Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
26 сентября 2008 | ЭКОНОМИКА |
Реформаторы против реформНедавно министр экономического развития и торговли Акылбек Жапаров заявил: со II полугодия в республике наблюдается улучшение экономической ситуации. Эту новость можно было бы назвать радостной, однако... Перемена мест В ответ на это, народ, как водится, безмолвствует, чешет затылки и силится понять: неужели веерные отключения электричества способствуют экономическому росту? А между тем глава Минпромэнерго Сапарбек Балкибеков "обрадовал": "веер" решено удлинить до десяти часов. В свою очередь технический директор "Национальных электрических сетей" Мурат Калкабаев на пресс-конференции и вовсе назвал все энергосистемы, входящие в центральноазиатский пояс, дефицитными. Депутат Жогорку Кенеша от партии коммунистов Анаш Сейтказиев заявил, что нехватка электроэнергии в стране составляет 1 миллиард киловатт-часов. После всего этого слышать о каком-то экономическом росте по меньшей мере странно. Если следовать логике А. Жапарова, то получается, есть свет, нет его - экономика Кыргызстана все равно растет. Понятно, почему министр Жапаров делает хорошую мину при плохой игре. Никому не хочется быть "черным вестником", которому, как известно, за плохие новости рубят голову. К тому же признание, что наша экономика нисколько не растет, а даже наоборот, рискует оставить Кыргызстан без инвесторов. Хотя... Недавнее исследование Международного делового совета показало: в добыче полезных ископаемых объем инвестиций составляет около 25 % от прошлогоднего. Вдвое меньше объемы ожидаемых инвестиций в будущем году. Игра в классику Социологи признают: еще несколько лет назад оценка власти в Кыргызстане была во многом авансированной. То есть власть оценивали не по результатам, а по намерениям. Теперь народ желает оценивать деятельность власти по результату. Сейчас уже очевидно: власть не отвечает ожиданиям населения. О чем, кстати, постоянно напоминает и президент. Разумеется, ожидания народа от того, кто им управляет, всегда завышены, но вряд ли можно поспорить с тем, что качество нашей власти и в самом деле значительно ниже того уровня, который требуется в "эпоху перемен". Но в чем причина? Когда один министр говорит одно, а другой - совершенно противоположное, народ перестает что-либо понимать, и, на всякий случай, отвергает обоих. Хотя вроде бы оба говорят о том, что их деяния - в том числе веерные отключения - благо для страны и народа. А значит, главное здесь - умение внятно объяснить народу, для чего вообще все делается. И второе - подобрать честную, смелую и преданную делу команду, которая бы конкретными и полезными для общества реформами сумела вернуть власти порядком потрепанный авторитет. Иначе любая реформа будет играть против реформаторов, как сейчас... По мнению наблюдателей, всех, кто во власти сейчас находится, условно можно разделить на четыре составляющих. Первая часть "бегунов по ковровым дорожкам" - это пассивные люди. Они привыкли работать по стандарту или приказу свыше. Креативное мышление у них отсутствует. Вторая часть руководителей министерств и ведомств живут представлениями прошлого века, когда в силе была административно-командная система. Прошло 17 лет, но они так и не научились мыслить по-новому. Третья разновидность управленцев до сих пор думает, что мы строим капитализм с человеческим лицом, так как они воспитаны на идеалах фонда Сороса и прочих кредито- и грантодателей. Они думают, и уже, в принципе, согласны жить в мире, где вся власть будет принадлежать международным корпорациям. Поэтому они и стремятся просто найти себе "тепленькое" местечко в этом будущем мире. Они привыкли жить по принципу "каждый сам за себя". Четвертые из функционеров пришли не служить Родине, а лишь для того, чтобы сделать карьеру и обеспечить себе будущее. Стремление делать карьеру, в общем-то, нормальное явление. Но при этом нужны еще честь и совесть. Которой во власти явно достает не всем. Именно бессовестные карьеристы - наиболее слабое звено во власти, так как в любой момент перейдут на сторону любого из