Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
20 июня 2008 | КУЛЬТУРНЫЙ СЛОЙ |
Стихи не пишутся — случаютсяВ середине мая общественность России (только ли России?) отметила 75-летие патриарха русского поэтического авангарда, "поэтарха" Андрея Андреевича Вознесенского. Мы, люди на 10-15-20 лет младше поэтов этого удивительного поколения, в полной мере испытали на себе и вынесли в будущую жизнь мощное очистительное и воспитательное влияние их творчества. Когда я говорю "их", то имею в виду в первую очередь совершенно неразрывный квартет ярчайших звезд на небосклоне русской поэзии 50-х годов XX века - Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко, Булат Окуджава, Роберт Рождественский. В одном из интервью более чем 20-летней давности Рождественский так вспоминал об отношениях с друзьями в те годы: "Часто встречались, вместе выступали на поэтических вечерах, бывали друг у друга дома, разговаривали, спорили, читали стихи. Долгое время нас упоминали вместе, ругали вместе и хвалили вместе. Впрочем, если вспомнить шестьдесят третий год, то, пожалуй, больше ругали, чем хвалили". Вне всякого сомнения, им, как и многим другим поэтам и прозаикам, помогло время. Они были востребованы эпохой. Но нельзя отрицать того, что и они в определенной степени помогли своему времени, они послужили своеобразным бродильным началом, подняли интерес читателей к поэзии. О том времени очень точно сказал их старший собрат по поэтическому цеху Леонид Мартынов: "Удивительно мощное эхо! Очевидно, такая эпоха". Действительно, это была эпоха, когда общество, и особенно молодое поколение, остро волновали по-новому зазвучавшие понятия: "свобода", "правда", "совесть", "гражданственность". Сам Андрей Вознесенский об этом времени говорил так: "Мы были тощие. И уже тогда ничего не боялись. Все мы тогда распевали Окуджаву. Он не написал еще песенку про дураков, но они считали его песни опасными". В те годы Вознесенский написал о поколениях - "горизонтальном" (по возрасту) и "вертикальном" (по совести и таланту). На известной встрече лидеров партии и правительства с интеллигенцией в Кремле Н. С. Хрущеву процитировали слова о "вертикальном" поколении. Глава страны потребовал автора на трибуну. Гневно прервав выступление 30-летнего, по-юношески тщедушного поэта, подняв в возмущенном неистовстве кулаки, Хрущев обрушился на него с истеричной бранью и угрозами высылки из страны. Позже, уже будучи на пенсии, Хрущев передал Вознесенскому, что сожалеет об этом эпизоде и о травле, последовавшей за этим. Поэт ответил, что не держит на него зла. Куда важнее, что после 1956 года, с приходом Хрущева к власти, были освобождены из мест заключения и реабилитированы тысячи невинно репрессированных и осужденных людей. Хотя Вознесенский и написал, что "стихи не пишутся - случаются, как чувства или же закат", в поэзию он пришел с верой в волшебство и силу слова: Слова, как кварц, лучатся, Они разят и лечат, Чтоб людям улучшаться... Чтоб людям было легче... Емкую и точную оценку вклада Вознесенского в поэзию дал Евг. Евтушенко: "...Его творчество стало в русской поэзии тем словом, которое из песни не выкинешь. По-своему воспринимавший опыт русской поэзии, он сам стал частью ее опыта". Сам же Вознесенский четко определил: для меня поэзия не хобби, не профессия, а судьба. Заметим, судьба очень непростая, нелегкая, но счастливая. Он не был обойден вниманием ни читателей, ни критиков, ни литературоведов. А начинался поэт Андрей Вознесенский так. Шестиклассником он послал свои стихи, подкрепленные письмом, широко известному тогда и именитому Борису Пастернаку. Позже Андрей Андреевич скажет: "Это был первый решительный поступок, определивший мою жизнь". На удивление, Борис Леонидович отозвался на этот поступок незнакомого ему мальчика и пригласил его к себе на квартиру. Так завязалась эта "почти дружба" подростка и маститого поэта. В доме Пастернака юный Андрей имел удовольствие лицезреть и слушать пианистов Генриха Нейгауза и Святослава Рихтера, поэтов Анну Ахматову и Назыма Хикмета, народных артистов Бориса Ливанова и Рубена Симонова, литераторов Всеволода Иванова и Ираклия Андроникова. "Какое пиршество взору, какое пиршество духа!" - скажет позже Вознесенский. Но главное - это все же уроки и поддержка Мастера, общение с живым классиком в течение 14 лет, до ухода Пастернака из жизни. Уже будучи много издаваемым и всемирно известным, Вознесенский прозорливо заметил, что поэзию нельзя организовать, она рождается непредсказуемо. В XX веке гребни творческих духовных взлетов приходятся на каждые 20 лет: двадцатые годы, сороковые - роковые, шестидесятые, восьмидесятые. Поэзия занимается общечеловеческими ценностями. Поэзия - это прежде всего внутренний мир человека. В ней главное - человечность. Порнография духа Отплясывает при народе с поклонником голым подруга. Ликуй, порнография плоти! Но есть порнография духа. Докладчик порой на лектории в искусстве силен, как стряпуха, раскроет на аудитории свою порнографию духа. В Пикассо ему все не ясно, Стравинский - безнравственность слуха. Такого бы постеснялась любая парижская шлюха. Когда танцовщицу раздели, стыжусь за пославших ее. Когда мой собрат на панели, стыжусь за него самого. Подпольные миллионеры, когда твоей родине худо, являют в брильянтах и нерпах свою порнографию духа. Напишут чужою рукою статейку за милого друга, но подпись его под статьею висит порнографией духа. Когда на собрании в зале неверного судят супруга, желая интимных деталей, ревет порнография духа. Как вы вообще это смеете! Как часто мы с вами пытаемся взглянуть при общественном свете, когда и двоим - это таинство... Конечно, спать вместе не стоило б... Но в скважине голый глаз значительно непристойнее того, что он видит у вас... Клеймите стриптизы экранные, венерам закутайте брюхо. Но все-таки дух - это главное. Долой порнографию духа! Вячеслав ТИМИРБАЕВ. Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/23421/ |
Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
Оставить комментарий
MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна
Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007