Ржавчина, возведенная в куб
На днях прошло расширенное заседание Национального совета по борьбе с коррупцией. Представители министерств и ведомств отчитывались о работе по борьбе с этим негативом.
К сожалению, на совещание прибыли статс–секретари ведомств и заместители руководителей, которые совершенно не владели ситуацией.
Большинство присутствующих сошлись на том, что коррупция существует постольку, поскольку должностное лицо может распоряжаться не принадлежащими ему ресурсами путем принятия или непринятия тех или иных решений. В число таких ресурсов могут входить бюджетные средства, государственная или муниципальная собственность, государственные заказы или льготы и т.п. Собирая штрафы, налоги или иные предусмотренные законом платежи, должностное лицо также распоряжается не принадлежащими ему ресурсами: если штраф (сбор) законен, то его собственник — государственная казна, если незаконен, то это собственность того лица, которое пытается обобрать должностное лицо.
Государственный служащий обязан принимать решения, исходя из целей, установленных правом (Конституцией, законами и другими нормативными актами) и общественно одобряемых культурными и моральными нормами. Коррупция начинается тогда, когда эти цели подменяются корыстными интересами должностного лица, воплощенными в конкретных действиях.
По данным международной организации “Трансперенси Интернешнл”, за прошлый год по уровню восприятия коррупции Кыргызстан занимает 142-е место из 163 государств. То есть входит в число 25 стран, где коррупция разъела общество практически до основания. В 2005 году мы находились на 130-м месте. Ну и о какой борьбе тут может идти речь?
По данным Генпрокуратуры, в прошлом году было возбуждено 814 уголовных дел, относящихся к категории коррупционных. А вот по самой статье “Коррупция” — ни одного.
Но вот другие статистические данные. За первое полугодие в суды республики поступило 381 уголовное дело по должностным преступлениям, большинство из которых специалисты Нацагентства отнесли к категории коррупционных. Уровень коррупции и должностных преступлений увеличился, а за руку был пойман только 381 злоумышленник. И это при том, что с коррупцией у нас не борется только ленивый. На словах, правда. Из 381 151 преступление связано со злоупотреблением должностным положением, 72 — превышением полномочий, 4 — незаконным использованием служебного положения, 11 — незаконное использование бюджетных средств и только 26 взяток! Общая сумма нанесенного “беловоротничковой преступностью” ущерба только в части злоупотреблений составила 5 миллионов сомов, который так и остался невозмещенным. Пять миллионов сомов — стоимость особняка в Царском Селе. Причем далеко не шикарного. А сколько дворцов построено, где живут чиновники “средней руки” с должностным окладом 3—4 тысячи сомов. И никому в голову не придет спросить: на какие деньги, уважаемый, ты отгрохал такие апартаменты, купил навороченное авто и дети за границей учатся? Зато борцы с коррупцией рождают такую кучу каких–то приказов, указаний и так далее, что уж сами запутались.
Теперь посмотрим на динамику раскрываемости коррупционных преступлений. Итак, с коррупцией у нас борются Комитет национальной безопасности, штат специальных сотрудников МВД, Служба финансовой полиции. Если верить данным Нацагентства по предупреждению коррупции, в 2005 году этими органами зарегистрировано 1171 преступление против 1004 в 2004 году, злоупотреблений выявлено 587 против 474 в 2004 году.
Далее, кроме правоохранительных органов, для борьбы с коррупцией созданы национальный совет, национальное агентство.
Но неужели тот, кто создавал эти структуры, полагал, что за 3,5 тысячи сомов (средний оклад сотрудников) можно найти борцов?
В пресс–релизе Нацагентства по предупреждению коррупции: “…удалось снизить коррупционные риски при трудоустройстве на госслужбу. Если в 2005 году каждый третий чиновник был принят на работу без конкурсного отбора, то с момента начала функционирования антикоррупционного ведомства, то есть с января по май 2006 года, — каждый четвертый”. Но это смотря где. Есть такие “хлебные” места, куда устроиться можно только по огромному блату. К примеру, фискальные и правоохранительные структуры. Хоть ты лоб себе разбей, но без “соответствующей” рекомендации и некоторого количества зеленых купюр можно о должности и не мечтать.
По данным мониторинга, проведенного Нацагентством в октябре прошлого года, из 31 пункта запланированных мероприятий в рамках международного Стамбульского плана борьбы с коррупцией исполнено только 15. А ведь представители международных организаций, которые выделили средства на эти цели, прибывают к нам уже в апреле. И тогда нам придется держать ответ, куда потрачены денежки международного сообщества.
Любовь БОРИСЕНКО.
Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/17408/