Экономика должна быть!
В недавние для кого–то и неведомые для многих советские времена с легкой руки генсека Компартии бывшего Союза Леонида Брежнева появился популярный слоган: “Экономика должна быть экономной”. Сторонники и оппоненты годами оспаривали либо, наоборот, искали смысл этой фразы. Критикам казалось, что это выражение сродни фразе “Масло должно быть масляным”, защитники не менее рьяно доказывали, что смысл экономики как раз в экономии материальных и финансовых ценностей. Но в итоге под эту фразу подгонялись все создаваемые планы и стратегии.
Споры и баталии года
На дворе другие времена, лозунги и слоганы требуют новых идей и стратегий, механизмов и способов их реализации.
Ни для кого не секрет, какие споры и баталии велись в стране в течение всего 2006 года по поводу отсутствия сколь-нибудь ясной и понятной стратегии развития, каких только направлений движения не предлагалось многочисленными экспертами–экономистами.
Поэтому в начале года было объявлено о предстоящей глобальной работе — разработке Национальной стратегии развития страны (НСРС). Премьер Феликс Кулов заявил тогда: “Разработка концепции развития — важнейший стратегический документ, от содержания и качества которого зависит, каким путем и с какой скоростью будет двигаться страна. На первом этапе предстоит определить ее вид, методологию и подходы”. Не отрицая полезность некоторых прежних программ (КОР, развития села, горных регионов и других), глава правительства подчеркнул их малую отдачу, хотя авторами, без сомнения, были умные местные и приезжие эксперты. Поэтому новая программа с учетом всех ошибок и недостатков должна стать масштабнее, глобальнее и укрепить позиции Кыргызстана. В первую очередь следовало определить, в чем Кыргызстан может сработать на опережение в регионе и мире, каковы его основные приоритеты и факторы успеха.
Но были и другие мнения. Так, некоторые министры предлагали, не мудрствуя лукаво, восстановить экономику без общих стратегий и программ, но быстрыми конкретными действиями. Например, за один год поднять экономику, реанимировав коллективное горное животноводство. Через год, уверяли оптимисты, поголовье скота увеличится как минимум вдвое, через два — втрое, вот и вырастет ВВП.
Другие советовали для перемещения Кыргызстана из бедных стран в средние осуществить подъем финансового рынка, ввести всеобщие стимулирующие налоги, ограничить роль государства в экономике и либерализировать ее, разделив полномочия ветвей власти и проведя скорейшую территориальную реформу. Правда, многие из предложений носили скорее декларативный характер без привязки к суровой реальности.
Весна этого года была богатой на рецепты оздоровления экономики. Например, небезызвестный предприниматель и экономист Юруслан Тойчубеков презентовал концепцию новой программы экономических реформ до 2020 года “Беш Ашуу”, ее лозунгом поставив слова “Труд и единство”, что, без скептицизма, действительно важно для нашей, да и любой страны. Идею программы автор почерпнул в предвыборной программе нынешнего президента.
Ю. Тойчубеков и коллектив экспертов–экономистов представили свою программу как возможный рецепт экономического возрождения, при этом подчеркнув, что в последние годы в республике осуществлялось не менее десяти экономических программ, гарантировавших светлое будущее, но “оказавшихся провальными”. За основу был взят опыт многих развитых стран, которые, при наличии реально действующих демократических норм, даже при отсутствии больших ресурсных богатств смогли добиться прекрасных результатов и опережающих темпов. Путь преодоления “пяти перевалов”, по мнению авторов, к 2020 году обязательно приведет к обществу всеобщего благоденствия, удвоению ВВП и доходов на душу населения уже через четыре года, утроению бюджета. Для этого надо реформировать финансовую систему, определить среди приоритетов главные (энергетика и туризм), конкурентоспособные на мировых рынках. Затем надо возродить агропромышленный комплекс, реформировать промышленность, экспортные производства, систему образования и подготовки кадров.
