Бедная ипотека
Решающий фактор успешного развития Кыргызстана — наличие в государственном управлении людей, обладающих высокими моральными качествами и блестящими способностями. Хорошие люди в верхних эшелонах власти у нас есть, но вот способных нести тяжелую ношу, принимать стратегически верные решения среди них очень мало.
Мы попали в пучину неразрешимых проблем потому, что никогда не подбирали людей по способностям, процветала система распределения не работы, а должностей. Сегодня очень важно, чтобы государственные люди обладали способностью видеть среди множества фактов и проблем самые важные, выделяли и сосредоточивались на них в первоочередном порядке. Такой проблемой стало строительство доступного жилья для людей. Мы решили ликвидировать ее простым вычеркиванием из списка первоочередных дел. Как результат — недостаток жилплощади прямо отразился на уровне жизни кыргызстанцев, привел к всплеску социальной напряженности, оттоку молодых специалистов из республики.
В мире давно придумали ипотечное кредитование. Оно стало чуть ли не главным способом приобретения жилья для малообеспеченных граждан.
Ипотечное жилье в Кыргызстане пока не прижилось. Разговоры и благие намерения не принесли ни одного построенного дома даже в столице. Думаю, неразумно передавать обширную территорию в Бишкеке южнокорейским бизнесменам якобы под ипотечное строительство. Каким образом они пристроились к этому сугубо внутригосударственному делу, один Бог знает. Ни одна из малообеспеченных семей не сможет получить квартиру в коммерческом доме.
Давно можно было квартиры по ипотечному кредитованию строить из деталей крупнопанельного домостроения. Ведь в столице простаивает целый домостроительный комбинат. Квартиры в таких домах 105–й серии, построенных 20—30 лет назад, до сих пор высоко ценятся. По сообщению директора этого предприятия М. Казакбаева, девятиэтажный 54–квартирный дом современной планировки, состоящий из 3–х, 2–х и 1–квартирного набора, будет стоить примерно 50 млн. сомов. И ЖК в год может построить до 20 таких девятиэтажек общей площадью 70 тыс. кв. метров. Многие работающие молодые семьи, да и люди со средним достатком могли бы примкнуть к ипотеке и решить свою жилищную проблему. А в чем тогда дело, кто вообще мешает осуществить эту радужную перспективу для многих людей? Конечно, мы сами мешаем. Незнание, с какой стороны подступиться к этому делу, ссылки на постоянную нехватку денег ставят государство в незавидное положение.
Между тем ипотека нуждается в простых, конкретных действиях государства, его официальных органов. Только в странах СНГ успешно действует более 10 схем строительства жилья по ипотеке. В России, например, люди не хотят брать ипотечный кредит в банке даже под 3 процента годовых, в казахской Астане агитируют граждан брать такие кредиты под 7 процентов. И в России, и в Казахстане часть кредита списывается затем государством. Не имея четко выстроенной надежной схемы строительства жилья по ипотеке, органы управления Кыргызстана в 2006 году не использовали предусмотренные в бюджете на эти цели 200 млн. сомов, и никто не понес ответственности. Наши коммерческие банки предлагают людям ипотечные кредиты под 16—18 процентов годовых. Невольно вспоминаю печально известную практику работы Кыргызской сельскохозяйственной финансовой корпорации, которая, выдавая фермерам и крестьянским хозяйствам краткосрочные кредиты под 36—38 процентов годовых, угробила аграрный сектор.
Какие действия могли бы сдвинуть с мертвой точки ипотеку? Ничего не надо придумывать, надо идти по схеме, опробованной в других странах.
Во–первых, объявляется ипотечная жилищная программа — составлять такие документы мы научены. Такую программу могут объявить в пределах своих территорий мэр Бишкека и губернаторы областей. Они же должны обеспечить ее реализацию. Во–вторых, создается совершенно прозрачное агентство ипотечного жилищного строительства, действующее по поручению того, кто объявляет программу. Именно он будет координировать воплощение программы в жизнь, и именно оно будет гарантом государственного контроля над этой деятельностью. В–третьих, агентству отводится необходимая площадь для строительства такого жилья, лучшим вариантом будет выделение территории на возведение градостроительного комплекса как самостоятельного мини–городка. В–четвертых, из республиканского бюджета выделяется кредитный ресурс для двух–трех жизнеспособных банков–операторов, определяемых государством. Таких ресурсов в текущем году необходимо 500 млн. сомов — больше не освоим. На основании договора, заключаемого гражданином, агентство финансирует строительство жилья, поскольку участник ипотеки первоначально вносит не менее тридцати процентов его стоимости и вселяется в квартиру в течение года. Этот процент может быть и больше — все зависит от финансовых возможностей человека. Оставшуюся часть стоимости — не более семидесяти процентов — он может оплатить за счет ипотечного кредита, взятого в банке на льготных условиях. Выплата кредита растягивается на десять лет под фиксированные 3—5 процентов годовых, не больше, потому что государство выдало этому банку кредитные ресурсы без процентов. Конечно, основным условием получения кредита является платежеспособность гражданина, желающего его получить. Необходим такой уровень доходов, который может рассматриваться как постоянный и достаточный для осуществления ежемесячных платежей в счет погашения кредита и процентов по нему. Такая государственная политика поддержки ипотеки позволит реализовать заботу государства о его гражданах. Государство и его бюджет не будут находиться под ярмом ипотечного дефицита. Кредитный ресурс в объеме, может быть, 1 млрд. сомов со временем будет возвращаться и служить оборотным капиталом. Было бы привлекательным кроме централизованной запустить муниципальную ипотечную программу и построить в этом году 2—3 многоэтажки в Бишкеке, по одному дому в Оше, Джалал-Абаде, Караколе, Токмаке.
Возвращаясь опять к деньгам, которых у нас не хватает, хочу сказать, что судьбу ипотеки решат 20 млн. долларов США, отдаваемых государством в течение 2 лет. По нашим двухмиллиардным долларовым аппетитам это ничего не составляет. Зададимся вопросом: почему никто не догадался, когда было в разгаре сладкое время сбора денег извне, направить мизерную их часть, хотя бы 10 млн. долларов США, на реальную ипотеку? Какие экономические и социальные аспекты общества пришли бы в движение! Дали же из японского кредита 55 млн. долларов США на реконструкцию аэропорта “Манас”. Я, как мало–мальски понимающий человек, не вижу вложения этих денег. Аэропорт не был оснащен современным радиолокационным, навигационным оборудованием, диспетчерское управление воздушным сообщением остается примитивным. Самое же главное, не сумели приобрести ни одного самолета для международных и местных линий. Мы должны по высокой планке оценить заслугу человека, который вел недавно переговоры с американскими официальными лицами по поводу внесения 20 млн. долларов США за аренду аэропорта “Манас” авиабазой Ганси. И очень правильно, что президент республики решил эти деньги сосредоточить на счетах президентского фонда развития. Право главы государства, куда направить эти деньги. Я думаю, что государственная ипотека не останется в стороне.
Осуществляя программу ипотечного жилья, мы должны преодолеть барьер недоверия граждан, которых в большинстве случаев обманывали то разовыми политическими обещаниями, то финансовыми пирамидами. Доверие людей к государству должно возрасти. Ведь уважение к власти, государству не пустой звук, а мощная сила развития общества.
Базарбай МАМБЕТОВ, заслуженный строитель Кыргызской Республики
Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/17261/