Распечатать: Поэт бессмертный и навечно молодой РаспечататьОставить комментарий: Поэт бессмертный и навечно молодой Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Поэт бессмертный и навечно молодой Посмотреть комментарии

3 октября 2008

КУЛЬТУРНЫЙ СЛОЙ

Поэт бессмертный и навечно молодой

Не знаю почему, но мне кажется, что в жизни многих людей бывает период, когда стихи Лермонтова нравятся больше, чем стихи Пушкина. У меня этот период настал, когда я учился классе в девятом. Длилось это время не очень долго. Понимание того, кто есть кто в российской изящ-ной словесности, все же вскоре возобладало. Но что было, то было.

    Один из крупнейших исследователей и знатоков творчества Лермонтова Ираклий Андроников утверждал, что во всей мировой литературе не было столь же великого поэта, как Лермонтов, жизнь которого оборвалась так рано.

    История знает великих людей искусства, чей земной путь завершился в 36-37 лет: Рафаэль, Бернс, Моцарт, Байрон, Пушкин, Маяковский... Лермонтов погиб, не достигши 27-летнего возраста. А между тем его имя стоит в ряду величайших русских поэтов вслед за именем А. С. Пушкина.

    Почитатели и враги пушкинского таланта сразу увидели в юном Лермонтове преемника убитого на дуэли гения русской поэзии. Еще тело Александра Сергеевича не было тайно переправлено в Михайловское, еще в дом на набережной Мойки в Петербурге стекались тысячи людей всех состояний и возрастов, а по столице уже стало расходиться во множестве списков стихотворение "Смерть Поэта", под которым стояло неизвестное имя - Лермонтов.

    Чувство глубокого горя, сознание национальной утраты были выражены во многих стихотворениях, посвященных в те февральские 1837 года дни памяти Пушкина. Но голос протеста, прямое обвинение высшего света в гибели поэта прозвучали только в стихах корнета императорской гвардии Михаила Лермонтова. Он разоблачал тайный заговор вокруг Пушкина, делал достоянием широкой общественности ту страшную правду, о которой боялись говорить даже пушкинские друзья.

    Одно-единственное стихотворение доселе никому не известного поэта пробудило к нему ненависть самодержца Николая I, которая оказалась даже сильнее, чем ненависть его к Александру Пушкину.

    Через несколько дней молодого офицера арестовали, а затем последовало распоряжение об отправке его на Кавказ, в армейский полк, в экспедицию против горцев. Так началась всенародная слава Лермонтова. Как солдат в бою, он подхватил знамя русской поэзии, выпавшее из рук убитого Пушкина, и стал на его место. Ни в одной литературе мира подобного не бывало. Гибнет величайший поэт страны, и в тот же час ему на смену является другой, которому суждено стать преемником гения в осиротевшей литературе.

    Во внезапной поэтической славе Лермонтова удивительно все. И дерзкий вызов придворной знати. И голос общественного протеста, прозвучавший в "Смерти Поэта". И сочетание огромных событий - гибели гения, Солнца русской поэзии, рождения молодого и мощного дарования, и уже навечно соединение двух великих имен - Пушкин и Лермонтов, хотя при жизни эти люди не были даже знакомы.

    Удивительное дело. Но до определенного возраста я жил в глубоком убеждении, что эти два поэта были при жизни не только знакомы, но и дружили. Настолько неразрывно эти два имени вошли в мое сознание с ранних детских лет.

    После гибели Пушкина Лермонтов прожил всего четыре года. Только четыре года определял он направление русской поэзии. И повторил судьбу своего предшественника.

    В книге Ираклия Андроникова "Рассказы литературоведа" автор повествует о своей поездке в село Лермонтово, бывшие Тарханы, где находилось имение бабушки поэта, где он прожил первые 13 лет - почти половину своей жизни - и где похоронен.

    Сторож дома-музея и по совместительству экскурсовод, старик лет 70, просвещал гостя:

    - Я, конечно, понимаю, что Пушкин - Пушкин. Тут ничего не возразишь: Пушкин и есть Пушкин. Но все же, если допустить, что наш Михаил Юрич пожил бы, как Пушкин, до тридцати семи лет, то еще неизвестно, кто бы из них был Пушкин! С другой стороны, сказать: если бы Пушкин, как наш Михаил Юрич, не дожил бы и до двадцати семи годов, опасаешься думать: "Евгений Онегин" не был бы закончен, не было бы даже возможности издать полное собрание сочинений!

    Что успел написать Лермонтов за свою короткую жизнь, всем хорошо известно. Знакомясь с литературным наследием этого невысокого и щуплого офицера, который, смеясь, сам говорил о себе, что природа наделила его общей армейской внешностью, поражаешься: какая же сила духа и непостижимая мощь таланта были заключены в нем. И остается лишь горько сожалеть о том, что так и не удалось ему воплотить в жизнь задумки о написании трех романов из трех эпох жизни русского общества.

    Первый роман был приурочен ко времени Екатерины II, второй относился к эпохе Отечественной войны. Третий роман Лермонтов решил посвятить кавказской войне, описать усмирение горских народов, персидскую войну и завершить его описанием катастрофы в Тегеране, во время которой погиб Грибоедов.

    Но и то, что успел сделать Михаил Юрьевич Лермонтов за свою короткую жизнь, навсегда оставляет в душах его далеких потомков образ поэта гениального, бессмертного и навечно молодого.

    * * *    Дума

    Печально я гляжу на наше поколенье!

    Его грядущее - иль пусто, иль темно,

    Меж тем, под бременем познанья и сомненья,

    В бездействии состарится оно.

    Богаты мы, едва из колыбели,

    Ошибками отцов и поздним их умом,

    И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,

    Как пир на празднике чужом.

    К добру и злу постыдно равнодушны,

    В начале поприща мы вянем без борьбы;

    Перед опасностью позорно малодушны

    И перед властию - презренные рабы.

    Так тощий плод до времени созрелый,

    Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,

    Висит между цветов, пришлец осиротелый,

    И час их красоты - его паденья час!

    Мы иссушили ум наукою бесплодной,

    Тая завистливо от ближних и друзей

    Надежды лучшие и голос благородный

    Неверием осмеянных страстей.

    Едва касались мы до чаши наслажденья,

    Но юных сил мы тем не сберегли;

    Из каждой радости, бояся пресыщенья,

    Мы лучший сок навеки извлекли.

    Мечты поэзии, создания искусства

    Восторгом сладостным наш ум не шевелят;

    Мы жадно бережем в груди остатки чувства -

    Зарытый скупостью и бесполезный клад.

    И ненавидим мы, и любим мы случайно,

    Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,

    И царствует в душе какой-то холод тайный,

    Когда огонь кипит в крови.

    И предков скучны нам роскошные забавы,

    Их добросовестный, ребяческий разврат;

    И к гробу мы спешим без счастья и без славы,

    Глядя насмешливо назад.

    Толпой угрюмою и скоро позабытой

    Над миром мы пройдем без шума и следа,

    Не бросивши векам ни мысли плодовитой,

    Ни гением начатого труда.

    И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,

    Потомок оскорбит презрительным стихом,

    Насмешкой горькою обманутого сына

    Над промотавшимся отцом.

    Вячеслав ТИМИРБАЕВ.


Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/24748/


Распечатать: Поэт бессмертный и навечно молодой РаспечататьОставить комментарий: Поэт бессмертный и навечно молодой Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Поэт бессмертный и навечно молодой Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007