Депутаты выразили недоверие ХИПИК и донорам
В минувшую пятницу состоялись парламентские слушания о вступлении Кыргызстана в программу ХИПИК. Премьер-министр Азимбек Исабеков, сославшись на неотложные дела с утряской новой структуры правительства, покинул зал, отдав на “растерзание” и.о. первого вице-премьер-министра Данияра Усенова и и.о. министра экономики и финансов Акылбека Жапарова.
В зале заседаний Жогорку Кенеша в подавляющем большинстве собрались антихипиковцы. Прошедшие слушания еще раз показали, что в самом правительстве нет единого мнения. Министра экономики и финансов, приготовившегося еще раз провести презентацию программы, люди отказались слушать. Его весьма бесцеремонно попросили освободить трибуну.
А вот словам Усенова, поделившегося своим видением проблемы, объяснившего плюсы и минусы ХИПИК, внимали. Данияр Токтогулович дал понять, что у страны есть резервы и она может без внешней помощи выплачивать долги. За счет возросших доходов бюджета, арендной платы за аэропорт “Манас”, создания фонда экономического развития, снижения коммерческих потерь в энергетике и, наконец, умелого распоряжения золотыми месторождениями. В конце Усенов заверил, что вступление в инициативу правительство обязательно вынесет на рассмотрение Жогорку Кенеша.
Болот Марипов заявил, что более всего ему не нравится в условиях повышение тарифов в энергосекторе и реструктуризация горнодобывающей промышленности: “Если мы не согласимся с ними (имеется в виду МВФ и Всемирный банк) и цены на энергоносители не будут повышены, то их интерес к нам пропадет… Я давно утратил иллюзии относительно этих двух доноров — МВФ и Всемирного банка”.
Так же негативно относительно предыдущей деятельности и результатов финансовых институтов высказались другие участники, вспомнившие все провальные проекты и потраченные на их реализацию сотни миллионов долларов. Практически все ораторы, выступавшие против ХИПИК, ставили вопрос о солидарной ответственности доноров за двухмиллиардный долг. “Зачем давали деньги, если видели, что они уходят в песок?” — вопрошали не только общественные деятели, но и высокопоставленные чиновники из правительства.
Стоит заметить, что это слышали и доноры. В пресс-ложе за всем внимательно наблюдали руководители представительств МВФ, ВБ, Европейского банка реконструкции и развития, а в зале среди участников был замечен глава Азиатского банка развития в Кыргызстане. Какова их реакция на обвинения, определить было трудно. На лицах — спокойствие и беспристрастность. Просидев час и поняв, что здесь нет их сторонников, господа МакХью, Робинсон и Берг покинули парламент.
Зато аплодисментов за патриотизм заслужили два и.о. министра — иностранных дел и юстиции. Аликбек Джекшенкулов — один из первых, сказавших “нет” ХИПИК и подтвердивший свою позицию еще раз. Его коллега Марат Кайыпов пафосно заявил, что негоже просить кредиторов о прощении внешних заимствований: кыргызы всегда отвечали по своим долгам. Если отец не мог, то сын взваливал на себя эту ношу.
Парламентские слушания, как и предыдущие дискуссии о списании внешнего долга, не отличались конструктивизмом. Много эмоций, обвинений, копания в прошлом, а между тем в марте правительство должно дать ответ, вступаем в программу или нет. Времени, по существу, не осталось.
Послушаешь наших чиновников — начинаешь верить, что есть у нас резервы и способны справиться со своим внешним долгом. Но вера скоро пропадает, когда видишь, с каким скрипом идет ликвидация последствий землетрясения в Кочкорке и Баткене. Если не бедные, почему реставрацию родного МИД не могли провести собственными силами, а сделали это с помощью китайцев? Отчего не хватает денег на печатание больничных листов, издание учебников и пособий для школьников, на лекарства для больных туберкулезом и пациентов психиатрических учреждений? Почему на укрепление и модернизацию своих границ и таможенных постов просим гранты у доноров? Эти “почему” можно еще долго перечислять.
Маловероятно и то, что если страна войдет в инициативу, то от нее отвернутся соседи и страны — партнеры по ШОС, ОДКБ, ЦАРЭС и т.д. Это равносильно тому, если бы Кыргызстан заявил, допустим, прибалтийским странам, что не будет с ними сотрудничать и торговать, если они станут членами НАТО. По большому счету, такие сугубо экономические вопросы, как вступление в ХИПИК, входят в сферу интересов прибалтов и кыргызов.
Корень неверия общественности в программу содержится в недоверии к власти и международным финансовым институтам. Вдруг повторится PESAC? Может, кто-то там, наверху, хочет нагреть руки на ХИПИК, думает большинство противников программы.
Сегодня надо быть камикадзе, чтобы пойти против течения, то есть общественного мнения, и ратовать за непопулярное решение. Неизбрание Феликса Кулова главой правительства эксперты отчасти объясняют и этим. Если председатель Нацбанка Марат Алапаев как-то защищен от негативной реакции антихипиковцев особым статусом центробанка, то и.о. министра экономики и финансов Акылбек Жапаров из-за своей неизменной позиции очень уязвим. А президент Курманбек Бакиев находится над спором. Но рано или поздно именно от него будет зависеть последнее слово.
Лариса ЛИ.
Фото автора.
Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/17161/