Распечатать: 2. Реформа управления и эффективность власти РаспечататьОставить комментарий: 2. Реформа управления и эффективность власти Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: 2. Реформа управления и эффективность власти Посмотреть комментарии

8 апреля 2008

ОБЩЕСТВО

2. Реформа управления и эффективность власти

    Говоря в первой статье о поспешности в разделении полномочий между органами государственной власти и местного самоуправления, хочу заметить, что вижу главную цель административной реформы не в том, чтобы была построена субординированная вертикаль власти, а в том, чтобы были созданы условия для упрочения государства, его единства и целостности и в то же время были созданы рычаги для эффективного управления государством и всеми его структурами.

    Сошлюсь на вывод одного из крупнейших российских юристов-государственников XIX века, профессора МГУ Бориса Николаевича Чичерина, дяди первого наркома иностранных дел СССР: "...Само-

    управление и выборное начало хороши на своем месте, так же как централизация и правительственное начало на своем. В администрации, как и в целом обществе, существует не один элемент, а разные, весь вопрос заключается здесь в мере, в сочетании, в том, чтобы каждому началу дать надлежащее место и значение сообразно с существующими условиями и обстоятельствами".

    Хотя постулат этот был обнародован более 130 лет назад, думаю, не утратил он своей актуальности и сегодня.

    Человеческий капитал

    Размышляя о ходе реформ в сфере госуправления, просто невозможно не затронуть тему человеческого фактора.

    Общеизвестный факт: после бегства из страны первого президента в его служебном кабинете обнаружили массивные альбомы с десятками тысяч подписей в поддержку продления президентских полномочий Акаева на четвертый срок.

    Факт весьма примечательный, характеризующий психологию человека, оказавшегося на вершине властной пирамиды. Думаю, психология эта свойственна большинству чиновников на всех уровнях власти. Они довольно странно и своеобразно понимают и воспринимают свое пребывание во власти. Они не умеют, да и не проявляют ни малейшего желания строить работу так, чтобы через 5-10 лет покинуть свой пост, оставив после себя не хаос и разруху, не огромные долги, не разворованную казну, а продвигающиеся по выбранной колее реформы и добрую память в сознании людей. Потому так употребимо в народе давнее наблюдение: рыба гниет с головы.

    По инерции, сохраняющейся еще с советских времен, мы продолжаем гордиться высоким уровнем образования населения республики. Однако огромные масштабы миграции граждан за пределы страны, отток качественной рабочей силы в страны с более высоким уровнем оплаты труда, к сожалению продолжающийся до сих пор, привели к тому, что Кыргызстан испытывает небывалый кадровый кризис.

    Вопрос, где брать компетентных управленцев, классных менеджеров, квалифицированных рабочих, актуален как никогда. Вот и на рабочей встрече с главами областных, районных госадминистраций и мэрами городов 27 февраля этого года президент Курманбек Бакиев отмечал, что серьезным тормозом развития регионов становится нехватка квалифицированных кадров. Крупные проекты, такие как Камбаратинская ГЭС-2, Кызыл-Кийский цементный завод, потребуют большое число квалифицированных рабочих и специалистов разных профессий. Однако на рынке труда наблюдается существенный дисбаланс.

    На всех уровнях немало говорится о необходимости широкого привлечения зарубежных инвестиций. Но при этом не поясняется, кто же их будет осваивать.

    Серьезную тревогу вызывает то, что страна переживает не просто дефицит квалифицированных трудовых ресурсов, но и кризис качества элиты и, что намного серьезнее и опаснее, глубинный моральный кризис общества в целом.

    Тотальная коррупция, правовой нигилизм на всех этажах власти, неуважение к законам государства и нормам общежития - убедительное отражение морального разложения отечественной элиты, которая в массе своей мало того что коррумпирована, она еще и малообразованна.

    На этом фоне не может не тревожить заметное ухудшение характеристик высшего и среднего образования, о чем свидетельствуют результаты независимых исследований. Объективность, к несчастью, такова, что в массе своей учителя, врачи, юристы, выпускаемые сегодня многими отечественными вузами, это своего рода мины замедленного действия под фундамент будущего общества.

