Распечатать: Президент выступил. Будет ли он услышан? РаспечататьОставить комментарий: Президент выступил. Будет ли он услышан? Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Президент выступил. Будет ли он услышан? Посмотреть комментарии

2 октября 2007

ОБЩЕСТВО

Президент выступил. Будет ли он услышан?

    Заметки на полях Послания президента народу

    Обращение Курманбека Бакиева к народу республики дает богатую пищу для размышлений, а главное, открывает широкий простор для действий как представителей всех эшелонов власти, так и рядовых граждан страны. Важно теперь, чтобы слова главы государства, глубинный смысл послания были услышаны и дошли до сознания тех, кому они адресованы.

    Возьмем, к примеру, чрезвычайно важный тезис о необходимости реально оценить свое национальное богатство и принять стратегический курс на увеличение масштабов капитализации активов страны. Это приведет к расширению ее экономики, росту инвестиционной привлекательности и экспортного потенциала.

    Что имеем, как им распоряжаемся

    Быть может, заблуждаюсь, но у меня складывается впечатление, что часто сменяемые правительства так до сих пор и не разобрались, чем же реально располагает страна, как работают ее активы и каков их КПД. В связи с этим вот какие напрашиваются выводы. Не секрет, что на заре национального суверенитета многие сегодняшние частные капиталы и солидные состояния были сколочены за счет прокрутки огромных сумм пенсий и зарплат, задерживаемых по 3-4, а то и более месяцев.

    Когда дело касается того, как "навариться" лично им самим, наши чиновники проявляют чудеса изворотливости и сообразительности. Но куда все это девается, едва речь заходит об интересах общественных или государственных? Тут работники министерств, ведомств, исполнительных органов сверху донизу проявляют непостижимую робость, нерешительность и черепашью медлительность, когда, казалось бы, ситуация сама подсказывает необходимость направить в банковскую систему бюджетные, пенсионные деньги или иные долгосрочные активы.

    Нужно ли говорить, что подобное бездействие омертвляет капитал, существенно ограничивает возможности капитализации банковской сферы.

    В продолжение темы обратимся к той части послания, где говорится о том, что для строительства Камбараты-1, модернизации Бишкекской ТЭЦ и связанных с ней электро- и тепловых сетей без инвесторов не обойтись. Но мы должны тщательно подойти к их отбору, отдавая преимущество отечественным капиталам. У нас есть возможность вернуть в страну ресурсы, принадлежащие кыргызским гражданам, но работающие сейчас в других странах.

    К сожалению, сегодня мы пожинаем горькие плоды политики, проводимой акаевским режимом. Политики, когда члены семьи президента и его ближайшее окружение являлись едва ли не главными экспортерами капитала. И это в то время, когда в стране инвестиций катастрофически не хватало и не хватает.

    Разумеется, было бы в высшей степени справедливо вернуть награбленное в Кыргызстан. Только как это практически сделать?

    Есть у этой проблемы и оборотная сторона. Речь идет о недоверии граждан республики банковской сфере. По определению разных источников, сегодня на руках у населения хранится от 7 до 12 млрд. неработающих сомов, что также негативно отражается на капитализации и развитии банковского сектора.

    Безусловно, в том, что граждане не доверяют банкам, повинны прежде всего сами банки. Определенная доля вины ложится и на несовершенное законодательство о защите вкладов населения. Однако немаловажную роль играет здесь и крайне низкая финансовая грамотность кыргызстанцев.

    Например, в том, что более 55 процентов американцев являются вкладчиками различных финансовых фондов, прямая заслуга, считают эксперты, долголетней федеральной программы "Финансовая грамотность в США". В Англии подобная программа действует уже 10 лет. В июне этого года трехлетняя программа повышения инвестиционной и финансовой грамотности принята в Казахстане. Введена похожая и в России. И только у нас в этом почему-то никто не заинтересован.

    О капитализации и партнерстве

    Вряд ли кто станет спорить с выводом президента о том, что целью регионального развития должна стать капитализация регионов, выраженная в росте стоимости активов, находящихся на их территориях.

    Скажу больше, на мой взгляд, динамичное решение этой проблемы подсказано в самом послании, где говорится о необходимости укрупнения бизнеса, если мы всерьез намереваемся стать конкурентоспособными и осваивать внешние рынки.

    По этому же пути следует идти для более ускоренной капитализации регионов. В этом свете едва ли оправданно затягивать на три года административно-территориальную реформу. Наверное, не нужно быть экономистом или финансистом, чтобы понять: ни о какой капитализации региональных активов не может быть и речи, пока доходная часть бюджетного пирога в 26 млрд. сомов размазывается по семи областям и столице, 40 административным районам и без малого полутысяче айыл окмоту. Скажите на милость, что с выделенными из скудного бюджета деньгами могут сделать областные госадминистрации Баткена, Нарына, Таласа да и более крупных регионов?

    Ведь живут же и успешно развиваются, не имея в своем составе областей, наши вчерашние братья и сестры по Союзу - Азербайджан, Армения, Грузия, Латвия, Литва, Молдова, Эстония. Да и наш близкий сосед Таджикистан, превосходящий нас по численности населения, имеет три области.

    Во всех развитых странах при административно-территориальном районировании экономический принцип всегда превалирует над политическим. К сожалению, у нас все происходит наоборот.

    Обратимся к другому чрезвычайно важному постулату послания. Одним из современных и эффективных механизмов, отмечается в нем, может стать государственно-частное партнерство. Совместно с бизнесом мы сможем более эффективно развивать конкурентоспособные районы.

    Сегодня в Кыргызстане жизненно необходимо восстановить доверие бизнеса к власти. Руководство страны должно отчетливо сознавать, что за годы правления первого президента оно было сильно подорвано. И большую лепту в это недоверие бизнеса власти внесли, как это ни прискорбно, сам Аскар Акаев и его ближайшее окружение.

