Удостоверяет… ладонь
Проспект Чуй, привыкший к шествиям, митингам и демонстрациям, такого еще не видывал. Нестройная, внушительная колонна подростков свистела и горланила оглушительно, двигаясь к филармонии. Вместо лозунгов и плакатов — вырезанные из фанеры ладони с растопыренными пальцами… Таким шествием и благотворительным концертом завершилась двухгодичная акция “Дети выбирают правопорядок”.
-Я очень волновалась, — созналась Бегайым Ногойбаева, координатор программы. — Такой толпой трудно управлять. И можно было ожидать всякого.
Большинство участников шествия — ребята из группы риска, а также стоящие на учете в инспекциях по делам несовершеннолетних, беспризорники. Но что у них написано на “ладонях”? “Я выбираю правопорядок”.
Главный организатор акции — Общественная некоммерческая организация “Центр поддержки “Поколение” (исполнительный директор Гульжан Бекембаева). Он в столице известен куда меньше, чем “Центр защиты детей, приюты. Его организовала шесть лет назад группа людей, неравнодушных к положению детей и подростков в спецучреждениях Кыргызстана. И деятельность организации в первые годы проходила на территориях, огороженных колючей проволокой.
“Поколение” оказывает социальные, психологические и правовые услуги воспитанникам, выпускникам, их родителям, проводит для них и для работников закрытых учреждений тренинги, занимается восстановлением семейных связей и многим другим.
Три года назад деятельность “Поколения” вышла за пределы этих территорий.
— Мы решили “ловить” детей до того, как они попадут туда, — объясняют сотрудники.
К этому времени установились связи с другими НПО и общественными организациями, занимающимися проблемами детей, а также с международными благотворительными. Что и позволило создать новую “программу альтернатив”.
Движение “Дети выбирают правопорядок” зародилось в Южно–Африканской Республике более ста лет назад. Оно перевернуло проблемы детей группы риска и вступающих в конфликты с законом нет, не с ног на голову, а с головы на ноги.
Как это выглядит в адаптации к нашей действительности?
Ребенок не хочет учиться, нарушает дисциплину, прогуливает… Подростки из хулиганских побуждений разбили окно, избили прохожего… В общем, объяснять, за что и каких детей и подростков берут на учет в ИДН и какие созрели для спецшкол и спецучилищ, не надо. Их надо наказывать, перевоспитывать, вести профилактическую работу и т.д. и т.п.
А для “Поколения” основа всех основ, важное и ценное — сам ребенок. Правонарушения, поведение риска угрожают прежде всего ему самому, мешают развиваться в полноценную личность.
Но ребенок не сам выбирает опасный для себя путь. Он ему навязывается средой, окружающими людьми. Если ему помочь стать сильнее, повысить его самоуважение, разъяснить права, он САМ может сделать выбор: вверх или вниз? (“Я не ворую потому, что мне это стыдно и противно, а не потому, что об этом могут узнать и наказать”.)
Все ясно и упрощенно? Ничуть. Выбрать правопорядок могут не все: одних уже не отпустит порочная среда, слишком глубоко в ней увязли. Другие и не хотят этого: ребенок, как личность, уже сформирован ею.
О сотрудниках “программы альтернатив”, которые и начали в Кыргызстане новое движение. Гульжан Бекембаева, Суйоркул Сейдинов, Илья Рузев, Айсулуу Мергенбаева, Бегайым Ногойбаева. Это образованные, с хорошими знаниями психологии молодые люди.
Два года назад выбрали в Ленинском районе две школы, особенно неблагополучные по числу “трудных” и тех, кто уже приблизился к железным воротам спецучреждений.
Но почему трудновоспитуемые потянулись к новым “воспитателям”?
— Мы их любим и понимаем, — объясняет Бегайым.
Рассказывает о себе.
Любимая дочка в благополучной семье. Ясная счастливая жизнь: школа, всякие развивающие кружки, студии, университет. Пришла сюда, потому что ей, психологу, было просто интересно как профессионалу поработать с “трудными”. Была потрясена, узнавая, в какой нищете, убожестве живут многие из этих детей, сколько равнодушия и даже жестокости испытывают в семьях. (“Я с тех пор смотрю с огромной нежностью на своих маму и папу. И часто благодарю их за любовь ко мне и заботу”.) Теперь к этим “трудным” и “нехорошим” у нее только великое сострадание и желание помочь. У ее коллег–единомышленников тоже.
Многие дети, запущенные, с острыми коготками, не идущие на контакт со взрослыми, на самом деле тоскуют по любви и вниманию к себе. И идут за тем взрослым, который проявляет живой интерес к ним. Куда он поведет: разбить стекло в комке или в студию бальных танцев. Ну а те, от которых бледнеют учителя и которые заранее ненавидят официальных “благожелателей”?
