Распечатать: Руководство новое, методы работы старые РаспечататьОставить комментарий: Руководство новое, методы работы старые Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Руководство новое, методы работы старые Посмотреть комментарии

31 августа 2007

ЭКОНОМИКА

Руководство новое, методы работы старые

    В  Кыргызстане правительство сменило руководство всех распределительных компаний энергетики. Ужесточилась борьба со злостными хищениями и неплатежами.

    Гораздо хуже обстоит дело с улучшением чиновничьего отношения к тем потребителям, которые являются порядочными и законопослушными, можно сказать, на своем горбу все эти годы выносили все проблемы и тяготы энергетики и даже спасли ее от полного развала. У них по-прежнему нет никаких прав.

    В конкурентной среде потребитель всегда прав. Это является золотым правилом рыночной экономики. Однако при отсутствии конкуренции, когда товар или услуги клиентам предоставляет монополист, неправым становится потребитель. Классическим примером того, какими убогими, извращенными и варварскими по своей сути могут стать взаимоотношения между поставщиками и потребителями, являются наша привычка платить за электроэнергию и уровень сервиса, который нам предлагается.

    Начнем с того, что нам поставляется электроэнергия без заключения договора между клиентом и продавцом, этого основополагающего документа, который четко прописывал бы права и обязанности сторон. Мы только знаем, что свет должен гореть в нашей квартире, если мы вовремя платим по счетчику, большинство из нас и понятия не имеют о 40 параметрах качества этого товара, вот почему электроосвещение у нас в квартире колеблется, плохо работает электротехника, преждевременно выходят из строя телевизоры и другая бытовая техника.

    Большинство кыргызстанцев хорошо знают, что такое нехватка мощности электроэнергии, падение напряжения в сети, когда не хватает света для нормального чтения, когда электроплитка излишне долго разогревается или, наоборот, кратковременный всплеск мощности, когда включенный телевизор может серьезно пострадать.

    Но еще неприятнее то, что время от времени происходят отключения электроэнергии. Обыкновенно это бывает в зимний период, но в этом году почему-то участились отключения летом.

    Можно находить бесконечные причины и оправдания всем этим далеко не безобидным мелочам и шероховатостям, но потребитель электроэнергии, который исправно платит по счетам, не может не чувствовать досады всякий раз, когда это происходит, тем более что энергетики, эти продавцы электротовара, не то что не думают приносить извинения за эти неприятности, но даже не считают нужным вовремя предупредить нас об этих инцидентах.

    Если вы в магазине или, еще лучше, в современном торговом комплексе купили бракованный товар, то можете обменять его. Это нормальная вещь.

    Почему же этого нам не удается достичь в отношениях с теми, кто продает нам электричество? Почему работники энергокомпаний, обслуживающих наши дома, поставляют нам этот товар без всяких предварительных гарантий и договоров относительно его качества и бесперебойности поставки? Почему мы хорошо знаем о штрафных санкциях по отношению к нам, если будет с нашей стороны допущена отсрочка с платежами или незаконное подключение, однако не знаем ничего о том, какую ответственность несет продавец в случае, если по его вине произойдет отключение электроэнергии, если из-за длительных проблем с низким качеством этих поставок ваш ребенок приобрел серьезные проблемы со зрением или старик-инвалид во время одного из этих отключений застрянет в лифте, упадет с лестницы и так далее и тому подобное?

    Все это есть результат монопольной системы обслуживания, когда поставщик всегда прав, а потребитель всегда не прав.

    Мы хорошо понимаем, что наша энергетика хронически страдает от задолженности по оплате за электроэнергию, и в последнее время предпринимаются большие усилия для того, чтобы заставить платить по счетам солидные компании и предприятия-должники, а также владельцев саун, пансионатов, больших домов. Начинается и более эффективная борьба с расхитителями электроэнергии. Совсем недавно были уволены почти все руководители распредкомпаний и около 300 контролеров, собирающих деньги с потребителей. Все это, конечно, важные шаги. Однако пока не переменятся кардинальным образом отношения между потребителем и поставщиком в энергетике, в стране от чиновников и бюрократов от энергетики будут страдать те, кто исправно платит по счетам, а это в основном пенсионеры и малоимущие, простые и законопослушные граждане Кыргызстана.

    В самом деле, почему дома должны периодически отключаться от электроэнергии? Почему напряжение в сети должно падать по вечерам только из-за того, что какой-то владелец сауны неподалеку прожигает бесплатно тысячи киловатт-часов в месяц? Почему энергетики, собирающие исправно деньги на протяжении многих лет у этих бабушек и дедушек, не пришлют им хотя бы раз в жизни какой-то формальной грамоты, благодарности, а еще лучше не преподнесут какой-то подарок как исправному покупателю?

    Во всем виновата косная и бездушная монопольная система подачи этого товара, которая закрепилась в сознании нашего народа на протяжении многих десятилетий. Это убийственная и противоестественная установка, когда поставщик всегда прав, а покупатель должен молчать.

    Смена руководства распределительных компаний в Кыргызстане позволяет надеяться, что мы начнем поворачиваться наконец лицом к законопослушному потребителю, который исправными платежами за электроэнергию поддерживал все эти годы наше энергохозяйство. Однако это не произойдет само собой, даже если мы поменяем все руководство и среднее звено энергетики, всех недобросовестных контролеров, то и дело заключающих фиктивные и незаконные сделки с клиентами. Нужные усилия правительства, законодателей, ведомств вроде антимонопольного комитета, чтобы обуздать и преодолеть десятилетиями культивируемый произвол энергопоставщиков по отношению к потребителям.

    И от самого потребителя требуется, чтобы он хорошо знал свои права и умел их отстаивать.

    Предстоит длительная борьба между потребителем и продавцом, чтобы их взаимоотношения стали более человечными и ответственными, регулировались буквой закона и равноправными договорами. И мы хотя бы немного продвинемся к тому качеству электроснабжения и сервиса, к той заботе о клиентах, что наблюдается в работе энергокомпаний и продавцов электроэнергии в цивилизованных странах.

    Замир ОСОРОВ.


Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/19807/


Распечатать: Руководство новое, методы работы старые РаспечататьОставить комментарий: Руководство новое, методы работы старые Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Руководство новое, методы работы старые Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007