    Не очень просто вытравить из памяти и сознания представителей деловых кругов события минувших лет вокруг Издательского дома "Вечерний Бишкек", корпораций "Эридан" и "Бакай", ЦУМа "Айчурек", Кантского цементно-шиферного комбината, горнолыжной базы "Норус", ОАО "Кыргызпромстройбанк" и других.

    Между властью и бизнесом не должно быть семейных или романтических отношений. Это неизбежно нарушает конкуренцию, дискредитирует рынок, снижает его эффективность, способствует разгулу коррупции. Периодические "наезды" налоговиков и силовиков на раскрученные и доходные фирмы приводят к тому, что бизнес чувствует себя в нашей стране неуверенно.

    Сторонники власти могут возразить, что в последнее время отношения между властью и бизнесом внешне стали как-то налаживаться. Но я усматриваю в этом заслугу не столько власти, сколько бизнеса, который просто не хочет подвергать себя излишнему риску, а потому не лезет на рожон, не высовывается. Ведь даже если будет стопроцентно доказано, что компания понесла большие убытки, а то и была обанкрочена по вине фискальных органов, в пострадавших останется предприниматель. Государство и его службы, бюрократический аппарат никакой ответственности за это не понесут.

    Как серьезный шаг в становлении партнерства государства и бизнеса следует рассматривать Стратегию развития страны. Это, по сути, первая более или менее реальная попытка разработать предсказуемую и прогнозируемую программу экономического развития на предстоящие три года. Теперь необходим следующий шаг в прогнозировании на более отдаленную перспективу. Ни один серьезный бизнесмен не может планировать свою деятельность на долгий срок, если он не знает, чего ожидать от власти завтра.

    Слово и дело

    Отнюдь не случайно данные заметки начаты с напоминания о важности того, чтобы слова президента были услышаны теми, кому они адресованы. К сожалению, практика показывает, что нередко важные требования главы государства как бы уходят в пустоту. Вот и в нынешнем послании Курманбек Бакиев отметил: "В прошлом году я поставил задачу разработать национальный социальный стандарт на ближайшие три года и утвердить его законом. К сожалению, эта задача не выполнена. Прошу еще раз вернуться всех к этому вопросу".

    Признаться, мне как рядовому слушателю хотелось бы знать, перед кем конкретно ставилась эта задача, кто персонально несет ответственность за то, что задача, поставленная президентом, напомню, почти год назад была воспринята как пустой звук, а не как руководство к действию, а главное, есть ли гарантия того, что повторная просьба главы государства "еще раз вернуться к этому вопросу" на сей раз будет услышана и выполнена.

    Кстати говоря, необязательность, неисполнительность, отсутствие должного контроля за исполнением поручений и поставленных задач - наиболее запущенная, я бы сказал, родовая болезнь отечественной бюрократии.

    К примеру, о расширении экспортного потенциала, о поддержке производителей экспортной и импортозаменяющей продукции в республике говорят едва ли не с первых шагов независимости. А что сделано за эти годы конкретно? Весь запал уходит в абсолютно правильные, но пустопорожние разговоры. Тогда как нужна реальная поддержка производителей экспортной продукции с высокой добавленной стоимостью через налоговые стимулы, через меры банковской денежно-кредитной политики.

    Понимаю, что как член ВТО Кыргызстан не имеет права выделять из госбюджета кредиты на поддержание экспортных производств. По правилам ВТО запрещено субсидировать те или иные отрасли промышленности, а также программы, влияющие на конкурентоспособность отечественных товаров. Но все страны - члены ВТО успешно обходят эти запреты через банки развития. Кто или что мешает нам делать то же самое?

    К огорчению, что-то не видно, чтобы правительство, законодательная власть принимали сколь-нибудь существенные меры для поддержания таких отраслей и производств.

    Было бы несправедливо списывать все беды на неисполнительность и безалаберность госчиновников. Следует признать, что немалая часть наших реформ вязнет в зыбучих песках изначально утопических целей.

    На мой взгляд, не обошлось, к сожалению, без этого и в послании.

    - Сегодня, - говорил Курманбек Бакиев, - важно предпринять шаги на перспективу, чтобы сократить разрыв в экономическом развитии по сравнению с ведущими странами мира и региона.

    Будем реалистами. Объективная оценка состояния нашей экономики и наших подлинных возможностей показывает, что в обозримом будущем обеспечить себе американские, японские или западноевропейские жизненные стандарты мы не сможем. Ведь даже президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, ставя амбициозную задачу для своей страны ворваться в число 50 наиболее процветающих стран планеты, отмерил срок в 30 лет.

    Честно говоря, сомневаюсь, нужно ли нам рваться к сближению в экономическом развитии с ведущими странами мира и региона. Думаю, куда более важной для нас является реализация тех возможностей, которые позволят Кыргызстану в обозримом будущем встать на ноги и обеспечить согражданам достойную жизнь, а не борьбу за выживание. Сегодня для нас важно сделать так, чтобы трудоспособные мужчины в расцвете сил и лет не искали лучшей доли за пределами страны, а находили применение своим знаниям, умению и способностям внутри ее.

    Если в ближайшие 2-3 года мы начнем реально продвигаться к этой цели и общество почувствует это, я без тени сомнения и с готовностью вновь отдам свой голос на президентских выборах за ныне действующего президента.

    Вячеслав ТИМИРБАЕВ.


Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/20205/


Распечатать: Президент выступил. Будет ли он услышан? РаспечататьОставить комментарий: Президент выступил. Будет ли он услышан? Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Президент выступил. Будет ли он услышан? Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007