Оппоненты на цифрах доказывали, что эта программа нежизнеспособна, что для цифр роста нужна основа, которой как раз и нет, что для такого взлета стране понадобится ежегодно не менее 1,6 млрд. долларов инвестиций. Но как их привлечь и где взять — вот вопрос. Министр экономики и финансов Акылбек Жапаров напомнил, что “в 2004 году мы смогли найти лишь 100 миллионов, а в 2005–м — 150”. А доноры, по его словам, “были просто в шоке от приведенных в программе цифр”.
Путь к результату
Тем временем к середине года рабочая группа под руководством Министерства экономики и финансов представила общественности основные аспекты Стратегии развития страны (СРС), принявшей конкретные очертания.
Ее обсудили на нескольких круглых столах с участием чиновников, аналитиков, социологов, политологов, независимых консультантов.
Авторы проекта целью стратегии определили “повышение уровня жизни граждан путем устойчивого экономического роста, создания условий для полноценной занятости, высоких и устойчивых доходов, доступности широкого спектра социальных услуг”. Иначе говоря, в случае реализации всех мероприятий будем мы наконец жить–поживать не хуже, чем в соседних динамично развивающихся странах. Предполагается, что реальный ВВП в 2010 году вырастет на 33 %, номинальный — на 65 % к уровню 2005 года при среднегодовом росте ВВП до 6 %. Объемы в промышленности увеличатся на 7 %, в сельском хозяйстве — на 5,5. Вошли в стратегию и многие рациональные зерна других предлагаемых программ и концепций.
Конечно, в первую очередь надо было обсудить финансовую базу для реализации СРС. Авторы считают, что в интересах правительства поддержка СРС из госбюджета, а во–вторых, страна вправе ожидать, как и раньше, инвестиционной подпитки в рамках Программы государственных инвестиций плюс гранты. Есть надежда на инвестиции местных органов и частников. Члены рабочей группы Минэкономфина во главе с руководителем Любовью Тен доработали проект с учетом замечаний и направили в правительство, еще раз напомнив об отсутствии времени на раскачку.
Осень — время
завершения стратегий…
К ноябрю ситуация наконец прояснилась — правительство еще раз рассмотрело проект СРС на 2006—2010 годы. По мнению министра экономики и финансов, достичь намеченных в программе рубежей возможно, но лишь при обеспечении высоких темпов роста. Это значит, что ВВП в 2006—2007 годах не должен быть ниже 5,5 %, а затем вырасти от 6,5 до 7,9. Только при этих непременных условиях Кыргызстан сможет войти в группу среднеразвитых стран, обеспечив ВВП на душу населения не ниже 600—730 долларов США. В числе приоритетов — энергетика, горнодобывающая отрасль, строительство и транспортная инфраструктура, сельское хозяйство и переработка продуктов, туризм, малый и средний бизнес, инновационные технологии. Но в первую очередь намечено продолжить политические реформы, борьбу с коррупцией, дерегулирование экономики и реформу госуправления. Развитие регионов сфокусируется на традиционной специфике для конкретно взятой области.
К началу декабря наконец, после всех митинговых страстей, вышло правительственное постановление о принятии СРС на ближайшие четыре года. В случае ее успешного выполнения к 2010 году Кыргызстан вроде бы должен выскочить из затянувшегося экономического кризиса.
…и отставок
Но в нашем нестабильном государстве, видимо, еще рано говорить даже о среднесрочных программах, потому что до сих пор никак не установится политический консенсус между ветвями власти. Происшедшая отставка правительства предполагалась и прогнозировалась многими. Но обидно даже не столь предсказуемо развивающееся действо, как его пагубное влияние на нашу многострадальную экономику. Теперь опять на повестке ближайших месяцев будут стоять не экономика и столь нужные в государстве реформы, а формирование нового парламента и шкурный вопрос дележки стульев, для чего надо вначале провести предвыборную кампанию и собственно выборы.
А когда у нового состава парламента дойдут руки до СРС — вопрос риторический. Душа болит, честное слово.
Елена МЕШКОВА.
Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/16745/