Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
8 апреля 2008 | ОБЩЕСТВО |
Книга о революции и революционерахЗадумка известного журналиста Омурзака Толобекова издать ряд книг о жизни и деятельности выдающихся людей Кыргызстана, тем самым как бы продолжить традицию серии "ЖЗЛ" достойна всяческих похвал. Судя по тому, что на полках книжных магазинов появилась книга "Жизнь, посвященная революции, или Братья Бакиевы" (Бишкек, 2007, 176 с.), проект Толобекова начал осуществляться. Это не простая книга, хотя временная дистанция, отделяющая нас от тех судьбоносных мартовских дней, и ставит ее в ряд исторических. Эта книга - память о светлом человеке, государственном деятеле, одном из лидеров кыргызской народной революции 2005 г. Джусупбеке Бакиеве, суть жизни которого состояла из политической жизнедеятельности страны. Участники мартовских событий как в частных беседах, так и публично нередко выражали желание написать историческую хронику революционного движения в республике, но, очевидно, у всех нас много работы, а годы проходят, и память о тех днях растворяется в прошлом. Разумеется, история сама вынесет свой приговор, но в книге Толобекова история не та, что берет результат поступков и разъясняет их с позиции более позднего времени, но та, что рассматривает сделанное братьями Бакиевыми, не имевшими хрустального шара, с помощью которого можно было бы узнать о том, какую роль сыграют их действия. Эта книга насыщена документально подтвержденной информацией, где автор не допускает искажений в стремлении подкрепить или приукрасить те или иные личностные позиции. Он воссоздает историческую картину причинности зарождения в кыргызском народе, отчаявшемся ждать от акаевского режима благоприятных объективных экономических и политических сдвигов, необходимости радикальных действий. Автор представляет ретроспективу революционных событий, отдавая должное героям аксыйской трагедии, защитникам Джалал-Абада, Оша, участникам митингов в Кочкорке, Таласе, членам оппозиционного движения Кыргызстана - всем, кто подвергал свою жизнь опасности. Именно в те революционные дни тот, кто связал судьбу народа со своей собственной судьбой, тот шел навстречу этим опасностям, прямо смотря им в лицо. А для того чтобы видеть, нужно иметь большое мужество. И его Джусупбек Бакиев продемонстрировал в полной мере, используя свой потенциал лидера на все сто процентов в Джалал-Абаде, который автор назвал "колыбелью революции". Вокруг него объединились люди, веря в его силу воли, потому как человеческая воля есть точка опоры для осуществления самых грандиозных проектов, в том числе революционных: "Впервые в истории Кыргызстана была установлена народная власть, провозглашенная 16 марта в Джалал-Абаде после Курултая". Люди, которые шли за ним, видели, как ему удавалось отражать политический натиск, преодолевать обрушившийся на его семью шквал негативной информации, угрозу физической расправы, сохраняя при этом абсолютную внутреннюю честность и столь же абсолютное отсутствие выспренности, где не было места трескучим фразам. Безусловно, проблема личностного поведения не только в той экстремальной ситуации, но особенно в повседневной жизни сохраняет свою злободневность, в том числе на уровне простейших человеческих реакций и отношений. Джусупбек и позже был способен отстраниться от близкого и личного, потому как умел видеть дальше и глубже. В этой связи вспоминаются слова Ницше: "Пустыня растет. Горе тому, кто скрывает в себе пустыню". Потому-то в книге совершенно уместны ремарки в виде биографий членов семьи Бакиевых. Ведь социальные корни становления семи братьев как личностей идут из семьи, где отец Саалы и мать Тутукан прививали им естественную систему нравственных ценностей ("Живите честно и своим трудом"), предоставляя сыновьям право учиться на самостоятельных поступках, стимулируя стремление реализовать свои потенциальные возможности и почувствовать плечо друг друга. Ведь если узы братства не крепки или если они и вовсе отсутствуют, то фасад начинает шататься, строительные леса разваливаются. Именно благодаря семье появляются сильные, отмеченные судьбой люди - достойные лидеры, ответственные политики и государственные деятели, люди недюжинные - победители, а не побежденные, созидатели, а не разрушители, "отцы", а не "дети". Поэтому и сумели братья Бакиевы, каждый из которых самодостаточная личность, возглавить силы, готовые вырваться на свободу, где любая попытка загнать эти силы в рамки структуры акаевского режима была обречена на провал. И перед мощью народного восстания мгновенно исчезло все, что еще вчера было властью. Политическое лидерство во все времена требует мужества, веры и выбора между добром и злом: