Распечатать: Печатным станком экономику РаспечататьОставить комментарий: Печатным станком экономику Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Печатным станком экономику Посмотреть комментарии

17 апреля 2007

ЭКОНОМИКА

Печатным станком экономику

    Тот, кто привык работать с ежемесячными и ежегодными бюллетенями Нацстаткомитета Кыргызстана, наверное, обратил внимание на то, что в публикации по итогам 2006 года почему-то отсутствует привычный раздел: "Финансовый сектор. Денежно-кредитная система". А ведь публикуемые в нем данные чрезвычайно важны для определения того, как мы живем, что имеем, как и за счет чего развиваемся.

    Не думаю, что такая вот "забывчивость" Нацстаткомитета случайна. Поневоле напрашивается вывод: видно, для правительства некоторые статданные не очень "удобны", есть ему что скрывать от широкой общественности по результатам деятельности в истекшем году.

    Вот и получается, говорим, говорим о развитии демократии, о прозрачности, открытости, необходимости максимально информировать население обо всем, что происходит в государстве, на деле же важные сведения о том, как идет развитие страны и общества, по ряду позиций прячем.

    Фигура умолчания распространяется в годовом отчете Нацстаткомитета и на некоторые другие сферы. Однако вернемся к денежно-кредитной системе. В экономике есть такое понятие: "монетизация валового внутреннего продукта". Применительно к нашим условиям оно означает, сколько тыйынов имеется в госказне на каждый сом произведенной в стране продукции. Если тыйынов мало, а продукции в сомовом исчислении относительно много, то возникают неплатежи, зачетные схемы, бартер и прочие суррогаты рыночных отношений. Это мы проходили на стадии внедрения сома и достаточно долго страдали от этого.

    Напомню, Кыргызстан первым в СНГ ввел национальную валюту в мае 1993 года, но еще в 2001 году объем денежной массы составлял в стране 10,1% от ВВП. Иными словами, на каждый сом валового внутреннего продукта приходилось 10 тыйынов наличных денег. Отсюда долги по зарплате, сплошной бартер, отчисления в Соцфонд не живыми деньгами, а зерном, мукой, трусами, майками и т.п.

    Если же тыйынов много, возникает монетарная инфляция, деньги обесцениваются, поскольку население стремится любой ценой избавиться от "пустых" денег, буквально сметая все с магазинных полок. Это мы тоже проходили в Советском Союзе в последнее десятилетие перед его распадом.

    В октябре 2001 года в статье "Как жить без денег?" я советовал правительству подбросить на внутренний рынок побольше бумажных денег, пусть даже и "пустых", не обеспеченных товарным покрытием. В тех условиях, считал я, это все же было меньшее зло, чем сплошные неплатежи и конвульсивные метания всех и вся в тисках хронического безденежья.

    Не знаю, был ли услышан в "Белом доме" или правительство само пришло к тому же выводу, но если на 1 декабря 2001 года денежная масса республики исчислялась в 7,8 млрд. сомов, то к 1 декабря 2002 года она увеличилась на 38%, достигнув почти 10,8 млрд. В следующем году она возросла еще на 33 и в 2004 г. - на 26%. К моменту мартовской революции 2005 г. в Кыргызстане монетизация ВВП достигла порядка 0,2:1. Иными словами, на каждый сом произведенной продукции приходилось 20 тыйынов.

    Хотя в отчетных данных Нацстаткома по итогам 2006 года нет сведений о состоянии финансового сектора, все же в таблице основных социально-экономических показателей сообщается, что денежная масса к 1 декабря 2006 г. увеличилась на 42,5% в сравнении с той, что была годом раньше.

    По данным Нацстаткомитета, на 1 декабря 2005 г. национальной валюты было в стране 20,7 млрд. сомов. Следовательно, на конец прошлого года ее стало 29,5 млрд. Монетизация ВВП подскочила до 26 тыйынов на один сом произведенной продукции. Замечу, что такого мощного выброса денег на внутренний рынок в истории суверенного Кыргызстана еще не было. При годовом увеличении (отметим, чисто механическом, при помощи печатного станка) денежного агрегата почти на 9 млрд. сомов зарплаты учителям и врачам можно было смело увеличивать не на 30, а на все 50%.

    Признаться, я и раньше не очень доверял данным Нацстаткомитета об уровне инфляции в стране, не доверяю и теперь. Но если и после такого колоссального увеличения денежной массы в Кыргызстане не произошло заметного скачка цен, то это говорит, с одной стороны, о том, что у нас действительно изначально было очень мало тыйынов на сом производимой продукции и что реальная опасность значительной монетарной инфляции нам в ближайшее время пока не грозит.

    Однако, с другой стороны, совершенно очевидно, что с некоторых пор Нацбанк ступил на скользкую дорожку азартного вбрасывания "пустых" денег на внутренний рынок. Еще два-три подобных шага, и можно вызвать обвал обесценивающихся сомов.

    Мне уже как-то доводилось приводить мнение заслуживающих доверие экономистов. Из экономической теории и мирового опыта, пишут они, известно, что развитие инфляционного процесса проходит два этапа. На первом рост массы денег в обороте не трансформируется полностью в повышение цен. Поступающие в обращение новые деньги не тратятся, то есть скорость обращения всех денег замедляется, что сдерживает рост цен. Но затем, по мере поступления новых денег в оборот и повышения темпов инфляции (примерно до 12-15 процентов), наступает второй этап. Люди, обеспокоенные обесцениванием денег, стараются избавиться от них, обменять их на реальные ценности. Начинается "бегство от денег" в вещественные активы. Ускорение оборачиваемости денег становится дополнительным фактором, питающим инфляцию.

    На первом этапе государство явно выигрывает, получая дополнительные доходы от денежной эмиссии при относительно небольшом усилении инфляции. Но экономические законы безжалостны и неумолимы. Они учат, что за все в этом мире рано или поздно приходится платить. И на втором этапе инфляции рост цен уже обгоняет рост денежной эмиссии. И уже печатный станок не успевает за взбесившимися ценами. Многие страны, в том числе и Россия в первые годы после октябрьской революции, прошли через это, когда стоимость простейших товаров повседневного спроса измерялась миллионами.

    Весь процесс приобретает кумулятивный, лавинообразно развертывающийся характер: усиление инфляции - "бегство от денег" - ускорение оборачиваемости денег - еще большее усиление инфляции и т.д. На этой стадии денежное обращение страны приходит в расстройство, рост цен выходит из-под контроля и становится непредсказуемым. И даже полная остановка печатного станка и эмиссии денег не ведет к стабилизации цен - инфляция по инерции продолжается за счет скорости оборота обесценивающихся финансовых средств.

    Разумеется, мы еще не подошли ко второй стадии инфляционного процесса. Но это вовсе не означает, что Нацбанк может бездумно идти на поводу у правительства и с легкостью необыкновенной вбрасывать на внутренний рынок многие миллиарды сомов, не соотнося свои действия с реальными достижениями других секторов экономики и ростом ВВП. Рано или поздно кому-то за это придется платить.

    Вячеслав ТИМИРБАЕВ.

    


Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/18132/


Распечатать: Печатным станком экономику РаспечататьОставить комментарий: Печатным станком экономику Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Печатным станком экономику Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007