победителей, лишь бы только сохранить пост, который дает привилегии. И, к сожалению, среди молодежи таких не меньше, чем среди тех, кто начинал путь во властные структуры еще при СССР. О формах их работы - заседаниях, совещаниях, семинарах, форумах - разговор отдельный. Верна мысль, что умные люди толпой не ходят. Чтобы узнать чужое мнение или обсудить вопрос, есть мобильная связь и Интернет. А теперь вспомним партсобрания КПСС. Что они давали ее членам? Только то, что руководитель мог через манипуляции большинством навязать свою волю. По мнению социальных психологов, если посмотреть на любое заседание правительства с точки зрения того, ускоряется или тормозится мысль, то выясняется, что мысль при огромном скоплении народа в помещении все же тормозится. Терапия Вывод ясен: чтобы человеку с новыми идеями действовать во властных структурах, ему надо иметь две вещи: характер тяжелого танка и команду за своей спиной. А другим ему быть и нельзя, иначе просто сомнут соседи по властным кабинетам, которые уже имеют свои посты и им ничего нового не нужно. Именно все эти условия и приводят к тому, что многие умные люди просто не хотят идти во власть, ибо не верят, что они смогут что-то сделать в ней. Однако все это, полагают специалисты, вполне излечимо. Как бы ни ругали Ленина и Сталина, но именно они в свое время делали очень правильно, когда умели коротко и ясно своим партийцам объяснить, куда идет страна. Когда партия меняла курс, то сверху вниз рассылались циркуляры, которые объясняли, что и как мы будем строить. Это позволяло быстро корректировать поведение партии большевиков в масштабах всей страны. То есть власти надо научиться разговаривать с народом на понятном тому языке. И называть вещи своими именами. Вместо "оптимизация", например, говорить "сокращение". Почему любили Сталина? Не только потому, что боялись, но еще и потому, что он был понятен всем: от уборщицы в привокзальной забегаловке до маршала... Вообще когда речь заходит о роли власти в обществе, политологи любят противопоставления: либо власть-отец, либо власть-менеджер. Есть те, кто считает, что народ Кыргызстана ждет от власти исключительно "отцовской" заботы. А вместе с ней и строгого отцовского наказания. Но другая точка зрения гласит: уже к концу 90-х на первое место стал выходить образ власти-менеджера. Истина, как водится в подобных случаях, лежит посередине. Есть у нас в Кыргызстане весьма много людей, которым от власти ничего не надо, кроме добросовестно и вовремя поставленных услуг. И в то же время социология из года в год фиксирует: в Кыргызстане доверяют только президенту - все остальные политические институты здорово отстают. Улучшение качества власти в Кыргызстане зависит от того, как в нее отбираются новые люди. То есть от того, как работает то, что в политологии называется "социальным лифтом". К примеру, те же выборы в парламент страны по партийным спискам делаются для того, чтобы партии проводили кадровую селекцию, вели наверх способных людей из провинции. Однако на практике пока получается совсем иначе: вместо энергичного "социального лифта" власть сильно рискует оказаться в бюрократической "пробке". Между тем По данным последнего Индекса восприятия коррупции Transparency International, в мировом рейтинге коррупции Кыргызстан продолжает скатываться вниз, заняв 166-е место из 180-ти, и "догнав" Узбекистан и Туркменистан. Единственная постсоветская страна, которая поднялась на несколько ступенек, - Грузия. На пресс-конференции в Берлине глава TI Хугетт Лабель заявила: в беднейших странах мира коррупция вершит судьбы людей, порой решая вопрос жизни и смерти, когда речь идет о взятках, которые берут за доступ к питьевой воде или место в больнице. По ее словам, высокий уровень коррупции вкупе с нищетой населения многим бедным странам грозит гуманитарной катастрофой. Дмитрий ОРЛОВ. Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/24665/ |
Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
Оставить комментарий
MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна
Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007