Распечатать: В поисках консенсуса между бизнесом и фискалами РаспечататьОставить комментарий: В поисках консенсуса между бизнесом и фискалами Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: В поисках консенсуса между бизнесом и фискалами Посмотреть комментарии

1 июля 2008

ЭКОНОМИКА

В поисках консенсуса между бизнесом и фискалами

    Международный деловой совет (МДС) совместно с Союзом предпринимателей Кыргызстана (СПК) и проектом USAID по улучшению бизнес-среды провел круглый стол, посвященный обсуждению проекта Налогового кодекса, который уже получил одобрение в Жогорку Кенеше

    в первом чтении.

    Осенью Жогорку Кенеш намеревается принять проект кодекса, после чего сложнее будет вносить какие-либо существенные поправки и дополнения и документ обретет силу закона.

    Бурное обсуждение этого важнейшего документа не может не обнадеживать. Когда за стол переговоров сядут все заинтересованные лица, и в первую очередь представители бизнес-структур и гражданского общества, а не только сотрудники и специалисты налоговых служб, которые могут легко подогнать закон под себя, может появиться Налоговый кодекс, способствующий росту производства и предпринимательской активности в стране.

    С другой стороны, очевидно, что и предприниматели, если полностью доверить им написание кодекса, могут составить такой проект, который сделает немыслимым существование республиканского бюджета, его доходной части.

    Вопрос этот усложняется тем, что бизнес-среда республики крайне неоднородна, внутри нее сформировалась своеобразная бизнес-элита, в которую входят крупные горнодобывающие и производственные компании, кыргызско-зарубежные совместные предприятия, которые благодаря связям с высшими должностными лицами даже их непосредственному участию в управлении ими добились для себя больших налоговых послаблений и льгот, что также крайне негативно сказывается на экономике Кыргызстана и проведении эффективной бюджетной политики.

    Все самые важные документы оправдывают себя и начинают работать во благо страны только в том случае, когда составляются профессионалами.

    Перед Кыргызстаном стоит нелегкая задача - принять до октября такой Налоговый кодекс, который бы существенно упростил систему налогообложения, снизил некоторые налоги и в то же время повысил ответственность предпринимателей и дал в конечном итоге мощный толчок свободе предпринимательства, покончил с теневой экономикой и пополнил бюджет поступлениями из новых источников.

    Соавторы документа из лагеря госструктур и налоговых органов в лице заместителя председателя Госкомитета по налогам и сборам А. Касымалиева уверяют, что в новом проекте перечень налогов стал короче. Вместо 16 налогов предлагается платить всего 8. Уменьшилась и ставка НДС с 20 до 12 %. Вроде бы налицо серьезнейшие подвижки.

    Однако эксперт из МДС З. Абдрашитов представил на круглом столе свои выкладки, которые доказывают, что уменьшение количества налогов компенсировалось введением дополнительного налога с продаж 4 %. Более того, согласно новому кодексу и вопреки постановлению президента Кыргызстана об ограничении проверок субъектов предпринимательства и даже введения моратория на проверки налоговых служб до конца этого года авторы документа умудрились вписать в текст некоторые поистине драконовские меры в отношении предпринимателя. В частности, налоговые службы могут, согласно новому документу, взимать налоговую задолженность, не дожидаясь судебного решения, как это оговорено в действующем пока еще законе. Естественно, что в этом нововведении предприниматели увидели нарушение закона о частной собственности. Также налоговым органам предоставляется право вмешиваться в правоотношения хозяйствующих субъектов: они могут, к примеру, в любой момент зайти в то или иное МП и СП и потребовать прекращения денежных выплат и переводов в адрес этой компании. Можно только представить, к каким тяжким последствиям может привести один такой пунктик.

    Нелепым выглядит и порядок подачи жалоб и их рассмотрения. Налоговая служба, согласно обновленному кодексу, является единственным уполномоченным органом по рассмотрению жалоб налогоплательщиков. Получается, что налогоплательщик, недовольный действиями налоговых органов, может подавать жалобы только на рассмотрение этого органа. При этом налоговая служба оставляет за собой право отказать в рассмотрении жалобы или приостановить ее рассмотрение на неопределенный срок. Очевидно, что данное положение - вопиющее нарушение прав налогоплательщиков.

    В проект Налогового кодекса введены дополнительные виды контроля и проверок, чего не было в старом документе. Это введение хронометража, рейдового контроля, налогового поста, которые открывают простор для коррупции и беззаконий. Вместе с тем в предлагаемой редакции не содержится и намека на ответственность налоговой службы и ее работников в случае допущения ими каких-либо нарушений. Более того, Закон о введении в действие Налогового кодекса предусматривает изменения в Законе о проверках (этот закон вступил в силу с конца прошлого года, он предусматривал хоть какие-то наказания для нерадивых и зарвавшихся налоговиков в виде освобождения от занимаемой должности или даже запрета на работу в госорганах до трех лет), которые означают фактически отмену этого закона.

    Председатель Союза банков Кыргызстана А. Абдраев высказал недоумение в связи с тем, что "ни одно предложение банковского сектора, несмотря на то что мы не лоббировали свои интересы, а стремились привнести порядок, логику в кодекс, исходя из принципа, что законы должны писаться не только представителями госорганов, но и предпринимателями в особенности, когда речь идет об их взаимоотношениях, не было принято".

    Председатель Ассоциации нефтетрейдеров Кыргызстана Б. Мамбетов и депутат Н. Байло выступили с критикой снижения НДС с 20 до 12 %.

    По их мнению, это приведет лишь к дефициту бюджета, поскольку 40 % поступлений в госказну идет именно за счет НДС. "Мы не настолько развитая страна в отношении бизнеса и предпринимательства, чтобы такая мера способствовала активизации экономики и компенсации недособранных 2,5 млрд сомов новыми поступлениями".

    Мамбетов предложил отменить практику взимания НДС при осуществлении контрактов отечественных предприятий с зарубежными партнерами, поскольку это лазейка, "через которую крупные чиновники делают миллионные состояния путем махинаций с этими налогами", равно как и всякие льготы, которые существуют в Кыргызстане для самых крупных компаний и предприятий. "Из-за того, что только один Кумтор в течение 11 лет не платил НДС, республика потеряла 480 миллионов долларов США". Такая же ситуация сложилась и с другими крупными производителями и компаниями, выпускающими стекло, стройматериалы, цемент, хлопок, табак.

    Отмена всех этих льгот будет способствовать наведению порядка.

    В общем, проект Налогового кодекса нуждается в существенной редакции, и всем участникам этого процесса еще предстоит долгий путь через тернии, чтобы в итоге родился эффективный и работающий закон.

    Замир ОСОРОВ.


Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/23589/


Распечатать: В поисках консенсуса между бизнесом и фискалами РаспечататьОставить комментарий: В поисках консенсуса между бизнесом и фискалами Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: В поисках консенсуса между бизнесом и фискалами Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007