Миражи торгового благополучия
В декабре исполнилось восемь лет членству Кыргызстана в рядах Всемирной торговой организации. Кыргызстан первым из СНГ вступил в ВТО. Ныне там еще Грузия, Армения и Молдова.
Эксперты считают, что Кыргызстан вовремя сориентировался, поскольку теперь попасть в ВТО гораздо сложнее.
Что же произошло за эти годы, насколько ближе мы стали к странам развитых экономик и прогрессивной открытой торговли?
За эти годы в республике было сделано немало. Приняты законы о либерализации торгового режима и улучшении инвестклимата, изменилась структура внешнеторгового оборота и экспорта, расширилась его география, создана основа предсказуемой торговой системы.
В 2006 году женевская штаб–квартира ВТО сделала обзор торговой политики Кыргызстана за прошедшие годы. Проводимые экономические реформы, выполнение страной своих обязательств заслужили положительную оценку торговых партнеров.
Проходящая в Бишкеке международная конференция “Вступление в ВТО: опыт и перспективы членства” с участием экспертов стран СНГ, входящих в Организацию Исламская конференция, а также Ирана и Афганистана постаралась оценить, насколько же выгодно стране такое участие.
О плюсах нашего членства можно судить по тому, что сейчас Кыргызстан торгует с 79 странами — членами ВТО. Республика показывает пример нормального вступления в рынок, на котором действуют единые для всех правила, что мы можем сосуществовать в едином режиме с многими странами, хотя экспорт и не является основой нашей экономики.
Кыргызстан имеет полное право проводить переговоры с кандидатами и настаивать на политике преференций (льгот) для прохождения кыргызских товаров на рынки этих стран. Были бы товары.
К основному же минусу можно отнести большую долю импортосоставляющей в нашем торговом балансе. Хотя для развивающейся страны вполне объяснимо ввозить большей частью энергоресурсы и технологическое оборудование.
По словам замминистра экономического развития и торговли Туратбека Джунушалиева, Кыргызстан для стремящихся к вступлению в ВТО стран постсоветского пространства стал своеобразным индикатором для их экономик, первопроходцем, который раньше всех ввел национальную валюту, Таможенный и Налоговый кодексы и таможенные тарифы.
Но справедливо ли говорить, что открытие наших рынков для импорта, в большей степени китайского, помешало развитию нашей экономики?
И да, и нет. Да, потому что многие отрасли (в частности, переработка продуктов, производство одежды, обуви, инструментов, запчастей) почти не развивались или были неэффективными. На рынках, полях, в магазинах и общепите появились (и множатся) китайские работники при высоком уровне внутренней безработицы. Но эти же факторы и подтолкнули к усилению конкурентной борьбы, например, в швейной отрасли, успешно выходящей из полутени, или в сфере продуктов переработки агросектора, который начал выпускать макаронные полуфабрикаты, мясные и рыбные деликатесы и другое по примеру Поднебесной.
Нет, потому что республика с малой емкостью рынка и низким уровнем потребления не может потребить такое количество импорта, почему он и реэкспортируется из страны. А реэкспорт создает рабочие места и увеличивает отчисления в бюджет. Надо упомянуть и о столь нужной республике тенденции роста экспорта собственных товаров.
Сейчас ВТО разрабатывает новые правила игры в международной торговле. Поэтому как для республики, так и для ее бизнесменов появилась возможность сообщить о своих проблемах и чаяниях в торговле со странами ВТО, если имеются факты ущемления их прав и интересов через постоянно действующую комиссию по переговорам с ВТО.
Елена МЕШКОВА.
Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/17703/