления люд кинется вслед за ними грабить и крушить магазины. У меня есть свидетельства очевидцев, своими глазами наблюдавших такую картину около магазина "Народный" в центре столицы. Сценарий был таким же, как и в других точках: парни спортивного типа разбивали витрины и провоцировали людей на мародерство. А в это время со двора в "КамАЗы" с казахскими номерами спешно загружали товар из складских помещений. Затем машины уехали. Стоявшие во дворе молодые люди в костюмах и белых рубашках переговаривались по сотовым телефонам, отдавая распоряжения громить следующий объект.

    Но некоторым нынешним оппозиционерам невыгодно помнить об этом (не исключено, что кое-кто из них принимал посильное участие в разработке контрмер на случай народной революции). А ну как теперь выплывет неприглядная правда? Высказанное предположение не относится к Т. А. - нет таких фактов. В пассаже на стр. 46 он уже прямо обвиняет в погромах "мартовских революционеров", которые учинили в Бишкеке хаос и мародерство. Чувство справедливости в авторе, сознательно смешавшем грешное с праведным, очевидно, в этот момент пребывает в глубокой спячке.

    От человека, ежесекундно живущего по совести, не ждешь подтасовок. От оппозиционера, вынужденного преувеличивать успехи в борьбе с властями, можно ожидать чего угодно. "...В мартовских событиях в штурме "Белого дома" 2005 года, надо откровенно признать, приняли участие по разным подсчетам от силы от 3 до 5 тысяч человек. А на площади половину массовки составляли так называемые "белокепочники" (знает!) и сотрудники правоохранительных органов (стр.89). А вот во время "легендарного", как Т. А. называет ноябрьский митинг 2006 года, оказывается, "на площади ежедневно с утра до вечера постоянно находились до 15-20 тысяч человек, некоторые отходили, но их места занимали новые лица. Если произвести нехитрые арифметические действия, то получается, что в течение каждого дня на бессрочном митинге побывало около 100 тысяч наших соотечественников" (стр. 93) .

    Действия-то на самом деле хитрые: в первом случае - деление и вычитание, во втором - сложение и умножение. Путем манипуляций с цифрами можно невероятно раздуть роль оппозиции и масштабы ее деятельности. Так цыгане-конокрады надували воздухом старую клячу, а потом затыкали ей задний проход пробкой. Купив упитанное животное, покупатель неожиданно обнаруживал, что приобрел доходягу.

    Никто и не сравнивает оппозицию с полудохлой лошадью. Напротив, в ней много вполне дееспособных скакунов, бьющих копытом в ожидании своего политического шанса. Речь только о дутых цифрах. Даже если наивно поверить в приведенные автором арифметические выкладки, нельзя не задаться вопросом о практических результатах многодневного и столь представительного митинга. Оказывается, всего-то требований и было, чтобы президент Бакиев подписал проект Конституции, предложенный оппозицией. Проект, как показала практика, был нежизнеспособным, так что восторги Темира Аргембаевича по поводу победы митинга существенно преувеличены. Гора родила мышь.

    Следующей акцией борцов с властью стал еще один, уже менее легендарный, митинг в апреле 2007 года. Накануне акции в стане оппозиции, по признанию автора, царят раскол, скандалы и склоки. Темир Сариев выступает в роли челнока-переговорщика со "своими" и с "чужими", хотя понимает: "...Главной ошибкой такого важного мероприятия может стать тот факт, что мы до сих пор не объединены одной идеей и общей целью" (стр.145). Да уж, факты - вещь упрямая.

    "Важное мероприятие" закончилось плачевно: "К всеобщему огорчению всех оппозиционных сил, мы не смогли добиться самого главного - народ так и не узнал конечной цели митинга" (стр. 145). "...Внутренний раздрай, который уже выливался наружу и становился все более заметным" (стр.144). "Апрельский митинг показал: поражение неизбежно, когда непомерные личные амбиции, идущие вразрез с надеждами рядовых граждан, берут верх над коллективным разумом" (стр.146).

    Ценные признания, практически саморазоблачения. Народу, в очередной раз поверившему своим политическим кумирам, так ничего и не объяснили, потому что оппозиция и сама плохо понимала, на кой черт она в течение нескольких дней морочит людям голову. Неадекватный "коллективный разум" подкачал, скрыть бестолковщину уже никак невозможно, и Темир Аргембаевич исподволь, бережно подводит читателя к заветной мысли о том, что есть, есть человек, способный повести за собой прямиком к двери в иной мир и открыть ее "золотым ключиком". Этот человек, если кто еще не понял, он сам. Он, Темир Сариев, наделенный чувством "командного духа, чувством собственного достоинства" и врожденным обостренным чувством справедливости, может стать для нации путеводной звездой.

