Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
12 февраля 2008 | КУЛЬТУРНЫЙ СЛОЙ |
Музыка на векаОдно другому не мешает, решила лауреат республиканских конкурсов, президентский стипендиат Айжан Мураталиева и осуществила мечту детства - научилась играть на органе. До этого она с отличием окончила Кыргызскую национальную консерваторию и аспирантуру КНК по классу фортепиано. С 2002 по 2005 год преподавала у нас в Президентской детской академии и консерватории. эээПоследние два года Айжан, родившаяся в семье музыкантов (отец Тентимиш Мураталиев - народный артист КР, профессор, директор Кыргызского музыкального училища имени Куренкеева, мать Айнагуль Мураталиева - профессор, зав. кафедрой Кыргызской национальной консерватории), учится играть на органе в Казахской национальной консерватории имени Курмангазы у заслуженного артиста и деятеля искусств Казахстана, профессора Габита Несипбаева. В Бишкек прибыла с однодневным концертом, который с успехом прошел на прошлой неделе. В нашей республике орган есть только в филармонии. Нет даже специального маленького органа для учебы. В то время как в соседнем Казахстане для концертов их восемь, не говоря об учебных. Причем нашему единственному инструменту нужен капитальный ремонт. Айжан приехала на родину вместе со своим учителем Габитом Несипбаевым, преподавателем по классу органа Венерой Сейитбатталовой и, что важно, органным мастером Аркадием Черкасовым, который привел наш инструмент в чувство после его долгой спячки. Насколько хватит этой поддержки, музыканты не знают, подчеркивают, что ломается постоянно. Но помогать нам готовы, заверили, что ради развития органной музыки будут приезжать регулярно. А реконструировать, придать ему современный вид, вплоть до изменения звучания, технических параметров, могут только специалисты фирмы-поставщика. Органостроение не стоит на месте, говорят профессионалы. У нас тоже был свой настройщик, даже не один, а два. В начале восьмидесятых годов прошлого столетия, когда нам завезли орган чешской фирмы Riger Closs, начальство решило, что хватит одного настройщика, на что известный (ныне покойный) русский органист и педагог Леонид Исаакович Ройзман сказал, что в жизни есть вещи, которые можно делать только вдвоем. Так в штатное расписание филармонии были включены два органных мастера. В девяностых годах уехал один из настройщиков - Заур Кадыров, потом вернулся, но по состоянию здоровья прекратил свою деятельность. Наш орган остался без мастера и солирующей органистки Динары Салиевой, которая больше десяти лет проживает в Германии, лидирующей, кстати, в Европе по количеству органов. После Динары появилась еще одна надежда - Виктория Васильева, окончившая фортепианное отделение в Московском государственном училище и в нашей консерватории. Ныне она солистка Чуйского камерного оркестра. Благодаря Посольству Украины в КР год стажировалась в Киевской национальной академии. В позапрошлом году, к примеру, Васильева порадовала нашу публику и дала концерт органной музыки в день католического Рождества 25 декабря. С тех пор орган молчал. Айжан планирует в этом мае вновь дать концерт и обучать игре на органе многих, как оказалось, желающих. Осталось только приобрести инструмент для музыкального учебного заведения. Но все, понятно, упирается в финансы. - Я вижу возможность развития органно-исполнительской школы в Кыргызстане, - говорит Габит Несипбаев. - Мы будем оказывать помощь в обеспечении жизнедеятельности инструмента, методическими пособиями, консультациями. Идея отправить на стажировку Айжан в казахскую консерваторию принадлежит ректору нашей консерватории Муратбеку Бегалиеву. - Процесс учебы завершен, и ожидаем положительных результатов, - отметил Габит Несипбаев. - Спасибо также за понимание и поддержку органной музыки директору филармонии Кериму Турапову. - Многие ассоциируют органный инструмент с религиозной музыкой. Верно ли это? - спрашиваю маэстро. - Почему-то орган воспринимается атрибутом западного христианства, - рассказывает Габит Несипбаев. - Хотя он один из древних инструментов, появился в третьем тысячелетии до нашей эры, использовался в Древнем Риме, Византии и очень тяжело пробивал себе путь в качестве культового инструмента. Крупнейший христианский теолог Фома Аквинский возражал против применения органа в литургии, считая его языческим инструментом пирушек, оргий, который отвлекает в церкви души прихожан. Роль его в католичестве скромная. А в протестантской конфессии инструмент вообще под запретом. Орган, по мнению профессора Несипбаева, квинтэссенция гения человеческой мысли. Моцарт назвал орган королем инструментов, потому что по своему звучанию он равен симфоническому оркестру, является клавишным и духовым одновременно. Звук издает каждая труба органа. В нашем их восемьсот, а может быть и до десяти тысяч. Управляет звучанием музыкант ручными, одной ножной клавиатурами и рукоятками. В механизм инструмента входят также воздухонагнетающее устройство и воздухопроводы. - Чтобы получить диплом органиста, в советское время нужно было иметь фортепианное образование. Это правильно. Мы также придерживаемся этой практики. На Западе же можно учиться играть сразу на органе. Если в нашей консерватории будет установлен новый орган, то на века. Ведь это не переносной инструмент. Отметим, что фирмы по изготовлению органов считают его "пожилым" в столетнем возрасте, когда следует производить капитальные изменения. Кстати, как это ни странно, у нас тоже есть свои композиторы, написавшие произведения специально для органа. Один из них, Бактыбек Алишеров, сочинил в конце девяностых годов прошлого столетия сонату к тысячелетию эпоса "Манас". Сочинения Муратбека Бегалиева Габит Несипбаев переложил на орган и произведения наших музыкантов обязательно представит в предстоящем весной турне в Германии. Фото Владимира ВОРОНИНА. Юлия СУШКОВА. Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/21755/ |
Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
Оставить комментарий
MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна
Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007