— Мы адаптировали к нашим условиям методы и методики ЮАР — они прошли проверку временем в разных странах, — объясняют в “Поколении”.
Ну кто из “трудных” откажется от занятия и интерактивного тренинга на тему: “Как вести себя, когда тебя задержал милиционер?”.
Оказывается — невиданное, неслыханное! — ты не только имеешь право, но и должен попросить охранника порядка предъявить его удостоверение. (И, конечно, показать свой документ, хоть школьный дневник.) Попросить объяснить причину задержания. Несовершеннолетний имеет право не отвечать ни на какие вопросы без присутствия взрослого — родителя, опекуна или учителя. А если таковых не оказалось — звони в “Поколение” (54–29–90) и приедет к тебе социальный работник.
Тренинги и ролевые игры — как сказать “нет”, как взаимодействовать в группе, освободиться от ярлыков и по другим жизненным навыкам — постепенно выводили (не всех!) детей из группы риска, делали их социально более адаптированными, активными, повышали в них чувство собственного уважения. И первые несколько сотен ребят расписались на огромном листе бумаги и заверили подпись… своей испачканной в краске ладошкой. Это означало: “Я выбираю правопорядок”.
— Почему ладошкой? — удивляюсь.
— Это старый ритуал. Детям нравится все нестандартное.
В этом году пилотные школы появились во всех районах города. А по проспекту Чуй шествовало уже более тысячи детей в голубых шарфах и с огромными фанерными “ладонями” вместо плакатов и лозунгов.
Новый подход к искоренению детской преступности — выводить из опасной зоны через интеллект, самосознание, нравственность, а не через наказания — находит все больше сторонников. Первая общегородская акция “Дети выбирают правопорядок” проведена при поддержке администрации президента, УВД и мэрии, ЮНИСЕФ и НПО.
А про голубые шарфы. Их “Поколение” подарило своим подопечным, участвующим в шествии. Но были подростки– старшеклассники и в желтых. Это ребята с другого полюса жизни: лучшие ученики, активисты. Они никогда не были в ладах с законом. Они, члены молодежной организации “Шакману”, помогают ребятам выходить из этой конфликтной зоны. А на этой акции — “Поколению”. Алмаз Айдосов, Анвар Жунусов, Эген Акунов и другие. Разговорились с красивой девочкой, одиннадцатиклассницей лицея № 74 Шахризадой Мукашевой, зрелым человеком с ясными устремлениями.
— Я с прошлого года в организации. И сильно изменилась за это время. Научилась ценить время. Это — для уроков, это — для общественной работы, это — для другого. Пустое времяпрепровождение, необязательное — ничего такого не осталось у меня.
Заключение акции — благотворительный концерт тоже необычен. Его и концертом–то трудно назвать. Конечно, зал и сцена оставались. И выступления звезд кыргызской эстрады были блестящи, и воспитанники детских центров “Сейтек”, “Балажан”, молодежные народные ансамбли показывали свое искусство с удовольствием и вдохновенно.
Но, в общем–то, шел разговор о том, сколько нужного, интересного представляет детям в голубых шарфах (“спасибо, ребята, что вы пришли, спасибо, что вы с нами!”) мир “правопорядка”, чем можно заняться — спорт, искусство, дружба, творчество и многое другое.
…На сцене беспризорники из Центра социальной реабилитации. Они играют себя и свою жизнь.
Страшная для малыша ночная темнота. Спившаяся мать избила и выгнала из дому. Пьяные бездомные подростки избили еще сильнее, до бесчувствия.
— Господи, неужели я никому не нужен?
В голосе мальчика усталость, покорность и очень маленькая надежда: может, хоть Ты, неведомый и всемогущий, увидишь меня? Маленький Дима потрясающ. Но есть ли у него актерский талант? Кто знает. Его “герой” он сам. И жизнь на сцене — его реальная жизнь.
А зал непрерывно взрывается аплодисментами, свистом. С одной стороны, вести себя в “храме чистого искусства” ребята явно не умеют. С другой, слишком сильны сочувствие к малышу и ненависть к тем, кто его мучает. Для многих из ребят в голубых шарфах все, что на сцене, — это тоже не игра, а реальная жизнь.
Но эту сценку беспризорники создали и показали не для того, чтобы вышибить слезу. Это — мольба. Будьте, люди, добрее и отзывчивее друг к другу, чтобы ни один ребенок не спрашивал у Господа тоскливо: “Неужели я никому не нужен?”.
Валентина КОРЧАГИНА.
Фото Владимира ВОРОНИНА.
Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/15926/