ХИПИК не панацея, но и не удавка
На этой неделе начнется обсуждение возможного вступления Кыргызстана в инициативу ХИПИК правительством и главными международными донорами. Дискуссии будут носить принципиальный характер, так как лимит времени практически исчерпан. До конца года республика должна определиться со своей позицией в этом вопросе: или она вступает в инициативу и берет на себя обязательства неукоснительно выполнять все триггеры, или должна будет заложить в бюджет 2007 года средства на выплату внешнего долга. А это почти 80 миллионов долларов. И депутаты, выступающие против ХИПИК, и члены кабинета министров, кому скоро защищать в Жогорку Кенеше главный финансовый документ года, прекрасно понимают, что вряд ли такие деньги найдутся в казне, даже если очень тщательно поскрести по сусекам.
В самой исполнительной власти нет пока ни четкого представления о самой программе, ни единства во мнении. Что же касается премьер–министра Феликса Кулова и его первого заместителя Данияра Усенова, их высказывания довольно осторожны. В основном они обещают, что, если условия будут для Кыргызстана кабальные и заведомо невыполнимые и невыгодные, мы откажемся вступать в ХИПИК. Как будто разработкой триггеров занимаются МВФ и Всемирный банк. В том–то и дело, что наша сторона должна над этим думать, предлагать свои варианты и защищать их во время переговоров.
По мнению спикера парламента Марата Султанова, разноголосица и разброс мнений о реструктуризации внешнего долга наблюдаются оттого, что “часто не хватает хорошо структурированной информации, и поэтому на первое место выходят слухи”. Торага Жогорку Кенеша выразил пожелание международным организациям чаще встречаться с депутатами, доносить информацию из первых уст профильным комитетам парламента. Потому что, считает он, “наши министры информацию подают не совсем корректно. Зачастую они говорят, мол, это требования МВФ и Всемирного банка, и тогда у депутатов сразу возникает протестное чувство”.
Заместитель председателя правления Нацбанка Максат Ишенбаев недоумевает, почему эта программа вызывает такие страхи: “Условия те же, что мы выполняем по программе ПРГФ. Ничего более. Не знаю, почему политики так боятся ХИПИК. Многих пугает реформа в энергетике и горнодобывающей промышленности. Вот основной камень преткновения. Мы считаем, что там давно требуются глубокие перемены, и большинство людей с этим согласится. Основная коррупция наблюдается в этих секторах.
Реформы в этих отраслях вовсе не значат продажи объектов энергетики. Речь идет о прозрачности управления, проведении ежегодного международного аудита, чтобы мы каждый раз не задавались вопросом, куда деваются деньги от производства и продажи электроэнергии. Я не думаю, что речь будет вестись о приватизации — это не их дело, речь с донорами больше будет вестись о прозрачности в отдельных секторах экономики”.
Волков бояться — в лес не ходить. По аналогии с этой русской народной пословицей начальник управления госдолга Минэкономфина Эрнис Абдразаков думает, что не так страшен ХИПИК, как его малюют. “Критерями вхождения в инициативу являются не политические мотивы, а сугубо экономические, — заявляет он. — Никто нас не заставляет вступать в нее. Но Кыргызская Республика должна признать, что она бедная и у нее есть проблемы с долговыми обязательствами. И никуда нам от этого не деться. Надо сразу уяснить для себя, что очередная реструктуризация внешнего долга не решит всех наших проблем. Но какую–то помощь она окажет.
В течение последних пяти лет у нас появилась стратегия, появилось видение того, что надо делать с внешним долгом. Мы пытаемся его оптимизировать, уменьшить. До 2000 года никто толком не знал, кому и сколько страна должна.
Причины возникновения долга мы решаем. У нас наблюдается тенденция роста экономики, но ХИПИК даст ей дополнительный бонус для развития. Мы уже исчерпали все стандартные возможности списания долга. Был Парижский клуб, пытались поменять долг на экологию, вели двусторонние переговоры со странами — членами Парижского клуба, пытались кредиты перевести в гранты и т. д. Можно и дальше жить без ХИПИК, но с тяжелым долговым бременем, а можно это бремя облегчить”.
С самого начала дискуссий по ХИПИК и по сей день, когда все ближе день принятия окончательного решения, не изменил своего убеждения о необходимости использовать шанс, который выпал стране, глава Союза предпринимателей Кыргызстана Омурбек Абдрахманов. В шутливой форме, но вполне серьезно он недавно признался, что ни один здравомыслящий человек не отказался бы принять подобное предложение: “Если бы мне, как Кыргызстану, кредиторы сказали: не кури, не пей, плати вовремя налоги, не нарушай правила дорожного движения, не играй в казино, не заглядывайся на красивых женщин, и за это мы тебе простим один миллион долларов, что ты брал на развитие производства, да я бы ни минуты не задумывался. И кто бы поступил по–другому?
Страна должна выбираться из долговой ямы, независимо от того, кто ее туда загнал. Сейчас не время вспоминать прошлое, все равно виновных не найдешь. Зато пока будем долго искать крайних, упустим прекрасный момент, не часто выпадающий на нашу долю”.
Лариса ЛИ.
Между тем
Еще в июле лидеры молодежных организаций грозили массовым митингом с кричащими лозунгами “Нет — позору! Нет — HIPC!”.
Разумеется, планировали акцию протеста у ограды “Белого дома”. К зиме их пыл остыл, и любование фасадом “БД” они заменили стоянием у здания, где располагается миссия Всемирного банка. Кстати, сегодня представители ВБ и МВФ должны прибыть в Бишкек на переговоры, а заодно провести консультации с правительством о вступлении в HIPC.
Молодые политики не раз заявляли о своей позиции: они категорически против присоединения Кыргызстана к этой программе.
Требования пикетчиков обращены к седьмому этажу. А краткое их содержание таково: создать национальный фонд облегчения внешнего долга КР, все переговорные процессы, относящиеся к HIPC, проводить чуть ли не в прямом эфире и, самое главное, заставить руководство страны четко, внятно и доступно объяснить условия вступления, пребывания и возможность обойтись без этого.
Посмотрим, прислушается ли к этим голосам “БД”. Пикет начнется сегодня в 10.00. Как заявляют его организаторы, он будет бессрочным. Нет, разбивать палаточный городок инициаторы акции не собираются. Все же не май на дворе. А вот приходить каждый день к зданию миссии ВБ, периодически заглядывая и на центральную площадь, участники пикета намереваются. До тех пор пока их требования не будут удовлетворены: либо полный расклад, либо отказ от HIPC.
Дарья МАЛЕВАНАЯ.
Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/16409/