Первый прогон бюджета–2007 никого не удовлетворил
Традиционные парламентские слушания по главному финансовому документу страны, прошедшие в минувший четверг, явно запоздали. В былые годы к этому времени в Жогорку Кенеше заканчивались дебаты по нему в самой палате. А нынче по всем вопросам: доходной и расходной частям бюджета, по системе межбюджетных отношений, по структуре правительства — одна неясность.
Министерство экономики и финансов, несмотря на трудный из–за политической нестабильности, непредсказуемый год, вовремя подготовило проект закона “О республиканском бюджете на 2007 год” и передало его в парламент. Однако после этого в стране произошло столько важных событий при самом активном участии народных избранников, что документ, который озвучил с парламентской трибуны министр экономики и финансов Акылбек Жапаров, явно устарел. А каким он должен быть после принятия новой Конституции, похоже, никто толком не знает. До сего времени президент, правительство и Жогорку Кенеш занимались политикой, а до бюджета руки не доходили.
В итоге Акылбеку Жапарову пришлось оперировать несколько устаревшими данными. Ну, во–первых, проект закона рассчитывался по двухуровневой системе межбюджетных отношений, когда основными участниками становятся местное самоуправление и республика. О необходимости именно такого мостика говорили весь год на различных конференциях, семинарах и заседаниях. Но такой радикальный подход пришелся не всем по душе, потому что акимы и губернаторы уже не будут играть ключевую роль в распределении бюджетных средств.
Во–вторых, зная местные реалии, многие высказывали опасения, что задуманное вряд ли осуществимо. Правительство хотело провести чисто экономическую реформу, не меняя государственно–административного устройства страны. Но какой хозяин района и области, будучи в здравом уме, позволит обойти себя в финансах? В итоге Акылбек Жапаров был вынужден признать, что они несколько поторопились с двухуровневым бюджетом — ни на верху, ни внизу оказались не готовы к нему. И предложил 2007 финансовый год построить по действующей системе. Но на парламентских слушаниях ему пришлось озвучить именно проект двухуровневого бюджета, так как вносить в него коррективы было уже некогда.
Ключевые макроэкономические показатели на сегодняшний день выглядят так: номинальный ВВП в 2007 году будет 122241,5 млн. сомов, рост ВВП — 5,5 процента, инфляция — 5 процентов, дефицит бюджета — 2,9 процента, внешний долг — 72,8 процента к ВВП.
Денежная масса в 2007 году, по оценкам экспертов, вырастет примерно на 17 процентов, будет продолжен режим плавающего обменного курса сома. При этом международные резервы планируется поддерживать на уровне не менее 4,1 месяца импорта товаров и услуг. В структуре производства ВВП увеличится доля промышленности, в основном за счет роста производства золота и других отраслей. Правительство также рассчитывает, что доля сельского хозяйства в ВВП вырастет на 4 процента, сферы услуг — на 5,4, строительства — на 3.
Разработчики проекта закона рассчитывают, что экспорт вырастет примерно на 8 процентов, а импорт снизится. Приток иностранных инвестиций может составить свыше 66 млн. долларов, по линии внешнего заимствования Кыргызстан получит кредиты в государственный сектор в размере 92,4 млн. долларов, это на 8,6 меньше, чем в текущем году. Зато отдавать придется больше — амортизационные выплаты по государственному внешнему долгу вырастут в 3 с лишним раза.
Прогнозируемый внешний долг 72,8 процента авторы закона вывели с учетом, если страна вступит в инициативу ХИПИК. Если же мы откажемся от нее, то эта цифра, скорее всего, перевалит за 80 процентов.
Правительство предполагало провести ряд мер по повышению жизненного уровня граждан — в здравоохранении, образовании, социальном страховании и т.д. Тем самым сократить уровень бедности на 2,5 процента и довести этот показатель до 39 процентов. Однако это предполагалось сделать за счет высвобожденных от уплаты внешнего долга средств после вступления в ХИПИК. Так что и этот вопрос остается открытым.