    "У кыргызов есть мудрое изречение: "В семье только у одного может быть звезда". С детства этот крест, наверное, достался мне". Легкая путаница в символах (звезда, крест) не мешает нашему герою "...следовать логике своего обостренного чувства" справедливости. Тем более что для осознания своей пригодности к высокой миссии народного лидера у Т. А. есть, как уже выяснилось, серьезные основания.

    Дополнительно - интуиция. "Эта интуиция живет во мне, и мне кажется, что она у меня врожденная". Опять же пророческие сны. Решив баллотироваться в депутаты, "...приехал на побывку в отеческий дом. В том сне я всю ночь поднимался на какую-то высокую гору". Драматический подъем, когда автор "то шел, задыхаясь и почти падая, то вдруг - чуть не срывался в пропасть, и сердце замирало, предчувствуя ужасное падение вниз", закончился вполне благополучно. И на гору будущий депутат взошел, и соседняя старушка дала судьбоносное толкование: "Быть тебе на коне, сынок!".

    Конечно, одной старушки маловато, неубедительная она какая-то. В подтверждение крепким связям Т. А. с могучими судьбоносными силами появляется некий таинственный старичок - ниоткуда, как и полагается являться всяким волшебникам. В тот момент юный Темир шел на остановку мимо выложенных на рынке разнообразных фруктов и овощей: "Их мясистый, наполненный необыкновенным природным ароматом вкус пьянил голову...". И тут на него "прямо с неба" падает "старикашка", требует копейку на пропитание. Сострадательный мальчик "автоматически сунул руку в карман, нащупал там монеты - их было две по пять - и протянул одну из них ему". (Видите, автоматически. Это у Темира Аргембаевича, наверное, с раннего детства привычка такая - отдавать ровно половину того, что имеет, тем, кто просит.) Аксакал дал ребенку бата, предсказал счастливое будущее и велел всегда делиться и помогать людям, пообещав, что все возвратится к нему и окупится сторицей. (Вроде как баш на баш.) Призвав в помощь мальчику Небо, старичок "как в воду канул". Исчез безвозвратно. Улетел, наверное. Вот такие дела... Это сильный аргумент!

    Невозможно без сострадания читать, как человек мучается в попытках привлечь к себе народную любовь. С этим надо что-то делать. Тем более что он сам способен на глубокие чувства. Особенно к женщине. Если, конечно, она умная и молчит. Про любимую жену Т. А. говорит, что она - идеальная. Повезло человеку!

    В мужской половине человечества совершенства нет абсолютно. Много в книжке описано соратников по борьбе, а также политических противников - и ни одного идеала, голимые разочарования. Куда ни глянь, все какие-то неправильные: и президент Бакиев, и экс-президент Акаев, и экс-политик Кулов, и экс-премьер Атамбаев, и лидеры дружественных и недружественных партий, и соратники по борьбе. Первые давят демократию, Бакиев - вообще ей шах поставил. (Внимание: тонкая игра слов - шах как термин игры и шах как властелин, которому угрожает мат! Стилисты всех времен и народов удавились бы от зависти.) Кулов пестует непомерные личные амбиции. Лидеры партий не пекутся о народном благе, скандалят, каждый тянет одеяло на себя. Многие соратники вообще оказались подлецами - дружно плюнули на идеалы добра и гуртом перебежали в шахскую партию накануне выборов.

    Все, пардон, в экскрементах, кругом мрак, и тут на сцену выходит Темир Аргембаевич Сариев весь в белом... Справедливый, честный, совестливый, скромный до умиления. С большой головой. А за плечами у него - в виде ангелов - ясновидящая старушка и волшебный старичок...

    Теперь хорошо бы закольцевать сюжет, настоятельно требующий, чтобы Темир Аргембаевич опять сон увидел - как он, весь потный, кряхтя, карабкается на вершину. В президенты. И ставит всем шахам мат.

    Петр СИДОРОВ.


Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/25356/


Распечатать: Ну полюбите, полюбите кто–нибудь! РаспечататьОставить комментарий: Ну полюбите, полюбите кто–нибудь! Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Ну полюбите, полюбите кто–нибудь! Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007