Растет политическое самосознание — снижается благосостояние
Если раньше мы свое житье–бытье постоянно сравнивали с тем, что было при Союзе и после, наша жизнь после известных мартовских событий тоже как бы разделилась на две части: на ту, что была до и после “тюльпановой революции”.
Весь 2005 год страна представляла собой кипящий котел человеческих страстей. Митинги, пикеты, захваты зданий, ультиматумы и требования к новой, еще неоперившейся власти дать землю, сместить неугодных чиновников, выделить деньги и т.д. Раскрепостившиеся люмпены, вышедшие из футляра чиновники, набравшиеся смелости НПО и даже люди в погонах — все оказались на улице под разными лозунгами, но с одним желанием — быстрых перемен и лучшей жизни.
Год пролетел в митинговой эйфории — страна почти не работала. Инвесторы заморозили свои проекты, не зная, что впереди. Местные бизнесмены также не спешили окунаться в работу, прогнозируя передел собственности и сфер интересов. Спешить приходилось лишь президенту и правительству: надо было скорее кончать с политической нестабильностью и заставить страну включиться в трудовой ритм.
С нулевым ростом экономика Кыргызстана вступила в 2006–й. Теперь главной задачей новой власти было добиться экономической стабильности, ибо без нее все застаревшие “болячки”, нерешенные проблемы вновь бы вылезли наружу и потащили республику назад. Времени и так столько упущено!
Больших перемен в стране не произошло ни в политическом, ни в государственном устройстве, ни в экономике. Наверное, отсутствие радикализма объясняется отчасти кадровой политикой. В правительстве ключевые позиции заняли люди, которые чиновничьего мундира и не снимали, все они номенклатурные работники акаевского госаппарата.
Впрочем, первые лица тоже не были склонны проводить жесткие реформы и особо не фонтанировали свежими идеями. Фактически получилось так, что новые люди, пришедшие во власть, стали проводить экономический курс предшественников, которых они, будучи в оппозиции, жестко критиковали.
По наследству от прежней власти достались высокий уровень бедности, с которой мы боремся с помощью международных доноров и все никак не можем победить. Огромный внешний долг, за 15 лет самостийности достигший размера ВВП и который пришло время выплачивать. Большая зависимость правительства от финансовых институтов, особенно МВФ, — с ним приходится обсуждать и находить согласие даже по таким вопросам, как тарифы, ставки налогов, дефицит бюджета и т.д. Досталась в наследство и коррупция, которая после мартовских событий вообще распоясалась.
Со всем этим наследством надо было бороться, а руки не доходили: что ни день, то какой–нибудь постреволюционный сюрприз. Сегодня главный политический лозунг всех, кто хочет хоть как–то застолбить свое имя в истории — “Долой ХИПИК!”. Молодежь закидала яйцами здание Всемирного банка, протестуя, по сути, против определения бедной страны. И чем больше НПО собирают людей возле Минфина и ВБ, тем больше они толкают Кыргызстан в бедность. Уж лучше бы ячейки с яйцами, десяток которых стоит 50 сомов, отдали пенсионерам, забывшим вкус яиц и страдающим от холода и голода.
От ХИПИК, конечно, можно отказаться. А вот по процентным ставкам кредитов, которых числится
2 млрд. долларов, все равно расплачиваться придется. Вопрос: чем платить? Будут ли деньги в бюджете? И как их заработать, если и в дальнейшем митинги и пикеты использовать как метод давления на власть по любому поводу?
Депутат не понравился — бросай работу и давай на площадь. Судью не того, говорят, назначили — зови народ на улицу. Губернатора сняли и другого поставили? Давай перекроем дорогу. Политическое самосознание настолько выросло, что уже мешает нормальному созиданию.
Да и президент, и правительство своей нерешительностью, половинчатыми решениями давали повод для критики. Задумали провести глобальную реформу — изменить бюджетную систему. Убрать два звена из четырех, сделать двухуровневый бюджет, оставив только местное самоуправление и центр. Но при этом государственно–административную систему оставили неизменной. С первых же дней, как только эта идея была озвучена, реалисты весьма скептически отозвались об инициативе новой власти. Сказав “А”, она не решилась на “Б”, а именно: ликвидировать институты акимов и губернаторов. Хотя кто знает, нужна ли маленькому Кыргызстану такая громоздкая административная система управления, такая многослойная надстройка?
По количеству чиновников на душу населения наша страна, полагаю, в числе лидеров. Так же, как и по уровню коррупции. Это зло проникло не только в нашу жизнь, но и в наше сознание. Начиная с роддома и заканчивая похоронным бюро, за все нужно платить сверх тарифа. А иначе не будет тебе ни палаты и лекарств, ни места на кладбище.
С коррупцией все свыклись, и никто всерьез не боролся, кроме как на словах. Между тем страна, опутанная снизу доверху сетью коррупции, далеко не продвинется. Приватизация стратегических объектов промышленности, концессия энергетических объектов, реализация крупных инвестиционных проектов международного масштаба — на пути всех этих планов непреодолимым барьером становится коррупция. Она стала настоящим тормозом для экономического развития.
Не надо быть провидцем, чтобы предсказать Кыргызстану в 2007 году непростую жизнь. Инфляция подскочит и будет далеко не 5 процентов, как планирует правительство. Конечно, при большом желании статистики могут вывести и эту цифру, но она у населения доверия все равно не вызовет, зато еще больше подорвет это самое доверие к правительству, если оно будет и впредь заниматься больше самоуспокоением, нежели говорить правду народу. Какой бы горькой она ни была.
Лариса ЛИ.
Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/16751/