Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
24 июня 2008 | ЭКОНОМИКА |
Уходя, гасите светЧтобы жить в благополучии и в достатке, в резерве у человеческого сообщества лишь два способа - больше производить и меньше расходовать. Иного, что называется, не дано. Здесь должен пояснить, что имею в виду все сообщество в целом, а не отдельные его группы, классы, кланы или индивидуумов, которые могут жить безбедно за счет войн и пиратских набегов, эксплуатации слабых, за счет грабежей, воровства, коррупции, финансовых афер, махинаций и т. д. Это в теории. Перейдем к близкой и понятной нам практике. До ввода в строй Камбаратинской ГЭС-2 и пуска всех ее агрегатов очевидных источников увеличения производства электроэнергии в Кыргызстане в ближайшей перспективе не просматривается. Вот и президент страны Курманбек Бакиев, выступая на XII Международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге, вновь с обостренной тревогой говорил об этой напасти. - Глобальной, - отмечал он, - становится проблема энергетического голода. Мы видим резкое осложнение ситуации в обеспечении населения доступными энергоресурсами, особенно в густонаселенных и быстрорастущих регионах. Рост цен на энергоносители в развивающихся странах несравним с ростом их доходов. Вывод из всего этого напрашивается единственный. Чтобы кыргызстанцам не испытывать дискомфорта в грядущий осенне-зимний период, остается одно - жесткая экономия, рациональное и эффективное использование вырабатываемой в стране электрической и тепловой энергии. Кстати, высокие цены на нефть вынуждают даже сверхбогатую Америку всерьез задумываться о разработке и внедрении национальных программ по энергосбережению. Вот только подход к этой проблеме у них разительно отличается от нашего. Там пытаются решать эту задачу технологическими мерами, путем внедрения прогрессивных технологий, у нас - административными, за счет так называемых веерных отключений потребителей от энергетических источников. Следует заметить, что веерные отключения - изобретение не сегодняшнего дня. Применялись они и в осенне-зимний сезон 1997-1998 гг. прошлого века и в 2002-2003 гг. И тогда СМИ дружно отмечали, что длительные и частые перебои в подаче электроэнергии приводят к срывам и нарушениям производственных процессов на предприятиях, выводу из строя силового и коммуникационного оборудования, а также электробытовых приборов у населения, порче пищевых продуктов в холодильниках перерабатывающих предприятий, точек общественного питания и рядовых граждан. Необходимо прибавить сюда погружение в ночное время во тьму городов и весей республики, что серьезно усугубляет и без того не простую криминогенную ситуацию, и участившиеся случаи хищения силового кабеля. Объяснение причин подобных отключений, как правило, новизной не блещет - маловодье, сработка водных запасов из Токтогульского водохранилища, необходимость экономии газа, угля, мазута на ТЭЦ. К сожалению, никто при этом не подсчитывал и не сравнивал реальную экономическую выгоду и материальные потери от подобного энергосбережения. Но вот данные Нацстаткомитета свидетельствуют, что в январе - мае этого года рост промышленного производства и объема услуг без предприятий Кумтора составил всего 2,8 %, тогда как за первые пять месяцев прошлого года он был равен 14,9 %. Причем статистики не скрывают, что одной из основных причин спада производства стали веерные отключения энергии. По затратному принципу С одной стороны для уменьшения расхода электроэнергии в стране были применены драконовские веерные отключения, а с другой - мы наблюдаем вопиющую бесхозяйственность и колоссальные потери. На одном из правительственных совещаний весной нынешнего года министр промышленности, энергетики и топливных ресурсов Сапарбек Балкибеков говорил, что потери в энергетическом секторе составляют порядка 5 млрд кВт.ч в год. Впрочем, ничего нового он не сообщил. То, что в стране из года в год теряется более трети всей вырабатываемой электроэнергии, известно давно и всем. Теряется из-за непомерных хищений, по техническим и технологическим причинам. Более того, на самом высоком уровне неоднократно признавалось, что масштаб потерь сопоставим с годовой выработкой Токтогульской ГЭС, самой мощной электростанции Кыргызстана. К сожалению, как это у нас водится, дальше констатации этого прискорбного и позорного факта дело не идет. Хотя вывод напрашивается сам собой: быть может, прежде чем строить новую ГЭС, полезнее научиться рационально использовать то, что имеем, а заодно обрести привычку и правило регулярно и добросовестно платить за потребляемое электричество, не пытаясь жульничать и экономить на этом жалкие десятки и сотни сомов. Ведь воровством электроэнергии занимаются преимущественно люди отнюдь не бедные - владельцы саун, мини-пекарен и разного рода мастерских, обитатели хижин "царского села". Кстати, чтобы повернуть сознание общества в нужном направлении, необходимо для начала изменить в этом деле политику государства. Вынужден говорить об этом, поскольку политика эта нацелена преимущественно на использование затратного механизма, на увеличение производства и почти не затрагивает вопросы рационального электропотребления, экономии и энергосбережения. К примеру, в Базовой концепции промышленной политики в рамках программы КОР, рассчитанной до 2010 года, говорится: "Государство должно стратегически сконцентрироваться на развитии гидроэнергетики, угольной добыче и на использовании возобновляемых нетрадиционных источниках энергии (энергия солнца, ветра, геотермальных вод, малых водотоков)". И далее. Министерство внешней торговли и промышленности и Госагентство по энергетике должны проводить анализ экономической целесообразности развития гидроэнергетики, добычи угля и нетрадиционной энергетики. И ни слова об энергосберегающих технологиях. Отвлечемся от почившей в бозе КОР. На смену ей пришла Стратегия развития страны 2007 - 2010 гг.) Интересно, кто-нибудь