Где ярок коррупции след?
Как боролась в прошлом году страна с должностными преступлениями и злоупотреблениями в сфере высоких технологий? Пока, к сожалению, речь не идет о всеобъемлющем характере такой борьбы, но конкретные результаты все же имеются.
Около года назад в Службе финансовой полиции (СФП) был создан отдел по борьбе с должностными преступлениями и злоупотреблениями в сфере высоких технологий. Возглавил его полковник финансовой полиции Адылбек Орунтаев. Раньше этот отдел находился в ведении Службы финансовой разведки и курировался Минэкономфином. Сейчас СФП относится к органам власти, не входящим в состав правительства, что делает ее более независимой.
Как поведал заместитель начальника отдела полковник финполиции Тологон Чормонов, десять месяцев работы дали конкретные и ощутимые результаты.
В 2006 году по фактам должностных преступлений в госструктурах, частных компаниях, местных органах власти СФП возбудила 85 уголовных дел, из них в отношении сотрудников Госналогинспекции — 26, Гостаможни — 6, других органов — 53.
Где же наиболее “отметились” коррупционеры? Камнем преткновения для сотрудников Октябрьского райакимиата столицы стали операции с землей. Только по этой статье рассматривается 22 незаконные сделки с участием работников акимиата, Госрегистра, нотариата. Ведь за каждый участок, незаконно отписанный внеочередникам, взятка составляет 7—10 тысяч долларов. За ряд нарушений, в том числе и эти, снят с должности аким района. Нотариус привлечен к ответственности за злоупотребление служебным положением и подделку документов.
Как пояснили в СФП, в сфере землевладения имеются так называемые красная и зеленая книги, выдаваемые Госрегистром. Первая дает право на вечную собственность земли, вторая — право владения ею на 49 лет. Выявлено много фактов незаконной выдачи таких книг. Зачастую очередники на землю по документам уже получили и соответственно зарегистрировали участок, а на деле владельцами являются совсем иные люди, зачастую не нуждающиеся в ней, а приобретающие с целью перепродажи. У лжеземлевладельцев книги были изъяты. Чтобы остановить этот процесс, президент Бакиев подписал указ о моратории на продажу земельных участков сроком на пять лет.
В активе отдела привлечение к ответственности спецадминистратора АО “Айнек” в Токмаке, который нанес ущерб государству на четыре миллиона сомов, незаконно распродав государственное имущество и присвоив деньги.
Отметились и фальшивомонетчики. Финполицией задержаны и привлечены к ответственности распространители нескольких вполне схожих с оригиналом 100–долларовых купюр. Сейчас проводится следствие, выявляются каналы их поступления, возможно, следы тянутся из Чечни.
Много в республике преступлений с акцизными марками на алкогольную и табачную продукцию. По ним ведется два уголовных дела. Завозят такое добро из Урумчи (СУАР) и Турции мешками. А уголовная ответственность, между прочим, наступает уже за 500 марок.
Актуальна ныне сфера высоких технологий. Речь идет о завозе или производстве контрафактной продукции — нелицензионных DVD–дисков, видеокассет, распространении пиратских компьютерных программ. Офицеры финполиции изымали на “Дордое” и других рынках столицы сразу по три–пять тысяч единиц.
За 2006 год служащие СФП 22 раза совместно с Кыргызпатентом выезжали на места возможных нарушений. Изъята и уничтожена незаконная продукция на три миллиона сомов.
В пресечении злоупотреблений такого рода неоценимо и правомерно участие “профи”, хорошо знакомых с международной практикой решения таких проблем. Делами о нарушении прав высокотехнологичных компаний занимается в республике Сергей Павловский, поверенный юрист компании “Майкрософт” в Кыргызстане и президент Ассоциации по защите интеллектуальной собственности в республике.
К сожалению, 98 % пользователей в Кыргызстане применяют контрафактные компьютерные программы, которые куплены не в “Майкрософт”, а у нелегальных дилеров, реализующих компьютеры. Хотя, если честно, лицензионная продукция очень дорога и мало кому из наших небогатых граждан по карману. Пользуются программами на законных основаниях лишь “Кумтор”, Национальный банк, кинотеатр “Октябрь”, прочие крупные компании, а все остальные — нарушители авторских прав. Продукция, которая изымается финполицией и Ассоциацией по защите прав потребителей, проходит экспертизу в “Кыргызпатенте”. Т. Чормонов признался, что бывали и случаи ошибок, когда продукция оказывалась не контрафактной, а лицензионной, тогда владелец получал извинения и свой товар. Но чаще авторские и смежные права нарушаются повсеместно. Есть здесь еще одна тонкость: уголовная ответственность по таким делам наступает тогда, когда ущерб по одному виду продукции (например, одному фильму конкретного режиссера) превысит 50 тысяч сомов. Но такого у нас пока не наблюдалось — масштабы, знаете, не те. Посему владелец контрафакта считается лишь совершившим административно–правовое нарушение, подвергаясь изъятию товара и штрафу, для бизнесмена чисто символическому — тысяча сомов. А ответственность, напомним, все же наступает — в случае рецидива аналогичных действий. Тогда к хроническим нарушителям применяется статья о нарушении авторских, смежных прав и прав патентообладателей. Срок, между прочим, от трех до пяти лет.
Елена МЕШКОВА.
Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/16902/