    Общественность республики не может и не должна бесстрастно взирать на то, что неуважение к закону первыми демонстрируют работники судебных органов. Известно немало случаев, когда адвокаты с кодексами в руках доказывали, что судебные решения по делам их подзащитных противоречат национальному законодательству, но натыкались на глухую стену равнодушия, непонимания, а то и откровенного игнорирования законов.

    Вряд ли нужно кого-то убеждать в том, что сегодня судебная власть в республике не находится на уровне тех задач, которые она призвана решать. Нужна системная работа для оздоровления судебной системы в целом. Разумеется, в короткие сроки этого не сделать. Но делать это нужно в обязательном порядке. Без этого о построении правового цивилизованного общества нечего даже и мечтать.

    Нужен экономический рывок

    Объективность такова, что в действующей в стране системе управления существуют, к сожалению, серьезные административные издержки. Центр, регионы, муниципалитеты не увязаны в единый механизм, не работают на общий результат.

    Вот и президент Курманбек Бакиев на февральской рабочей встрече с главами областей, районов, городов говорил, что нужны проекты, реализация которых позитивно повлияет на развитие экономики регионов. Губернаторы, акимы и мэры должны решать проблемы регионов сообща с центральными государственными органами, уходить от практики, когда министерства сами по себе, а местные органы власти сами по себе. Крайне важно также иметь на местах четкие программы действий, которые бы обеспечили резкий экономический рывок.

    Прорыв в экономике важен не сам по себе. Обеспечение высоких темпов роста экономики, особенно в регионах, отдаленных от центра, создание достойно оплачиваемых рабочих мест - это лучший способ сокращения бедности.

    Годы независимости и рыночных реформ привели к небывалому в стране углублению социальной поляризации общества. Особенно обострилась региональная поляризация. Произошел колоссальный разрыв в уровне жизни между столицей и малыми городами, между городом и селом и даже между селами в зависимости от их территориальной принадлежности. Сравним. В прошлом году объем розничного товарооборота с учетом предприятий общественного питания на душу населения составил в столице 43942 сома, в Оше - 31270, в Чуйской области - 19567, а вот в Ошской - 6110, в Нарынской - 6486, в Баткенской - 6624 сома.

    Многократный разрыв в уровне доходов и трат в центре и глубинке подстегивает стихийную миграцию, обостряя социально-бытовые проблемы в городах, ухудшая криминогенную ситуацию.

    Все это требует создания такой структуры власти, которая была бы восприимчива к региональным проблемам и круто замешана на общенациональных интересах.

    Важно отметить, что необходимы обоюдные, центра и регионов, шаги навстречу друг другу. Не секрет, что органы государственной власти берут определенные обязательства перед отраслями и регионами, в том числе и финансовые. Но на местах нет уверенности в том, что эти обязательства будут непременно выполнены. Наглядный тому пример - ситуация с выплатой обещанных государством надбавок работникам образования за педагогический стаж.

    Нельзя признать нормальным состояние дел с кредитованием сельского хозяйства. Вспомним, как много говорилось о необходимости создания сельскохозяйственного банка. После долгих проволочек сельская финансовая корпорация была преобразована в "Айылбанк". И что же в итоге? Тут же вокруг него развернулись игры весьма сомнительного свойства.

    Спрашивается, ради чего неплохо зарекомендовавшую себя финансовую корпорацию вначале обезглавили, сместив компетентного, с хорошей репутацией руководителя, а затем преобразовали в "Айылбанк", создав дополнительные проблемы и лишив сельских товаропроизводителей доступных кредитов? Ведь крестьянам нужны не просто кредиты, а льготные и желательно на более длительный срок, под разумные и щадящие проценты. А с учетом того, что на селе проживает 65% населения республики, задачей развития агропромышленного комплекса является не только подъем производства, но и позитивные изменения качества жизни сельчан. Для этого не в последнюю очередь необходимо добиваться, чтобы львиная доля производимой ими добавленной стоимости оставалась у первичного товаропроизводителя. Именно здесь должны в максимальной степени проявиться роль и влияние органов МСУ и более высоких уровней регионального управления. Именно на этом направлении возможен существенный экономический рывок.

    Вячеслав ТИМИРБАЕВ.


Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/22455/


Распечатать: 2. Реформа управления и эффективность власти РаспечататьОставить комментарий: 2. Реформа управления и эффективность власти Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: 2. Реформа управления и эффективность власти Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007