Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
19 августа 2008 | КУЛЬТУРНЫЙ СЛОЙ |
Стрижами выстрижена высьПриглашаю всех, кто читает эти строки, для начала насладиться, попробовать на язык, вслушаться в музыку звуков вынесенного в заголовок "стрижами выстрижена высь", а вслед за этим увидеть поразительную глубину и чистоту образа, поэтичность зрительного ряда. Всего одна короткая строчка. Всего три слова. Но в этом-то и заключается таинство и волшебство природного дара, в этом-то и проявляется мастерство поэта, каким является мой добрый товарищ и коллега по газетному цеху "МСН" Александр Никитенко. Словами же, вынесенными в заголовок, открывается первый раздел его нового сборника стихотворений и палиндромонов "Дневная фактура". Из этого же ряда еще одна жемчужина аллитерации: Жжет морозец щеки, елки-палки. Дерева кругом, как терема. Зяблики зазябли в нашем парке, зазимилась белая зима. А в продолжение разговора о поэтической образности видения Александром окружающего мира приведу его четверостишие "Махаон": каких красот душа бы ни алкала ей не сыскать волшебней и свежей когда он распахнет свои лекала двойных лимонно-черных витражей Должен напомнить, что предпоследний сборник стихов "Десятая книга" объемом более 15 печатных листов Никитенко издал в феврале этого года. Казалось бы, много ли утекло воды с той поры, много ли пробежало-пронеслось дней. Но вот держу в руках новую, только что любовно изданную книжку объемом в 6,5 печатных листа, где почти все стихотворения помечены 2008 годом, а многие написаны в июле и даже в августе. Внутренняя суть, человеческая сущность Никитенко, может, наиболее верно выражены в его в какой-то мере программном стихотворении, написанном 27 июня: Видит мой Бог, что убог я без песен. Вдаль по дорогам спеша, я интересен не тем, что телесен, а тем, что из песен душа. Это она, заточенная в тело, с ним в ежедневной войне, неба хотела, взлетела и спела песню мою обо мне. Как человек, проработавший бок о бок с Александром приличное число лет, могу подтвердить справедливость его слов о себе: продолжает он держать блестящую форму "в спринте с кратким названьем жизнь", и до сих пор нет "ни слабинки в строке на старте, ни жиринки в моей душе". Хотя поэт сокрушается и сожалеет о безвозвратно потерянной на нелегких ухабах долгого жизненного пути былой ранимой и нежной душе своей, он не утратил свойственной ему лиричности, трепетного и доброго отношения к живой природе: словно рану в душе заштопал на исходе майской молвы мне шумящий зеленый тополь в серебристой изнанке листвы Или вот какое интересное наблюдение, достойное кисти живописца: Солнце плеснуло под ноги светом небесной красы. В травах вдоль сельской дороги россыпи красной росы. Думаю, не выдам никакого секрета и Александр на меня не обидится, если скажу, что этот год для него юбилейный. В апреле стукнуло 60. Конечно же, лучший подарок в юбилейный год он сделал себе сам, выпустив два очень добротных и интересных сборника стихов. Но завел я разговор о его годах по другой причине. Дай Бог многим юным мужам сохранить в душе нежность, благодарность и признательность своей спутнице жизни, как это удалось моему немолодому приятелю. В полях сгущался лучезарный вечер. Я шел, твоим присутствием храним. Казалось мне: я весь насквозь просвечен каким-то тихим светом неземным. Огонь небес еще был чист и ясен. И вся душа до дна была светла. Не потому, что вечер так прекрасен, а потому, что ты со мною шла. Сын своего времени, своей эпохи, Никитенко остро, до боли воспринимает и переживает ее беды и тревоги. Наиболее показательно в этой духовной исповеди стихотворение "Стансы-2008" о влачащих жалкое нищенское существование стариках. Заканчивается оно горьким, безысходным признанием: Не слагать бы эти стансы, петь бы гимны по стране. Да униженные старцы рвут на части сердце мне. Считаю важным особо сказать еще об одной грани творчества Александра. При всем его исповедальном лиризме и поэтическом восприятии мира, при всем неприятии и отторжении бездуховности, аморальности, жестокости современного бытия он остается мудрым философом, воспринимающим и оценивающим жизнь жестко, трезво и бескомпромиссно. Пример тому стихотворение "Повесть". Привожу его полностью, хотя и прекрасно сознаю, что это выходит за границы законов жанра. Просто оно так плотно сбито, настолько цельное, что нельзя вырвать из контекста ни одной строфы. Повесть Хоронили Асанхана Джумахматова - музыканта знаменитого в миру. Я бомжа приметил грязного, косматого, явно странного на траурном пиру. При любой другой внештатной ситуации не втереться б ему в цвет родной страны. Ну а тут все были в траурной прострации, понимали: перед смертью все равны. Управляла панихидой госкомиссия. А в глазах бомжа светилась мысли нить: вот закончится его земная миссия - не придет никто его похоронить. Молча, без столпотворения народного, без прощанья, без надгробного венка, кинут в яму и зароют как безродного. Будет некому оплакать мужика. Я читал страницу горькой этой повести: все мы будем там в свой срок, до одного. Это люди воздают почившим почести. А Создатель не возвысил никого. Убежден, многие приметили в тот день этого бедолагу, но только для Никитенко этот эпизод стал фактом поэтическо-философского осмысления, в результате которого родилось вот такое, обнаженное до нерва, стихотворение. Разумеется, нашлось в новом сборнике место и для "рачьих стихов", палиндромонов, сочинять которые Никитенко, без преувеличения, непревзойденный мастер. Но об этом столько говорилось прежде, что, боюсь, сказать что-либо новое мне тут вряд ли удастся. Закончить же беглый экскурс по книге "Дневная фактура" хочу вот каким признанием Александра: Я слишком вас люблю, чтобы слагать вам оду. Застоем всех болот разит от этих од. Но, видно, буду тем любезен я народу, что предпочел минор мажору дутых од. Фото Владимира ВОРОНИНА. Вячеслав ТИМИРБАЕВ. Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/24127/ |
Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
Оставить комментарий
MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна
Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007