Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
3 августа 2007 | ЭКОНОМИКА |
Состоятся ли Камбаратинские ГЭС?Общественное мнение вступило в противоречие с официальной политикой кыргызских властей по поводу строительства Камбаратинских ГЭС. Почему же часть гражданского общества, да и политиков не воспринимает необходимость создания энергетических гигантов среди гор Кетментюбинской долины, которыми можно было бы гордиться? Гидроэнергетические ресурсы, какие есть у нас, притом возобновляемые, многим странам даже и не снились. Они, чтобы не отстать от темпов мирового развития, вынуждены строить энергетические мощности, работающие на угле, мазуте и природном газе. Электроэнергетика всегда идет впереди любого развития, а это значит, что генерирующие мощности надо строить вновь и вновь. Не имея своих нефти и газа, нам необходимо пойти по пути гидроэнергетического развития. Только оно преобразит наш быт, социальное самочувствие людей. Людям надо дать электроэнергии, достаточной для отопления жилья, пищеприготовления и других нужд. Не дело связывать быт сельского жителя с изготовлением кизяка. Камбарата - затея не новая. ГЭС строится с 1986 года и не может завершиться только по вине нас самих. История волокиты непростая. В начале независимости нам было не до этого, потом стало ясно, что мы не знаем, с какой стороны подходить к делу, затем Камбарату загнали в закон об особом статусе каскада Токтогульских ГЭС, после чего власти 9 лет боролись с депутатами, чтобы вывести Камбарату из-под действия этого закона. Неужто мы потеряли ориентировку в мировом движении и не знаем, куда идти? Мы же очень долго кичились своими способностями к саморазвитию. Ученые акаевского толка доказывали преимущества выбранного нами пути. Причины конфликта кроются в созданном нами строе, никто их извне не привнес. Общество за это время натерпелось от поспешных реформ, которые обернулись бедой для кыргызского народа. Кто сегодня назовет хоть один удачный экономический проект? А ведь времени было отпущено немало - 17 лет. На этом фоне в общественном сознании людей произошел серьезный сдвиг, сопровождаемый чувством неопределенности, боязнью за будущее своих детей и, самое главное, неверием в возможность властей изменить ситуацию. Прежняя, акаевская власть прошляпила все, начиная от Кумтора, Джеруя, КЦШК, Токмакского стекольного и Майлуу-Суйского электролампового заводов и более 300 других предприятий, кончая такими простыми вещами, как обеспечение своих граждан паспортами. А сельское хозяйство, где осуществлены прямо-таки опустошительные реформы, после этого, по большому счету, перестало существовать. Я до сих пор не могу понять, почему нам не удалось сохранить электроэнергетическую отрасль от развала, кому нужно было всех специалистов выгнать и поставить вместо них преподавателей из политехнического института? Распоряжаясь данной госсобственностью как своей, они разбили ее на отдельные образования, которые оказались неспособными функционировать в созданных ими рамках. Теперь-то мы знаем, что нашим преподавателям, кроме учебников по электроэнергетике, нужны были и глубокие практические знания, да и способность воспринимать все новое в мировом развитии и стратегическое мышление. Без этого они не могли повернуть электроэнергетическую отрасль к фундаментальным экономическим переменам. Вот и поднималась планка коммерческих потерь каждый год, достигнув 38 процентов. Кто теперь ответит за масштабное воровство и головотяпство в управлении электроэнергетической отраслью? А отчетные потери фиксировались на уровне 42 процентов, вся Токтогульская ГЭС загружается, чтобы ее продукцию потерять. Перейди черту за 5 процентов общих потерь, например, в Узбекистане, все большие и малые руководители электроэнергетической сферы давно бы сидели в не столь отдаленных местах с большим сроком пребывания. Там жесткая дисциплина, и все хорошо чувствуют ее. Вместо того чтобы незамедлительно менять систему управления, принципы подбора менеджеров, главе государства внушили идею создания еще одного безответственного органа - спецпредставителя президента по электроэнергетической безопасности. Чем это кончилось, все знают. При этой бездарности мы никогда не забывали имитировать успехи в экономике, высокие темпы развития Кыргызстана. Простые люди, которым все время внушали ложные представления о нашем развитии, теперь, после долгих лет, открыв глаза, увидели совсем другую картину. Она просто удручающа. После чего многие сограждане решили не связывать свое будущее, будущее своих детей, свою карьеру с собственной Родиной. Они поняли, что