Реальный рост заработной платы составит 5,6 процента — в денежном выражении это 3180 сомов, или 75,7 доллара. Минимальный потребительский бюджет прогнозируется в размере 2100 сомов.
В будущем году правительство планирует провести ряд структурных реформ, касающихся стратегических объектов. Но они, если их внимательно рассмотреть, ничего нового из себя не представляют. Это практически те мероприятия, что исполнительная власть должна была провести в нынешнем году, но не успела. А продажа госпакета акций “Кыргызтелекома” — это, можно сказать, традиционное намерение правительства.
После выступления министра экономики и финансов на него посыпался не столько шквал вопросов, сколько град упреков и обвинений. Самое распространенное: правительство весь год ничего не делало. Такое заявление сделал Иса Омуркулов. Исполнительная власть в лице Феликса Кулова и Акылбека Жапарова оказалась виновата в том, что проект бюджета получился таким сырым, и в том, что новый проект Налогового кодекса не принят, и обновленной структуры правительства нет.
Депутат словно забыл, что сам был причастен к тому, что все эти законы оказались погребены под другими документами. Депутатский корпус крайне медленно и неохотно подходил к рассмотрению важных для нормального функционирования государства законов, зато несколько заседаний подряд мог обсуждать сугубо внутренние дела. А сколько было упущено дней из–за того, что в Жогорку Кенеше не было кворума. Из–за того, что часть народных избранников не вылезает из командировок, а другая митингует.
В одном был прав Омуркулов, что “нет ясной позиции, какой же все–таки бюджет нам нужен и какой будет”. Он лично ратовал за двухуровневый бюджет, считая, что на местах люди вполне созрели, чтобы формировать свои доходы и рассчитывать расходы. Но с ним не все были согласны. В республике еще немало дотационных районов, где не из чего строить бюджет. Как жить таким?
Согласно проекту закона, в 2007 году доходы консолидированного бюджета превысят 25 млрд. 727,7 млн. сомов, или 21 процент к ВВП. Доходы республиканского бюджета — 22 млрд. 866,4 млн. сомов (18,7 процента к ВВП). Расходная часть бюджета — 28 млрд. 817,7 млн. сомов. Дефицит бюджета — около 4 млрд. 96,2 млн. сомов. Но и эти цифры придется корректировать, так как никто не знает пока, какой будет новая структура правительства. Сколько в нем останется комитетов, агентств?
Поэтому Акылбек Жапаров предлагал рассматривать проект бюджета в том виде, какой есть, а поправки и изменения в закон вносить по мере прояснения картины, чтобы не терять времени. Если же дожидаться, когда правительство разразится новой структурой, а потом ее утвердит Жогорку Кенеш, так и к марту бюджет не принять, если учитывать, что по каждой кандидатуре министра или директора будет вестись торг. А в январе бесполезно такие важные вопросы обсуждать — сплошные праздники и каникулы.
Двойственное чувство оставили эти слушания.
Была конструктивная критика — депутат Бишкекского парламента Алексей Филатов уже не первый раз вступает в дискуссию с Минэкономфином. Он уверял, что такой проект закона значительно обделяет столицу финансами. По логике большинства депутатов Бишкекского кенеша, кто больше зарабатывает, тот и должен больше тратить. За что председатель Комитета по бюджету и финансам Ахматбек Келдибеков урезонил своего молодого коллегу: “Не надо тянуть одеяло на себя, люди не виноваты, что живут в бедных отдаленных районах”.
Были традиционные просьбы увеличить ассигнования, упреки в адрес министерства и правительства в том, что оно не так формирует бюджет. Нынешние бюджетные слушания показали, что гражданский сектор все активнее включается в работу по созданию главного финансового документа страны, все больше требует от правительства прозрачности в этом процессе. И это хорошо. Другое дело — насколько реален тот проект бюджета, что они обсуждали?
Лариса ЛИ.
Фото автора.
Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/16549/