в правительстве отслеживает, как воплощается СРС в жизнь? И вообще заглядывают ли в соответствующих министерствах и ведомствах в эту своего рода экономическую, социальную, промышленную, финансовую библию, определяющую развитие Кыргызстана до 2010 года? И если да, то какие следуют выводы, вносятся ли соответствующие коррективы в действия? Или по давно заведенному у нас обычаю приняли документ, пошумели и забыли. Интересуюсь не из праздного любопытства. К примеру, один из пунктов СРС гласит: "Программа энергосбережения и эффективного использования энергии будет разработана до конца 2007 года, и она должна стать составным элементом региональных и муниципальных программ социально-экономического развития в целях экономного использования бюджетными организациями ассигнований, выделенных на коммунальные услуги". Не спрашиваю, была ли разработана и принята эта программа, и если принята, то какова ее эффективность. Однако замечу, что изначально сфера влияния этой программы была искусственно сильно заужена, тогда как политика энергосбережения и эффективного использования энергии должна быть общенациональной, иметь государственное, а не отраслевое или ведомственное значение. Не секрет, что затраты энергии на 1000 долларов ВВП у нас в 3-4 раза выше, чем в развитых странах. И это при том, что ее душевое потребление у нас в те же самые 3-4 раза ниже, чем "у них". Главный недостаток энергосберегающих технологий - их относительно высокая стоимость. Прежде чем начнешь получать экономию, надо вначале вложить весьма немалые деньги. Перефразируя известного литературного героя, утром - деньги, вечером - экономия. Но игра стоит свеч. Очень быстро окупив затраты, эти технологии затем приносят чистую прибыль. В ряде стран Европы приходилось наблюдать, как в ночное время свет в подъезде жилого дома автоматически включался при входе человека и так же автоматически выключался через определенное время, вполне достаточное, чтобы вошедший попал в собственную квартиру. У нас подъезды освещены всю ночь. Мы едва ли не с изобретения электричества пользуемся в быту лампами накаливания мощностью 75-100-150 ватт, тогда как цивилизованный мир давно перешел на лампочки во много крат экономичнее обычных. У нас твердые и незыблемые тарифы на электроэнергию независимо, пользуемся мы ею в час пик или в "провальные" периоды. "У них" в ходу гибкие тарифы. Если, скажем, хлебопек или пивовар переносит производственный процесс на ночное время, когда потребление электроэнергии резко снижается, он пользуется льготными тарифами. В Бишкеке практически из года в год наблюдается одна и та же ситуация. Едва начинается отопительный сезон и ТЭЦ начинает работать в полную силу, на дворе устанавливается не по-осеннему теплая погода. Но батареи в домах продолжают греть с полной нагрузкой. Просьбы к ТЭЦ уменьшить подачу тепла парируются дежурным объяснением: котлы введены в режим действия и отключению не подлежат. Не специалист. Судить не берусь. Но, быть может, в силу своей некомпетентности и наивности думаю: положим, выключить совсем котлы нельзя, но, наверное, можно поддерживать в них температуру воды, скажем, не 60, а 35-40 градусов, экономя таким образом газ или органическое топливо. Неужели на ТЭЦ так сложно отрегулировать температурные параметры подаваемой горячей воды в зависимости от температуры наружного воздуха? Бремя неудержимых тарифов Подозреваю, то, о чем пойдет речь, вероятно, вызовет недовольство читателей. В подобных случаях призываю на помощь Джека Лондона. Точнее, его наблюдение: "Я не знаю, почему хвост у коровы растет сверху вниз. Я просто констатирую факт". Вот и я просто констатирую факт. А он таков. Во всем цивилизованном мире тарифы на электроэнергию устанавливаются таким образом, что основная нагрузка ложится не на промышленность или транспорт, не на сельское хозяйство или сферу коммунально-бытового обслуживания, а на население. В странах же СНГ, за исключением Казахстана, по традиции, сохранившейся со времен СССР, самые низкие тарифы на электроэнергию установлены для населения. Подобная социальная защита государством рядовых граждан вполне объяснима и закономерна. При том уровне должностных окладов и зарплат, который был установлен в Советском Союзе и который сохраняется практически на всем пространстве Содружества, просто нелогично и бесчеловечно возлагать непосильный груз тарифов на частных потребителей. К сожалению, в мире рыночной экономики чудес не бывает. Да, прямой нагрузки население республики в данном случае, быть может, не несет. Но освобождая своих подданных от прямого финансового бремени, государство возлагает на них не столь заметный, но не менее тяжкий груз косвенных затрат. Более высокая планка энерготарифов для отраслей экономики сдерживает темпы их развития, ведет к росту себестоимости продукции, к спаду производства, к снижению конкурентоспособности промышленных и потребительских товаров с маркой "Сделано в Кыргызстане". Стоит ли удивляться, что даже на внутреннем рынке мы отдаем предпочтение более дешевым и зачастую более качественным товарам из Китая, Турции, Ирана, Индии, Пакистана. И тут мы вновь неизбежно возвращаемся к разговору о необходимости повышать экономическую эффективность электроэнергетики. Наиболее простые и доступные пути к этому - это, с одной стороны, снижение технических и коммерческих потерь, а с другой - сокращение большого удельного расхода топлива и эксплуатационных затрат, которые у нас непомерно высоки. Реалии таковы, что сегодня Кыргызстан, обладая колоссальным энергетическим потенциалом, использует его крайне неэффективно и нерасчетливо. Как долго это будет продолжаться? Пока ответа нет. Вячеслав ТИМИРБАЕВ. Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/23482/ |
Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
Оставить комментарий
MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна
Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007