нельзя работать, например, в госучреждении, не ощущая себя частью государства, не веря в его ценности. У Кыргызстана был шанс построить и вторую, и первую Камбаратинские ГЭС, но мы им не воспользовались. Теперь судьба нам дает еще один шанс построить их, повернуть всю выгоду от этих станций на благо кыргызского народа. Незадействованные гидроэнергетические ресурсы - это ненормальное состояние государства, это признак отсутствия твердой экономической политики. Посмотрите, что делают с такими же гидроресурсами в Таджикистане! Буквально через год после завершения там гражданской войны энергетики-профессионалы возобновили строительство Санктудинской ГЭС-2 на реке Вахш совместно с Министерством энергетики Ирана, которое вкладывает в этот проект 180 млн. долларов, а доля Таджикистана оценена в 40 млн. Станция строится на условиях концессии, при которой доходы ГЭС после сдачи в эксплуатацию в течение 12,5 лет принадлежат Ирану, а по истечении этого срока объект станет собственностью Таджикистана. А на строительство Санктудинской ГЭС-1 пришло РАО ЕЭС, которое свою долю определило в 116 млн. долларов, создав совместное предприятие - консорциум по строительству и эксплуатации этой станции. Вот вам два простых, но удачных экономических решения по строительству двух аналогичных с нашими ГЭС. Наши политики и депутаты, к сожалению, постоянно путают эти два понятия - концессию и совместное предприятие, поэтому я решил показать на примере Таджикистана давно используемые в мировой экономике приемы. Правительство Таджикистана недавно подписало с российской компанией соглашение о строительстве Рогунской ГЭС мощностью 3000 МВт. Она в 2,5 раза мощнее Токтогульской ГЭС. Партнер решил вложить в данный проект 2,2 млрд. долларов. Примеры таких удачных экономических решений соседней страны подвигнут ли кыргызские власти к решительным действиям по Камбарате? Ничего нового тут придумывать не надо. После известного решения Жогорку Кенеша мы опять стоим на перепутье. Общество еще не до конца поняло насущную необходимость для страны Камбаратинских ГЭС. Во-вторых, мы еще не знаем, кто из иностранных компаний на деле выступит нашим партнером и вложит свою долю. Обещания и словесные намерения соседних стран всегда были, но они очень долгие, что вызывает сомнение в их искренности. Может быть, они просто тянут время, чтобы мы, в конечном счете, не имея других вариантов, согласились на их условия. Анализируя все, что было за 8-10 лет, я прихожу к выводу, что основными партнерами все-таки будут российские компании, которые не будут иметь амбиций по режиму пропуска воды. Еще 5 лет назад по предложению Г.Рапоты и А.Чубайса правительство России готово было резервировать для РАО ЕЭС около 200 млн. долларов для строительства Камбаратинских ГЭС. Как раз на стадии решения этого вопроса преподаватели из политехнического института заявили, что Камбаратинские ГЭС построит компания "Руссий алюминий". После чего РАО ЕЭС в недоумении отменило согласованный вариант инвестирования Камбараты. Недавно в "АКИpress" тоже появилась информация о том, что Камбарату теперь хочет строить уже другая компания - Alcoa. Компрадоры (посредники) опять хотят увести Камбарату неизвестно куда. Ох уж эти посредники! Благодаря им у нас не состоялись сигаретная фабрика, Таш-Кумырский завод полупроводниковых материалов, электроламповый завод в Майлуу-Суу, Джеруйский золоторудный комбинат, пятизвездочная гостиница "Пишпек" на бульваре Эркиндик и десятки других реальных проектов. Этого было достаточно, чтобы развалить всю индустрию и экономику страны. Более 10 лет перманентно толкуют о совместном строительстве наших ГЭС самые близкие наши братья - казахи. У меня лично до сих пор нет уверенности, что они придут. Потому что здесь присутствуют их претензии на режим пропуска воды: они все время навязывают нам идею создания совместного предприятия по управлению Токтогульским каскадом водохранилищ, что не лезет ни в какие ворота. Мы должны вести серьезные переговоры с китайскими компаниями. Перегрев экономики Китая позволяет ожидать, что китайские долгосрочные государственные и частные инвестиции придут в первую очередь на строительство трансазиатской железнодорожной магистрали Кыргызстан - Китай, Камбаратинских ГЭС, на восстановление наших угольных разрезов, объектов легкой промышленности и овоще-фруктовой переработки. Бурно развивающийся север Китая давно возит наш уголь из алайского Сары-Могола через Иркештам, сейчас он нуждается и в электроэнергии. Воспользуемся мы этой возможностью или нет? Необходимо сказать несколько слов о режиме