Бароны контрабандной вотчины
Нелегальный ввоз товаров в республику приобретает угрожающие размеры. Таможенные структуры напоминают решето. Усилия, которые принимают правоохранительные органы, малоэффективны, поскольку законодательство
в этом направлении вообще, откровенно говоря, тупое. Где выход из патовой ситуации?
Почем спиртик для народа?
О беспределе на алкогольном рынке республики говорят уже не первый год, толку ноль. Бедные депутаты, особенно те, у кого есть водочный бизнес, насмерть испугавшись, что потеряют свои уютные кресла, даже не собираются пересматривать законодательство, касающееся бюджетообразующей отрасли республики. А зачем? Ну кого сегодня волнует судьба государства, когда свой карман нужно набить в первую очередь?
Сотрудниками Службы финансовой полиции за прошлый год выявлено около 500 фактов незаконного ввоза и оборота алкогольной продукции. Одного только нелегального спирта изъято на границе 6 тысяч литров. На внутреннем рынке, то есть уже после пересечения границы, полицейские вытащили на свет из черного оборота 42655 литров спирта и 66713 литров алкогольных напитков более чем на 5 миллионов сомов. Возбуждено 85 уголовных дел.
К примеру, на подъезде к столице на днях полицейские задержали “ЗИЛ–130”, прибывший из Казахстана, под управлением Е. Чегебаева. В авто находилось около 5 тысяч литров спирта. Как прохлопали такой груз таможенники?
На складе у частного предпринимателя А. Исмаилова в Джалал–Абаде обнаружено почти 20 тысяч бутылок водки с поддельными акцизными марками, причем очень высокого качества. Сам коммерсант признался, что груз доставили из Узбекистана и никаких документов у него на товар нет.
Итак, подведем неутешительные итоги. У Службы финансовой полиции прибавилось работы: не прекращается контрабандный ввоз спирта из соседних Казахстана и Китая. Таможня не в состоянии полностью перекрыть нелегальные спиртовые пути при пересечении границы. Комки и мелкооптовые магазины завалены кустарной водкой. Люди продолжают травиться самогоном. Будет ли конец алкогольному бардаку?
Ситуация с нелегальным ввозом спирта, похоже, вышла из–под контроля много лет назад. А вот обратно ее загнать никто не может. Согласно существующему положению правительства, спирт разрешается поставлять только на госпредприятия. Однако наши границы сегодня настолько прозрачны, что практически весь спирт поступает к нам из Казахстана теневым способом. Причем завозят его по таким “тайным” тропам, о которых не знают разве что дети младшего школьного возраста. Правоохранительным органам прекрасно известно, где основной пункт реализации контрабандного спирта. Но, увы, они бессильны бороться с этим явлением. Законом у них связаны руки. Вот и конкретные адреса: улица Кулиева, что в районе Ошского рынка, восточная сторона Аламединского рынка. Дело дошло до абсурда. Практически в каждом доме здесь устроены мини–гостиницы для спиртоторговцев. Реализуется товар, как правило, маленькими партиями, во избежание проблем с полицейскими. На службе у контрабандистов последние достижения техники, сотовая связь. Стоит только заказать крупную партию, и в течение часа ее доставят прямо по указанному вами адресу.
Спиртовики делают удивленные глаза, когда речь заходит о лицензии: не знали, дескать. Но Уголовный кодекс, где четко и ясно сказано, что посадить их могут за алкогольную партию, превышающую пятидесятилитровую отметку, ими изучен очень хорошо.
Теперь о самопале. Нетрудно предположить, почему в Кыргызстан везут столько нелегала. У нас идеальный рынок сбыта как самого спирта, так и продукции из него. Особенно в регионах. Безденежье толкает людей покупать самопал по дешевке, так как качественное спиртное им не по карману. Этим с успехом пользуются самопальщики.
Сегодня уже ясно, что одними силовыми методами с контрабандой и самопалом нам не справиться. Если не принять конструктивных экономических мер, то все усилия финансовой полиции и таможни — пустая трата времени. А между тем нелегальный ввоз спирта в республику будет увеличиваться, люди — травиться самопалом и самогоном, а бюджет — терять миллионы. Также до бесконечности можно вести речь и о самогонщиках. Сегодня сивушное пойло продается практически на всех оживленных перекрестках. Это явление — незаживающая язва на теле нашей алкогольной отрасли. Но представители народа в парламенте, имеющие собственный алкогольный бизнес, и слышать не хотят о том, чтобы внести какие–то изменения в законодательство. Какой можно сделать из этого вывод? Да такой, что им это явно не нужно, потому что в нынешних условиях в их карман попадает больше, чем в казну. А кому охота делиться?
Подпольные
мильонщики
Как показал анализ статистических и оперативных данных СФП, на таможенных постах “Иркештам” и “Торугарт” есть такие лазейки, что через них, наверное, “Боинг” с товарами можно было протащить, а таможенники бы спокойно закрыли на это глаза. Недаром же в полиции возбуждено 6 уголовных дел только в отношении представителей таможенных структур.
Ну сами посудите, после пересечения границы на одном из пропускных пунктов в автомашине “Мерседес” под управлением А. Кожахметова была обнаружена партия товара на 780 тысяч сомов. Естественно, никаких документов на груз не было. Как же получилось, что таможенники не заметили товар почти на миллион сомов?
Или вот еще пример. По статье “Контрабанда” возбуждено уголовное дело в отношении гражданина Казахстана С. Смолевского. Этот ловкач умудрился протащить через границу груз на 100 тысяч долларов без надлежащего оформления. Да вы издеваетесь, господа таможенники, над государством!
Кто даст вразумительный ответ, как удалось завезти из Узбекистана в Ошскую область груз мрамора на двух “КамАЗах” стоимостью 800 и 500 тысяч сомов?
Конечно, и в этом году в СФП будут бороться с контрабандой. Разрабатываются специальные планы, ставятся приоритетные задачи. Но пока законодательство не будет приведено в порядок и будет верховенствовать телефонное право, контрабанда будет нас душить.
Любовь БОРИСЕНКО.
Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/17054/