прежний лидер определился - цезаризм появляется и процветает при деградации политической жизни. С экономическим кризисом дружно взаимодействовал усиленный им и усиливший его процесс социально-политического кризиса. В этой ситуации власть балансировала в поисках равновесия между непосредственными интересами правящих групп и национальными интересами, и все мы были свидетелями, каков был расклад, что и привело к нарушению стабильности, резкому обострению социальной и политической борьбы и, как следствие, революции. Без знания всех перипетий борьбы вряд ли возможно развитие подлинного демократического общества. "Лидер страны, как на ладони, должен видеть и знать подлинное положение дел в стране... Я помогу старшему брату" - эти слова Джусупбека были руководством к действенной помощи и правильным советам. Будь то, когда Курманбек Бакиев стал руководителем республиканского оппозиционного движения, либо когда тандемом К. Бакиев и Ф. Кулов, олицетворяющие юг и север страны, шли на выборы, дабы не допустить раскола народа из-за воображаемой органической и наследственной неприязни. А жизнь тем временем выдвигала все новые проблемы и ставила по-новому старые, и было ясно, что только стабильность поможет избежать излишеств, эксцессов и предостеречь новых руководителей от печального повторения ошибок сбежавшей власти. Революционное движение придало динамизм общественному развитию в республике - открылся мощный, объемный, многомерный, полнокровный пласт социальной реальности, требующий прочного фундамента, на который смогут опереться грядущие поколения. Лишь то, что мы имеем в крови от наших отцов - идеи без слов, - есть прочный фундамент будущего. Этого можно достичь только живым примером и нравственной самодисциплиной руководящего слоя. Чтобы служить идее, нужно управлять самим собой, нужно быть готовым к внутренним жертвам по убеждению. Кто путает это с духовным давлением какой-нибудь программы, тот не понимает, о чем здесь идет речь. Джусупбек Бакиев был из когорты именно таких людей, убежденных в необходимости бороться за правое дело, ради которого можно пожертвовать самым дорогим. И он положил свою жизнь на алтарь Отечества. К сожалению, "...революция не обходится без жертв. Народное восстание созревало в течение последних нескольких лет... Во время политической голодовки не выдержало сердце Шералы Назаркулова. В день Аксыйской трагедии, когда власть применила оружие против мирных пикетчиков, погибли шестеро молодых наших соотечественников". От пуль негодяев погиб замечательный человек Усен Кудайбергенов. Светлая им память. Будем надеяться, что книги о них, героях народной революции, еще впереди, в продолжение серии о замечательных людях Кыргызстана. Прошло три года со дня свершения поистине народной революции в Кыргызстане, революции радикальной, бескомпромиссной, ради справедливости и удовлетворения основополагающих человеческих потребностей, а не ради переворота, чтобы вручить власть какой-то группке людей просто потому, что она этого желает. А ведь именно так примитивно представляли эти события всем известные проплаченные, политически ангажированные авторы, "кусающие" революцию, как в жаркий день слепни ретивого коня. Но, как писал Лео Штраус, "историю побежденных пишут победители". Именно сейчас, когда на фактическом и концепционном уровнях накоплен немалый материал, требующий творческого учета и использования, представляется совершенно очевидной необходимость проведения международной практической конференции, дабы с научной точки зрения дать оценку народной революции 2005 г., определившей судьбу кыргызского народа в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Нельзя вернуть ничего из того, что уже стало фактом. Сейчас мы все должны идти в выбранном 24 марта 2005 г. направлении, нравится оно нам или нет. Было бы близоруко и трусливо сказать "нет". То, чего не захочет сделать отдельный человек, с ним сделает история. Но "да" предполагает понимание. Этому должна послужить данная книга, которую читатель сам в состоянии по достоинству оценить. И мне вовсе не хотелось бы ему навязывать свое мнение. Каждый имеет право на собственное прочтение, понимание и толкование попавших в его поле зрения текстов. Важно только, чтобы за индивидуально-личностным отношением к прочитанному не искажалась, переоценивалась или, напротив, недооценивалась подлинная значимость важных пластов в мышлении и действиях людей, облеченных властью. Рустан РАХМАНАЛИЕВ. Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/22454/ |
Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
Оставить комментарий
MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна
Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007