использования водных ресурсов, которые пройдут через турбины Камбаратинских ГЭС, поскольку он больше всего вызывает опасения наших политиков. Построив первую и вторую Камбарату, мы дополнительно накопим и задержим до 4,7 млрд. кубов воды. Она сейчас идет в сопредельные государства и исчезает на просторах Арнасайской впадины. Но режим отпуска воды для стран нижнего течения будет регулироваться по-прежнему из Токтогульского водохранилища, которое совместно с Камбаратинскими станциями еще больше усилит наши возможности в качестве водонапорной башни Центральной Азии. Если наши рычаги воздействия возрастут, то мы должны использовать их с умом и с большей пользой для нашей экономики. Контролируя стоки воды, идущие в соседние страны, мы должны контролировать и другие экономические договоренности с этими государствами. Напрасны также споры о праве собственности на Камбаратинские ГЭС. Примитивны суждения о необходимости иметь Кыргызстану контрольный или блокирующий пакет акций создаваемых станций. Главное не это, а возможность за счет зарубежных инвестиций построить мощные гидроэлектростанции на бесплатных источниках. Как свидетельство ненужности такого представления - сегодняшняя высокоразвитая Япония, которая после второй мировой войны имела полностью разрушенную индустрию, которую правительство этой страны бесплатно предложило американским компаниям и фирмам с условием возродить ее. Американцам удалось это сделать за счет привлечения инвестиций со всего мира. От этого выиграли не только зарубежные компании, а в первую очередь экономика Японии. В случае с нашими электростанциями тоже нет разницы, кто будет хозяином, даже лучше, если контрольный пакет акций получит РАО "ЕЭС России", поскольку эта компания в несколько раз эффективнее управляет такими объектами, для нее не будет проблем с продажей камбаратинской электроэнергии. Построенные и работающие станции останутся у нас, никто их не увезет. Выгода для нашей страны - это полное поступление совокупного налога в кыргызскую казну от эффективно работающего хозяйствующего субъекта. Только правильно уплаченный налог поставит точку в споре о выгодности или невыгодности такого проекта. Если бы кыргызские компрадоры в свое время не протащили решение об освобождении от основных налогов, а также не предоставили другие льготы канадской "Камеко", не было бы сегодня позорной истории по Кумтору. Министр экономического развития России в Уругвае говорит о сумме налоговых отчислений от сооружаемых олимпийских объектов в Сочи. Премьер-министр Казахстана в Бишкеке недавно говорил о перспективах поступления в бюджет Кыргызстана налогов от создаваемых предприятий с участием казахстанских компаний. А наши руководители никогда не оперируют этими категориями, даже когда на заседании правительства рассматриваются итоги работы Майлуу-Суйского электролампового завода или КЦШК после их продажи в частные руки. Как это можно расценить? За счет чего, например, Грузия смогла за один год увеличить доходную часть бюджета страны в три раза и довести ее до 3 млрд. долларов? Конечно же, за счет наведения строжайшей дисциплины в сборе налогов и всех других платежей, идущих в казну государства, а также путем отрыва налогооблагаемых субъектов от живых чиновников-крышеедов. Там удалось сделать налоговые и таможенные законы, другие инструкции и нормативно-правовые акты простыми и ясными, исключив всякие двусмысленные интерпретации. Если бы и наши руководители поступили подобным образом и изменили ситуацию в бюджетообеспечивающих сферах, польза для страны была бы неизмеримой. Так или иначе, будущие наши партнеры по Камбаратинским ГЭС ждут, когда мы успокоимся и заявим о своих твердых позициях и новых государственных подходах к совместному строительству. Остается найти общий язык с общественными силами, политиками. Они должны осознать, что речь идет о бесплатно данных нам возобновляемых гидроэнергоресурсах, неиспользование которых равносильно преступлению. Наши политики и лидеры гражданского общества должны знать, что деньги трусливые: любые неосторожные действия государства могут отпугнуть их. Относительно Камбаратинских ГЭС мы должны показать свою способность к разумному экономическому поведению, которое не заставит долго ждать наших зарубежных партнеров. Базарбай МАМБЕТОВ, заслуженный строитель Кыргызской Республики. Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/19449/ |
Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
Оставить комментарий
MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна
Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007